Берем лист бумаги и проведите горизонтальную линию - это будет ось времени будущей истории. На оси времени определются первая и вторая поворотные точки и мидпойнт. ПЕРВЫЙ АКТ - экспозиция. Факты экспозиции должны накапливаться, чтобы повернуть историю в неожиданном направлении. Создание атмосферы - также свойство экспозиции. Надо сразу создавать конфликт. ПЕРВАЯ ПОВОРОТНАЯ ТОЧКА - вспышка интереса, побуждающее происшествие. Первая поворотная точка - важнейший момент, с которого в читателе появляется интерес к истории. Первая поворотная точка чётко определяет главный драматический вопрос, ответ на который будет дан в кульминации. Главный драматический вопрос, по сути, определение темы и контремы. Вот первая поворотная точка, и герой оказался в кризисной ситуации, с которой будет разбираться до конца истории. Он предпринял некое действие, и ситуация направилась в сторону благополучного разрешения. ВТОРОЙ АКТ - Прогрессия усложнений. Бреши, барьеры и кризисы. Сцены во втором акте должны чередоваться по принципу драматической перипетии - действие должно двигаться от отчаяния к надежде, от счастья к несчастью, от удачи к неудаче. Что-то произошло, и ситуация стала ещё хуже. Герой предпринял некие шаги, и ситуация снова улучшилась. Но обстоятельства опять изменились, и всё стало ещё хуже, чем было. Это перипетия - зигзаги действия, амплидуда которых должан постоянно возрастать и достичь своего мкксимума в конце второго акта в кульминации.
История может усложняться следующим образом:
1. Углубление драматизма ситуации - барьеры растут. 2. Расширение конфликта - в конфликт втягивается всё больше людей. 3. Сила неуверенности - читатель не знает, по какому пути пойдёт герой, который всё время оказывается на распутье.
МИДПОЙНТ - катастрофа, предпосылки которой закладывались на протяжении всего предыдущего времени. Пик второго акта приходится на ВТОРУЮ ПОВОРОТНУЮ ТОЧКУ, выраженную в ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЦЕНЕ.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СЦЕНА - кульминация, решающая схватка героя и антагониста, самое эмоциональное событие истории. В ней сталкиваются тема и контртема в своём максимальном развитии. В обязательной сцене контраст надежды и отчаяния, позитивной и негативной энергии достигает максимума.
ТРЕТИЙ АКТ - развязка. Все читательские эмоции должны быть выпотрошены в обязательной сцене. Третий акт - завязывание всех ниточек истории.
© А.Крамер,2008 |