Проект MUZA | Журналистика | Технологии текста

А.Крамер
Драматургия: общие моменты

Мы рассказываем историю. Историю о людях, которые творят события.
Любую историю можно представить как цепь событий, организованных определенным образом.

1.

У любого события есть герой, который в начале рассказываемой истории переживает драматическую ситуацию.
Это безвыходная ситуация, которая заставляет его действовать. Источником безвыходной ситуации выступает альтернативный фактор - немедленная внешняя угроза здесь и сейчас, заставляющая действовать именно так, и никак не иначе.

Все угрозы и страхи, способные стать альтернативным фактором, концентрируются в семи категориях:
1. Удар по самоуважению.
2. Профессиональный провал.
3. Физический вред.
4. Угроза смерти.
5. Угроза жизни семьи.
6. Угроза жизни популяции.
7. Угроза человечеству.

Действуя в драматической ситуации, Герой ищет выход и вступает в борьбу с Антагонистом - тем, кто ему угрожает.

2.

Общие правила:
1. Герою должен противостоять антагонист, превосходящий силой.
2. История должна развиваться от события к событию.
3. Каждое событие разворачивается в три "акта" через поворотные точки.
4. Тема (линия Героя) должна расти в непрерывном конфликте с контртемой (линия Антагониста).

3.

Чтобы понять, чего хочет Герой / Антагонист на самом деле, надо ответить на 4 вопроса.
1. Чего я хочу в общем смысле?
сквозная задача характера на всю историю + последовательная серия желаний от эпизода к эпизоду.
2. Почему я этого хочу?
В каждой сцене главный мотив один. В каждом действии мотивация должна быть сконцентрирована в одном ответе. Главное почему - единственно. Тогда я знаю, что делать. Ответ на вопрос "почему" отвечает и на вопрос для кого.
3. Против кого я этого хочу?
Как правило, против антагониста, но может быть против кого угодно - любого, кто стоит на дороге.
4. Какое давление я испытываю?
Это брешь, барьер, внутренние проблемы и противодействие каждого, кому я мешаю на пути к своей цели.

4.

ДРАМАТИЧЕСКАЯ ПЕРИПЕТИЯ
В центре внимания драмы находится человек между счастьем и несчастьем.
Движение от счастья к несчастью, от отчаяния к надежде греки называли "перипетия".
Схема: счастье - оценка новой информации - несчастье - оценка новой информации - счастье. Новая информация - "ВДРУГ!", которое происходит с героем. "Вдруг" - это маленький необходимый зрителю стресс.

КОНФЛИКТ
Закон драматического конфликта - борись лицом к лицу, победи лоб в лоб. Персонаж, носитель зла, может выражать любые философские идеи, но не словами, а действиями в конфликте. Своими действиями противник задаёт герою вопросы. Герой действиями даёт ответы. Конфликт резко ухудшает ситуацию или создаёт непредвиденные последствия. Действия и противодействия в конфликте приводят к катастрофе. Когда возникает катастрофа, происходит непредвиденное развитие действия.

СОБЫТИЯ
Событие - часть истории, в которой происходит реально ощутимое изменение жизненной ситуации. В каждом событии содержится только один конфликт.

© А.Крамер,2008