Оглавление: Социальной системой можно назвать объединение (группу) из двух и более людей с какой-либо целью. С этой точки зрения и семья, и фирма, и население города могут рассматриваться как социальные системы. Данное определение базируется на нескольких существенных положениях: 1. Любая система есть функциональная модель, созданная человеком в своих интересах. В силу этого человек неустраним ни из самой системы, ни из какого-либо ее следствия. 2. Система как модель, есть символическое описание реальности. В силу абстрактности модель может быть описанием только части реальности (в смысле теории Коржибского – “карта не равна территории”). В силу этого положения из системы неустранима “остальная реальность”, которая может и не иметь символического описания. 3. В основе любого описания лежат аксиомы о природе реальности. В силу самоочевидности аксиомы имеют иррациональную природу, а символическая природа аксиом означает иррациональность способов моделирования. В самом общем случае это выражается в необходимости установления “системы связей между символами и рабочими определениями этих символов - причем таким образом, чтобы логические заключения, сделанные на основе этих утверждений, становились утверждениями о наблюдаемых фактах, которые подтверждаются актуальным чувственным восприятием” [1]. 4. Для получения над- или метасистемных моделей в качестве базисных используются (по Т.Куну) символические абстрактные обобщения, допущения, наглядные конструкции и образцы, не противоречащие аксиомам о природе реальности [2]. Исходя из этих положений, мы можем определить некоторые важные особенности подхода к социальным системам. Во-первых, социальная система – полностью открытая. Это означает, что в социальных системах нет подсистем, замкнутых друг на друге. Любая подсистема социальной системы имеет как минимум один прямой выход на надсистему. Более того, любое функциональное взаимодействие социальной системы осуществляется через конкретных людей. Во-вторых, определение цели функционирования социальных систем достаточно условно поддается какой-либо прямой формализации. Это связано с тем, что цель деятельности выступает слитно и взаимозависимо с ценностями и мотивами. Так же, как показывает ряд исследований группового поведения, групповая динамика зависит не только от социальных, но и биологических факторов (в частности, доминирование и сексуальное поведение). В сущности, мы имеем дело с глубоко иррациональной структурой процесса жизнедеятельности группы, объясняемой, прежде всего взаимодействием субъективных реальностей ее членов. Исследования в области мотивации выделили три основные “поля конфликтности”, возникающих при функционировании группы:
В-третьих, параметры, определяющие границы, состояние и поведение системы зависят от исследователя, использующего именно взятый им набор критериев оценки, - в частности, это играет роль постольку, поскольку он связан своей субъективной реальностью не менее чем приоритетами той социальной системы, к которой принадлежит. параметры, определяющие состояние социальной системы, достаточно противоречивы и имеют субъективную природу. В связи с этим подходы к прогнозированию, основанные на исследованиях цикличности поведения разных систем, также зависят от выбора параметра цикличности. Еще в большей степени эти исследования зависят от самого исследователя, О развитии, теории катастроф и управляющих параметрах. Для начала – несколько важных положений. 1. Сущностно предельны для реальности две самоочевидности: рождения и смерти. Между этими самоочевидностями – непустой отрезок опытов и их восприятий, доступных сравнению. Не вдаваясь в подробности, заметим, что возникающая абстракция “изменения” субъективно самоочевидна (эта абстракция напрямую связана с презумцией осмысленности, наличией смысла в изменениях). Описание этой реальности имеет свои границы и ими символически задает вторую самоочевидную абстракцию – “время”. Время, выступая как самоочевидность, увязывает между собой последовательности или одновременности изменений, которым можно придать смысл. Закон группировки подобных увязывает одновременности изменений, связанных с выбранной системой, в единый гештальт последовательных изменений. 2. Изменение системы во времени порождает, в свою очередь, абстракцию “развития” системы; это развитие может быть последовательным (линейным) или непоследовательным (нелинейным). В качестве одной из метамоделей нелинейного развития выступает, в частности, метафизическая концепция “перехода количества в качество” через “качественный скачок”. Метамодель описывает уже не изменение системы, но изменения в развитии; это “описание описания” изменений системы получило название “поведения” системы. 3. Учитывая, что “остальная реальность” неустранима из любой системы, развитие этой системы всегда происходит во “внешних обстоятельствах”, степень структуризации которых зависит от близости к границам системы [3]. В связи с неравномерностью структуризации “внешних обстоятельств” оказывается существенно необходимым ввести в описание развития и поведения системы параметр неопределенности. Принцип линейного – нелинейного развития вкупе с принципом неопределенности породили модели поведения систем, содержащие “скачки” развития - поведения. Двумя важнейшими для описания поведения социальных систем можно считать концепцию адаптации и концепцию, названную “теорией катастроф”, а также модель развития, математически описываемую так называемыми S-кривыми. Концепция адаптации описывает изменения в системе во взаимодействии с внешней средой. С концепцией адаптации связаны концепции гомеостаза и синэргетизма, имеющие в своей основе описание ресурсов развития. Ресурсная модель развития достаточно убедительно описывается математическим аппаратом S-кривых [4]. В отношении социальных систем разработан достаточно серьезный методический аппарат, позволяющий описывать адаптацию как на уровне биологических ресурсов, так и на уровне “ресурсов бессознательного” (психоаналитическая концепция, одно время главенствовавшая в психоистории), так и ресурсов когнитивных (таковы, в частности, концепции поисковой активности [5], ценностной адаптации и социальная психолингвистика) [6]. Модель катастрофы описывает необычное поведение системы. Математический аппарат теории исследует параметры, управляющие состоянием системы – и определенное многомерное поле отклика на изменение этих управляющих параметров (УП). В рамках этого подхода “катастрофой” будет ситуация, когда возникает два и более варианта отклика системы на одну и ту же комбинацию УП (поведение системы становится необычным). В психологии “катастрофная модель” – это описание психологической травмы и посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) [7]. В социологии модель катастрофы представлена, например, важной для дальнейшего изложения, концепцией “социальной / культурной травмы” Петера Штомпки [8]. Совмещая концепцию адаптации и концепцию катастрофы, мы получаем чрезвычайно важные выводы:
Управляющие параметры социальных систем. П.Штомпка в своей статье о социальной структуре [9] выделяет 4 “измерения” - идеальное, нормативно-ценностное, организационное (интеракционное) и измерение интересов. Анализируя же работы, посвященные иррациональным и субъективным факторам социальной мотивации [10], можно выделить три важнейших группы мотивов: интуитивно-мистических, мотивов власти (биологических по природе) и мотивов этических (ценностных). В свете этого разделения нормативно-ценностное и интеракционное Штомпки в принципе представляют собой измерения одного рода (нормативно-интеракционное) [11]. Описанные “измерения” (группы мотивов), и есть те самые УП, о которых шла речь выше. Выступают они одновременно, во многом они взаимозависимы, но тем не менее, мы выделим три группы параметров, обозначив их латинскими буквами. R (religio) Параметр описывает систему с точки зрения интуиций, очевидностей, целостностей, озарений, лежащих в основе взаимодействий (интеракций), ценностей, нормативов, состояний, протяженности, обратной связи, интересов, целей. Этапы собственного развития УП: идея – миф – ритуал. S (strength) Параметр описывает социальную систему по описанию состояний обратной связи и энергонасыщенности этих связей (интеракционное измерение социальной структуры по Штомпке или характер “организационной культуры” [12]), лежащих в основе ценностей, нормативов, интуиций, целостностей, целей. Этапы собственного развития УП: единство – управление – экспансия. T (treasure) Параметр описывает социальную систему с точки зрения ценностей и целей, лежащих в основе взаимодействий и интуиций. Этапы собственного развития УП: потребность – деньги /т\у – политика. Показатели, позволяющие оценить состояние УП: Согласно Дж.Мартино [13], параметр должен быть:
Исходя из этих принципов - R:
S:
T:
Каждый фактор каждого из этих УП имеет свою собственную линию развития, причем развитие УП происходит неравномерно. Если, для упрощения представить линию развития каждого из УП в виде S-кривой (интегральной по отношению к факторам), тогда общая картина развития (поведения социальной системы) будет интегральной S-образной функцией всех трех УП. П.Штомпка в уже упоминавшейся работе о социальной структуре рассматривает ряд межструктурных влияний (с.7), которые мы в дальнейшем можем использовать как важные маркеры определенных ситуаций развития. Ниже приведены эти зависимости в терминах R, S, T (влияющий элемент указывается первым). T à R (TR) – влияние структур интересов на идеальные структуры (проблема “социологии знания”) R à T (RT) – влияние идеальных структур на структуры интересов (проблема идеологических мистификаций, “ложного сознания”) T à S (TS) – влияние структур интересов на нормативно-интеракционные структуры (проблема “классового” происхождения права и морали, детерминации “надстройки” “базисом” и шире – реальных и “материальных” корней всяких зависимостей, предписаний, запретов; также ситуации, когда взаимодействие подчинено и мотивировано интересами сторон, манипуляции) S à T (ST) – влияние нормативно-интеракционных структур на структуры интересов (проблема легитимизации, аксиологического обоснования неравнства, эксплуатации, господства; также проблема контактов и изоляций – способствуют ли первые унификации, а вторые – дифференциации интересов) R à S (RS) – влияние идеальных структур на нормативно-интеракционные (проблема стереотипов и предрассудков и их влияния на контакты с другими группами, общностями, народами, расами) S à R (SR) – влияние нормативно-интеракционных структур на идеальные (проблема могут ли межличностные и межгрупповые контакты – и изоляция – соотносятся с взаимопониманием и как они формируют стереотипы, взгляды, предрассудки на тему “чужих”, “аутсайдеров”, “внешних групп”). Модель RST Воспользуемся традиционного описания S-кривой как трехфазной структурой (медленный рост, быстрый рост, стагнация) и проследим с точки зрения мотивов, как обстоят дела в каждой из этих фаз. 1-я фаза – самый слабый параметр – S (управляемость и экспансия объективно невозможны, связи между участниками слабы, “культура звезд”) переход от 1 ко 2 фазе – сильно выражен параметр Т (мотивом становится обогащение и превращение идей в товары, услуги или иные материальные ценности) 2-я фаза – слабый параметр R (важно не наращивание количества идей или мифологии, а количественные результаты) переход от 2 к 3 фазе – сильный параметр S (развитие на экспансию, которая требует управляемости и сильных обратных связей, “культура храма”) 3-я фаза – слабый параметр T (система, разрастаясь, “перевешивает сама себя” – ценностью становится умение согласовать интересы, политические факторы) переход от 3 к 1 фазе – сильный параметр R. (для развития в сферу баланса интересов необходимо вносить новые идеи). Достраивая до S-кривой каждый параметр, получим следующую таблицу:
И далее, переносим получившиеся комбинации на S-кривую:
Легенда к рисунку: Управляющие параметры поведения социальных систем. Каждый параметр имеет самостоятельное развитие по S-кривой, примерно так: Далее: Описание и ключевые задачи этапов развития социальных систем. Примечания: [1] С.Гроф "За пределами мозга", М., 1993, комментарий к 1-й главе. [к тексту] [2] Из наиболее актуальных отметим абстракции "познания", "объективного - субъективного", "материального - идеального", "времени", "виртуального", а также "достоверного", "истинного" и ряд других. [к тексту] [3] Феномены границы фигуры, сравнения подобных (гештальтов), структурирования фона подробно описаны в гештальтпсихологии. [к тексту] [4] Подробное математическое описание S-функции см в: Дж.Мартино. Технологическое прогнозирование. М.,1977, с.116-138, а также А.Ф.Каменев. Технические системы: закономерности развития. Л.,1985 (глава 3, с.92-141). Любопытное развитие идеи S-образного развития можно найти в: А.Серединский - "S-curve and crisis management" [к тексту] [5] См.: В.Ротенберг, В.Аршавский. Поисковая активность и адаптация. М., 1984. [к тексту] [6] См. также: Е.Боброва. Основы исторической психологии. СПб, 1997. [к тексту] [7] См: Е.Александров. Взорванный мозг (клиника и терапия ПТСР). Новосибирск, 1999. [к тексту] [8] П.Штомпка. Социальное изменение как травма // Социологические исследования, №1 - 2001, с. 6-16. [к тексту] [9] П.Штомпка. Понятие социальной структуры: попытка обобщения // Социологические исследования, №9 - 2001. [к тексту] [10] Для нас существенны работы, посвященные системному подходу к социальным системам и их развитию, такие, как: Б.Злотин. Развитие научных коллективов ; В.Сибиряков, Л.Семенова - "Приемы разрешения противоречий в природных и социальных системах", Новосибирск,2000; Б.Злотин - "Корпоративная культура". [к тексту] [11] Здесь важно подчеркнуть выбор из бинарной, тернарной или иной простой модели (минимальное число составляющих либо кратно 2, либо кратно 3, 5, 7 и далее по ряду простых чисел). Выбор модели - это аксиома о природе времени и длительности: в тернарной модели между точками начала и конца непустое пространство. [к тексту] [12] Л.Колесникова, В.Перекрестов. Организационные структуры и культура предпринимательства // Вопросы экономики, №8 - 2000. [к тексту] [13] Дж.Мартино. Технологическое прогнозирование. М.,1977, с.176-179 [к тексту] [14] Подробно см: Л.Колесникова, В.Перекрестов. Организационные структуры и культура предпринимательства // "Вопросы экономики" №8, 2000, с.21-28. [к тексту] [15] Исходники - материалы о концепции ценностной адаптации: Психотерапевтическая энциклопедия (под ред. Б.Каравасарского), СПб, 2000 с.955-958, а также "Психическое здоровье. Санкт-Петербург 2000" (материалы конференции). СПб, 2000, с.144-148. [к тексту] Copyright © А.Крамер, 2002-2005
|