MUZA \ исследования \ Лаборатория юзабилити

А.Крамер
26 тезисов о пользовательском интерфейсе
Опубликовано: Юзабилити Бюллетень. 2007. Вып.№ 9

1. Интерфейс появляется в момент взаимодействия. Что предполагает как минимум двух участников, как минимум один из которых - человек.

2. Взаимодействие имеет цель (результат взаимодействия) или систему целей (результатов).

3. Цель бывает явной или скрытой. К цели ведет последовательность действий, совершаемых по определенным правилам. Достижение цели служит постановке следующей цели и определению следующих правил.

4. У цели (результата) взаимодействия есть четко опознаваемые, счетные критерии, по которым можно узнать, достигнута цель или нет.

5. Все, что связано с определенностью или неопределенностью в отношении самого взаимодействия, его участников, целей, правил, действий, результатов и их критериев является информацией взаимодействия.

6. Интерфейс есть информационная часть взаимодействия, т.е. информация взаимодействия и материальные формы ее существования.

7. Взаимодействие всегда преобразует информацию.

8. Для преобразования информации необходимо выполнить условие единства информации взаимодействия. Сколько бы ни было участников, информация взаимодействия должна обладать качеством согласованности.

9. Интерфейс всегда включает в себя соглашения о едином языке взаимодействия и критериях целостности информации. Частью этих соглашений является набор правил, определяющих "информативность сообщения" и "информационный шум" для данного взаимодействия.

10. Интерфейс включает в себя совокупность соглашений о правилах, процедурах и средствах. Правила реализуются в последовательности процедур; каждая процедура включает в себя определенный набор средств взаимодействия.

11. Интерфейс включает в себя совокупность соглашений о правилах, процедурах и средствах управления самим взаимодействием.

12. Интерфейс включает в себя совокупность соглашений об ошибках и сбоях взаимодействия, а также набор правил, процедур и средств устранения ошибок и восстановления целостности информации.

13. В информационную структуру любого взаимодействия неявным образом включено "подразумеваемое" - правила, процедуры и способы, характерные для взаимодействий вообще либо для определенных классов (групп) взаимодействий.

14. К подразумеваемому относятся, в частности, правила, определяющие, что считать взаимодействием вообще; правила, процедуры и способы выбора цели; правила, процедуры и способы выбора участников взаимодействия.

15. Подразумеваемое есть нормативная часть взаимодействия. В общем виде подразумеваемое отвечает на вопрос "как здесь принято". Подразумеваемое есть ритуальная часть интерфейса.

16. Ритуал - стабильно повторяемая, характерная для данной культуры в целом или отдельной культурной общности последовательность обязательных действий (алгоритм), совершение которых в соответствии с существующими в культуре социальными ролями необходимо и достаточно для достижения заранее известной для данного ритуала цели.

17. Без учета подразумеваемого интерфейс будет заведомо малоэффективным или неработоспособным.

18. Общая нормативная структура (алгоритм) последовательности этапов любого взаимодействия: вход в контакт - взаимная идентификация участников взаимодействия - установление связи - согласование цели - достижение цели - разрыв связи - выход из контакта. Эти этапы образуют динамическую структуру интерфейса.

19. Интерфейс начинается с контакта и взаимного опознания "в качестве кого-то". Опознается роль или функция участника в будущем взаимодействии.

20. Без функционального опознания невозможен вход во взаимодействие, т.е. синхронизация (согласование) - информация во взаимодействии будет "об одном и том же" у всех участников.

21. Синхронизация информации означает признание участниками системы последовательно связанных целей, которые будут совместно достигнуты участниками взаимодействия.

22. Достижение каждой цели осуществляется последовательностью совместных действий, каждое из которых имеет алгоритмическую (ритуальную) структуру.

23. Достижение последней цели означает достижение конечного результата взаимодействия. Конечный результат невозможен без синхронизации конечной точки - одинаковом опознании всеми участниками конечного результата.

24. Факт совместного синхронизованного опознания конечного результата запускает механизм общего рассогласования (рассинхронизации) - роль или функция каждого участника с этого момента исчерпана.

25. Общая рассинхронизация означает выход участников из контакта - "я тебя больше не знаю". С этого момента интерфейс закрыт и взаимодействие невозможно.

26. Достижение цели в предыдущем взаимодействии (наличие конечного результата) есть условие постановки новой цели и выбора участников следующего взаимодействия.

Copyright © А.Крамер, 2007