Проект MUZA | Журналистика | Технологии текста

А.Крамер
«Техника ZDF»
фаза первая: «7 шагов»

Журналист хочет рассказать. О событии, о человеке, о… нет, в конечном итоге события делаются людьми или воспринимаются через других людей. Значит, все-таки о человеке.

Что мы о нем (или о ней) знаем? Имя, фамилия, отчество. Возможно, кем работает, или… так или иначе мы знаем этого человека в качестве кого-то. В нескольких качествах, так чаще, тогда нам нужно выбрать какое-то одно, для затравки. Любое качество, любая роль, должность, профессия, в которой выступает человек, - это определенная социальная функция, которая описывается акронимом "П-О-Р-К-А":

Планирование - Организация - Распорядительство - Контроль - Анализ

(это обязательные для любой функции действия, то чем будет заниматься человек в этой роли).

Нам для начала нужно понять, как незнакомый человек соотносится со своей незнакомой нам ролью, статусом, функцией… Найти ключи для поиска…
Этому как раз и служит первая фаза: "7 шагов".

Вот, например. Иван Васильевич Буш, директор магазина медтехники…

Шаг 1: Представим себе этого человека. Представим как дом. Как дерево. Как человека, а лучше - как кота. Нарисуем этот дом, это дерево, и этого кота на одном листке.

Шаг 2: Глядим на рисунок и отвечаем на вопрос: Какой дом? Какое дерево? Какой кот? Их качества выписываем прилагательными, не менее 5 штук на каждый рисунок. Примечание: если в качестве объекта выступает политик, шоумен, спортсмен, артист - желательна пауза между рисунком и прилагательными. До часа. Оценивается именно рисунок.

Шаг 3: Проверяем на П-О-Р-К-А: что из этого человеку с таким набором качеств удастся лучше всего? Хуже всего? Помечаем. Пусть дом у нас получился "облезлый", кот "ленивый", а дерево "стройное". Повидимому, в "плюсах" будет планирование (+П), анализ (+А)…в минусах организация (-О) и контроль (-К).

Шаг 4: Берем реальную фотограяию персонажа и задаем вопрос: какой человек? Пишем 10 прилагательных.

Шаг 5: Проверяем на П-О-Р-К-А: что из этого человеку с таким набором качеств удастся лучше всего? Хуже всего? Помечаем.

Шаг 6: Тепер берем два списка качеств (с шагов 2 и 4). Совпадающие качества вычеркиваем, если обнаружатся противоречия, выписываем попарно. совпадаюшие вычеркиваем, противоречивые группируем. Остальные - на П-О-Р-К-А.

Шаг 7: Ищем совпадающие во всех трех минусы и плюсы. Если нигде не совпадает, берем последний вариант.

"Плюсовые" качества - имиджевые. Отработанные. Минусы - ракурсы, где у человека нет заранее заготовленных ответов. Именно здесь стоить искать зацепки.

Пусть у нашего директора совпали во всех трех (-К). Задаемся вопросом: что контролирует директор магазина? Исходя из этого, первоначально формулируем ключевые слова, ведем предварительный поиск (например, "Буш + медтехника + контроль") и из результатов поиска определяем конкретно, что нам интересно. После чего переходим к фазе "допрос шпиона".

Добавление. Функция, роль - это не сам человек. И случается, что человеческое в человеке начинает входить в противоречие с той ролью, функцией, которую человек выполняет. Случается, что, скажем, хороший менеджер по продаже рекламы оказывается отвратительным менеджером по продаже продуктов питания. Случается также, что обретя новую функцию, роль, должность, социальный статус, человек вступает в противоречие с людьми, которые его знали до того… Эти три противоречия нам понадобятся чуток позже:

  • Противоречие человека и функции
  • Противоречие чел/функции и места
  • Противоречие чел/функции и других людей


    © А.Крамер,2008