Поэтический театр «Фонограф» (1999-2000)  

Конкистадоры новых эстетических
пространств начали с Пушкина

Наталия Кирста, "Новосибирские новости", 28 октября 1999 г.
 


"Поэтический театр "Фонограф" - это уникальный союз независимых художников, создавших себе имена и репутацию вне государственной поддержки, на пике творческой формы впервые объединивших свои усилия с целью прорыва в новые эстетические пространства". Таково краткое резюме нового коллектива, сформулированное им самим. Затейливо, но верно.

Впервые "Фонограф" явил свой спектакль "Не одна во поле дороженька" по стихам А. Пушкина еще в феврале в арт-галерее "Черная вдова". 19 октября состоялась, можно сказать, большая премьера в Малом зале Новосибирской филармонии. Рассказать о спектакле в обычных терминах, применимых к театральному искусству, не представляется возможным. Каким языком описывать, как читал стихи Игорь Лощилов или пела песни Марина Сергеева? Какая она - музыка Александра Крамера? Виртуозно, великолепно! Мало и неточно. Был спектакль. Он говорил словами Поэта, Она озвучивала Музу (Душу). Они не пересекались, не звучали в унисон - они жили одной жизнью. Рождалась музыка, звучала, продолжалась в слове, складывался стих. Энергия слов заряжала зал, зал откликался, в сплетении рождалось чувство общее, его подхватывала музыка. Круговорот счастья в пределах отдельно взятого помещения...

Со временем, думаю, найдутся слог и способ описания услышанного и увиденного. Пока же правильно будет проинформировать публику о создателях нового театра и их планах на будущее.

Игорь Лощилов - кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы НГПУ. Основная специализация - русская литература XX века. Читает лекции по курсам "Выразительное чтение", "Введение в литературоведение", "Теория литературы", спецсеминар "Поэтические школы XX века", спецкурсы по поэтике В. Хлебникова и Н. Заболоцкого. Входит в число крупнейших в мире специалистов по творчеству Н. Заболоцкого, автор свыше тридцати научных работ, опубликованных как в России, так и за рубежом. Автор двух поэтических сборников, изданных в Новосибирске: "Шалаш" (1995) и "Царь в голове" (1996). В 1998 году получил Отметину им. Отца русского футуризма Д. Бурлюка, ежегодно присваиваемую международной Академией Зауми.

Александр Крамер - художественный руководитель театра, композитор, выпускник Новосибирской консерватории. Автор музыки к спектаклям "Бенефис" и "Вишневый сад" ("Старый дом"), в сфере его интересов - музыкотерапия, психология, журналистика.

Марина Сергеева - певица. Известна своими композициями народных песен. Создатель и владелец Детского культурного центра "Свеча". Марина Савельева - режиссер, художник по свету, сценограф. Педагог мастерства актера. Автор семинара по новым театральным технологиям и цветосемантике.

Александр Смирнов - менеджер театра, магистрант менеджмента Новосибирской академии экономики и управления. Специализируется в области стратегического управления. Можно надеяться, что в скором времени нам удастся познакомить читателей поподробнее со столь интересными персонажами, появившимися в театральном пространстве Новосибирска. В заявленных на сезон планах "Фонографа" спектакли: "После символизма" (поэзия от "серебряного века" до И. Бродского), "Сборище друзей, оставленных судьбою" (реквием ОБЭРИУ), "Стихи на незнакомом языке..." (многоликий авангард) и другие. Почитателям творчества известного новосибирского режиссера Валерия Стефаниева можем сообщить, что он в этом сезоне представит свои спектакли в рамках репертуара "Фонографа".