MUZA \ исследования \ Лаборатория юзабилити

А.Крамер
Что так и что не так с сайтом "Искусства кино"
Результаты обзорного usability-анализа сайта kinoart.ru

1. Общая логика и навигация

1.1. Главная страница
На первый взгляд все более-менее вменяемо, однако на второй возникает несколько вопросов, вот например (см рис.1):
(а) Почему мы видим материалы 2-го номера наверху главной страницы, а обложка 3-го где-то в середине?
Вдогонку: почему 3-й номер есть в архиве и только в описании материалов - и почему нигде нет объяснения этому?
Вдогонку: зачем на главной странице материалы прошлогодних номеров (11 и 12)?
(б) Почему RSS и Facebook где-то затерялись вдалеке в верхнем правом углу?
Вдогонку: а где ссылка на действующий паблик ВКонтакте?
(в) Почему нужно приглядываться, чтобы увидеть поле поиска?
(г) Почему именно эти записи в блогах вынесены на главную страницу?
(д) почему почти нигде (кроме новостей) нет дат?

Это, на самом деле, вопрос не к разработчикам сайта - это вопрос к редакции об осмысленности "пользовательской архитектуры".
И здесь проблема стратегическая. Вебсайт печатного издания - если это издание не ежедневное - не может дублировать печатную версию. И уж если печатное издание ежемесячное - вебсайт становится как минимум наполовину самостоятельным изданием под тем же "зонтичным" брендом. Мало того, редакция "Искусства кино" при таких раскладах становится тремя редакциями: печатной редакцией, электронной и редакцией, работающей с социальными сетями - причем у всех трех как минимум наполовину должен быть разный контент. Мало того - этот контент может использоваться по принципу "кросс-/трансмедиа" - фрагменты контента соцсетей в печатном издании, фрагменты печатного - на сайте и в сетях и т.п. Но это уже проблема стратегии издания в целом, не одного только вебсайта (который, будучи сделан, должен работать без существенных изменений минимум 2-3 года). Следовательно, для внятного обновления нужна внятная политика. С ответом на следующие как минимум вопросы:
(а) Чем принципиально схожи и чем принципиально различаются печатное и электронное издания (ключ: "актуальность" контента). Чем принципиально схожи контент электронного издания и соцсетей (ключ: "интерактивность").
(б) Что должно быть только в электронной, а что - только в печатной версии и почему? Здесь же - вопрос о платном контенте (и о том, когда он становится бесплатным), в том числе - об "ознакомительных" фрагментах платного контента. Это, к слову, и вопрос о подписке на весь контент интернет-издания.
(в) По какому принципу отбираются материалы на сайт? Вокруг "ключевого материала"? Вокруг "темы выпуска"? Иные варианты? Здесь же - вопрос о темпе обновления (новости не в счет).
(г) Кто читатель? Кто посетитель? Чем посетитель в своих действиях (!) отличается от читателя? Здесь же - вопрос о случайных посетителях "не искусствоведах". Что для них? Как насчет эдьютейнмента? Как насчет нативной рекламы в соавторстве с вузами, театрами, кинотеатрами, телевидением, киностудиями?
(д) Как насчет англоязычной версии? Англоязычных материалов? Или хотя бы для начала регулярных дайджестов интересных зарубежных материалов?

1.2. Целевые действия
Здесь есть три ключевых момента к исправлению:
(а) Поле "Поиск" - везде в разных местах!! Хотя для СМИ - это вообще принципиальный сервис. Об этом я еще чуть ниже скажу отдельно, но пока подчеркну: поле поиска должно ясно и быстро опознаваться и быть в одном и том же месте.
(б) Читаем на странице "О журнале" в разделе информации для научных работников: "Публикации в "Искусство кино" для Высшей аттестационной комиссии Министерства науки и образования (ВАК) уже многие десятилетия являются основанием для присуждения кандидатских и докторских степеней по искусствоведческим и филологическим наукам". В таком случае вопрос: где информация и правила для авторов?
Почему сразу не сказать, что "ИК" входит в список ВАК - и кстати, как насчет РИНЦ и elibrary?
(в) По каждому материалу читателю предлагается: распечатать, отправить ссылку другу на е-мейл (под заголовком), а также поделиться вКонтакте и Фейсбуке. Дополнение: в свете сказанного о ВАК - в отношении опубликованных в печатном издании статей должна быть возможность скачать их pdf в макете печатного издания.

1.3 Навигация и меню
В целом претензий нет, но вот на странице "О журнале" появляется дополнительное меню в центре страницы, которое частично дублирует нижнее (см. рис.2)…
Почему-то два языка, и ведут на одни и те же страницы. Непонятно.
Тогда уж, по идее и Legal надо выносить в центр. И правила для авторов.

2. Разделы сайта

2.1. Новости - особых претензий нет, про дайджесты и переводы уже сказано выше.
2.2. Колонка главного редактора - желательна все-таки дата публикации, в том числе и при экспорте на другие страницы.
2.3. Блоги - в Kinoart Weekly нужна дата, а не только номер выпуска (вообще даты желательны). Других претензий нет, но хотелось бы еще ссылок на личные страницы или паблики ведущих блогов в соц.сетях.
2.4. Проекты - представлен только "Культурный центр Искусство кино" - других, видимо нет, - но тогда и раздел надо назвать иначе, и информацию про этот самый центр обязательно дать. И контактную информацию в соответствующем разделе.
2.5. О журнале - "состав редакции соответствует редакционному составу осени 2012" (пять лет, не долго ли?). Про научный совет надо бы поподробнее: кто такие, откуда, с именами и фамилиями.
2.6. Контакты - с кем? (нужны контактные лица!). Нужна карта - как проехать.
2.7. Архив - нужен проработанный поиск, причем это важнейший элемент архива. К слову, на мониторе 4:3 (1280 х 1024) поиск оказался вообще за нижней границей экрана (рис 3, красное поле под синей линией). Что касается поиска - скажу сразу: нужны теги. Ключевые слова (коль скоро ВАК). Ключевые имена в материале, географические места, слова-описания темы, поиск по дате публикации, возможно, по дате события. По каждому материалу каждого номера из представленных в архиве. Список номеров работает, но только если знаешь точное местонахождение материала. В любом случае нужны раскрывающиеся списки, чтобы не загромождать страницу.
2.8. Распространение = Distribution - Опять же, хотелось бы побольше гиперссылок… Но вот действительно важно: карты - как добраться туда, где можно купить?
2.9. Подписка = Subscription - читаем: "Наш подписной индекс в каталоге агентства "Роспечать" 70402 (СНГ - с. 138, РФ - с. 237, Москва - с. 256)". Читателю предлагается выписать страницы на бумажку и идти на почту? Не проще ли вывесить в jpg или в pdf готовый к распечатке бланк заказа?

3. Динамическая структура (правая часть)

Страницы сайта содержат два типа материалов: стабильные (левая часть) и динамические (меняются при обновлении страницы, правая часть), рис.4. На главной странице динамически подгружаются свежие новости, что правильно. Однако на внутренних страницах - творится что-то непонятное.

Везде есть: материал из №2, какая-нибудь новость (новости нет на странице новостей), что-то из блогов (нет на странице блогов), что-то от главного редактора (нет на страницах колонки главного редактора и архива).
На странице контактов динамического контента нет.
Виджет Фейсбука есть в разделах новостей, блогов, проектов.
Поиск, кроме главной страницы - в разделах главного редактора, новостей, проектов, архива.

Для оценки динамического контента возьмем, к примеру, страницу раздела "О журнале" и десять раз перезагрузим страницу.
Обнаруживаем четыре элемента: запись блога, что-то из №2, что-то от главного редактора и какая-то новость. При этом из 10 раз выпадают по две новости за 2013, 2014, 2015 и 2017 годы, по одной новости за 2012 и 2016 годы. Колонки главного редактора, из тех же 10 раз выпадают пять за 2011 год, три за 2012 и две за 2015-й.
Очень похоже на случайный выбор материала. А если так, то это неправильно. Нужен или принцип "тематической дополнительности", или "актуальности", или еще какой - но понятный читателю.

Суммируем: 1. Информационная архитектура должна быть продумана не сама по себе, а при четком понимании: "Искусство кино" - это ТРИ: печатный журнал + интернет-журнал + соцсети. И они - в чем-то одинаковы, но все-таки разные. Единая стратегия, но разные формы и форматы (в том числе кросс- и трансмедиа, нативная реклама, эдьютенмент).
2. Для читателя электронной версии равно как и для читателя печатной должна быть предсказуемость - по какому принципу и с какой периодичностью меняется контент любого произвольно взятого раздела.
3. Информационная архитектура разрабатывается с двух сторон: с одной - семантика (теги, хэштеги, ключевые слова и архив), с другой - актуальность (редакционная политика, ключевые темы, темп обновления).

Для начала достаточно.

(СС BY) А.Крамер, 2017