Проект MUZA | Журналистика | Технологии текста

А.Крамер
«Техника ZDF»
фаза вторая: «допрос шпиона»

В британской контрразведке MI-5 шутят, что лучшие интервью были взяты контрразведчиками у попавшихся шпионов… Фактически, подготовка интервью и подготовка допроса чрезвычайно похожи. Прежде всего - вопросы должны быть максимально точными и прицельными.

Поэтому при подготовке материала (когда уже выбран определенный ракурс) - это не обязательно интервью, это может быть любой материал объемом более 1000 знаков, - необходимо точно выяснить:

1. Что нас интересует? Какое событие? Кто герой (зачинщик, главное действующее лицо, "черный кардинал" и т.д.) этого события?

2. Что герою нашего материала предположительно известно о событии?

Примечание 1: герой может уйти "в легенду", то есть в непротиворечивую, полностью или частично выдуманную, картину. Сложность в том, что "легенда" может оказаться добросовестным заблуждением героя. Поэтому желательно при подготовке предположить возможную "легенду"…

3. При каких обстоятельствах герою стало известно о событии то, что он о нем знает?

4. Какие факты о герое и событии известны другим людям? Что это за люди? Когда и при каких обстоятельствах они узнали о герое и событии?

Примечание 2: На этом этапе нужны точные цитаты, что герой сам об этом говорил. Когда? Где? При каких обстоятельствах?

5. Что, из того что уже известно, легко опровергнуть?

Два последних пункта - исследование взаимосвязи события и героя с "факторами контекста":

6. События по смежности: другое, но в пространственно-временной связи с событием.
Примечание 3: Вы находите некое событие с определенной датой (временными рамками) и смотрите, что происходило в это же время - в других организациях, в других "сферах жизни", связанных с выбранным событием.

7. События по сходности: то же самое или похожее, но в другом месте и времени.


© А.Крамер,2008