Поэтический театр «Фонограф» (1999-2000)  

ПРОЕКТ
"Русская поэзия Нового времени (XVIII - XX в.)"
 


Как известно, человек постоянно пребывает в поиске. То он в поиске "смысла" то в поиске откровения... Сейчас - время "поиска языка". XX век в русской литературе начался с софиологии Вл. Соловьева. - его философский, поэтический и визионерский опыт вызревший из самых основ мировой и русской культуры, дал толчок следующим двум -трем поколениям поэтов; в результате первые два десятилетия XX века стали временем коренного изменения языка русской поэзии.

Всего три года отделяют кончину Л. Толстого (1910) и стихотворение А. Крученых "Дыр бул щыл" (1913). Дальнейшая история России и русской культуры сложилась, как известно, таким образом, что на протяжении нескольких поколений этот "новый язык" по причинам, в том числе и внелитературным, был забыт. Сегодняшний читатель является жертвой этой "культурно-исторической паузы"; и минимальным условием понимания многих, бесспорно, высокохудожественных текстов, созданных в XX веке, является, хотя бы и приблизительная, реконструкция основ этого языка. Наука движется к этому путем рациональным; мы же хотим поиграть, опираясь больше на фантазию и интуицию. Это, безусловно, очень личностный, пристрастный подход - ведь Поэта читает Поэт...

Всегда существовала, существует - и, думается, будет всегда - живая связь. Не столько от Учителя к Ученику, - от Мастера к Мастеру. От Жуковского и Батюшкова - к Пушкину, от Пушкина - к Гоголю; в XX веке - от Ахматовой - к Бродскому, от Кропивницкого - к лианозовцам, от Заболоцкого - к Сосноре и Сергееву. Есть связь живая, в отличие от книжной, и только такая связь создает преемственность, некое живое натяжение культуры.

Мы не слышали и никогда не услышим Пушкина, Гоголя или Цветаеву. Фонограф донес до нас голоса Блока, Мандельштама, Волошина... Есть магнитофонные записи Ахматовой, Крученых, Пастернака, Бродского... "Мы только с голоса поймем, что там царапалось, боролось", - писал О. Мандельштам, и мы обращаемся именно к живому "акустическому бытию" поэтического слова. Предстоит многое вспомнить, реконструировать, придумать, додумать, договорить.

И, наконец, о "странных сближеньях", о которых говорил Пушкин. Ситуация рубежа тысячелетий высвечивает зачастую парадоксальные смысловые перспективы, сближающие явления разных культур, эпох, традиций. Это может быть общность темы, кочующий мотив или даже формальный прием.

Мы ищем эти "странные сближенья", и результаты этого поиска мы представляем в поэтико-музыкальных композициях проекта "Русская поэзия Нового времени".

Проект реализуется в трех связанных направлениях:

1. Создание оригинальных поэтико-музыкальных композиций длительностью 7 - 15 минут каждая и представление их в концертном виде или в аудиозаписи.

2. Создание серии CD-ROM на основе поэтико-музыкальных композиций, трансформируемых в поэтико-музыкальные "видеокомпозиции", с включением, в качестве предисловий к каждой из композиций, небольшой "лекции". В подобном варианте CD-ROM может оказаться ценным научно-методическим материалом для курсов русской литературы.

3. Создание Web-страницы проекта (в эталонном варианте - сервера дистанционного обучения).

Предполагается распространение CD-ROM в библиотеки, в том числе институтские, университетские (50% бесплатно), рассылка демоверсий и собственно CD-ROM по университетам мира, где есть отделения славистики; представление материалов проекта на конференциях и симпозиумах; а также представление материалов проекта в средствах массовой информации.

На сегодня первая (концертная) часть проекта начала реализовываться в Новосибирской Филармонии, где организован новый коллектив "Поэтический театр ФОНОГРАФ", и на сезон 1999-2000 запланировано 8 премьерных спектаклей.

Достигнута принципиальная договоренность о том, что научной базой проекта будет объявлен Новосибирский Пед. Университет (Филологический факультет).

Состав участников:

  • Руководитель проекта, научный координатор - Игорь Лощилов, PhD, к.филол.н.;
  • Композитор, звукорежиссер, sound-дизайнер проекта - Александр Крамер;
  • Режиссер, художник-постановщик проекта - Марина Савельева;
  • Исполнительный продюсер проекта - Александр Смирнов.

    Сентябрь 1999 г.




  •