MUZA \ исследования \ Лаборатория юзабилити

А.Крамер
Несколько слов про юзабилити и интернет-магазины
опубликовано: Юзабилити Бюллетень. Выпуск № 17

1.

Начну с простого и вполне очевидного.

Факт первый. Соотношение объема интернет-продаж в России[1] к расходам россиян на все товары и услуги[2] - 1 : 236.

Факт второй. Соотношение совокупного объема российского рынка онлайн-рекламы[3] к общему объему рекламного рынка[4] - 1 : 25.

О чем это говорит? О том, что "интернет-как-место-рекламы" в 10 раз понятнее бизнесу, чем "интернет-как-место торговли".

Потому что бизнес находится там, где совершается сделка. То есть - там, где совершается оплата. Потому что цель любого бизнеса - не продажи. Не товары. Не количество заключенных договоров. А прибыль, и только прибыль. Особенно это касается интернет-магазинов.

2.

Как просто это получается у Лукьяненко! Deep, ввод…

Заплатил виртуальные деньги, купил виртуальный утюг. А как насчет погладить виртуальным утюгом материальные брюки? Получится? А пропарить стрелочки? Виртуальным утюгом. Что, фантазии не хватает? Но какой процесс!.. Между прочим, именно этим фактически занимается подавляющее большинство пользователей интернет-магазинов. За исключением тех, кто точно знает: этот утюг - погладит.

Факт третий. Отказ от покупки в интернет-магазинах или на онлайн-аукционах происходит в 27% случаев от отсутствия возможности увидеть товар вживую[5].

И не только увидеть, но и пощупать, понюхать, вкусить органолептику. Положим, покупая цифровой товар (файл), его просто невозможно пощупать. В отношении же иных товаров покупателю приходится совершать массу дополнительных (и далеко не всегда нужных) мыслительных движений, смысл которых сводится к тому, чтобы представить себе товар так, как будто покупатель уже этим товаром пользуется.

Положим, можно расписать товар так и сяк, снабдить описания мнениями и рейтингами, превратив интернет-магазин в практическое пособие по развитию воображения. Но…

3.

Но юзабилити начинается с вопроса "зачем".

Казалось бы, плати за цифровой товар цифровые деньги: вот тебе и интернет-бизнес. Программы, mp3, книги, фильмы, авиабилеты[6], что там еще… Так нет. Вообразите себе, какова круть: человек достает кредитку, и на сайте покупает Лексус за 4 млн рублей. Что, невероятно? Хотя один автомобиль окупает все расходы по созданию и содержанию сайта. До момента покупки. Ну, пусть не Лексус. Пусть квартиру. Не квартиру? Ну, скажем, сто компьютеров разом. Не получается разом?

М-да, тяжелый случай. Надо логистику строить. Людей нанимать.
Расходы.

Идея! Сделаем-ка мы так: интернет-магазин с доставкой в любой магазин в пределах города. Класс. Что значит "а зачем тогда интернет-магазин"?! Кто здесь заказчик? Чьи деньги?!

4.

Помните определение: "Usability: the extent to which a product can be used by specified users to achieve specified goals with effectiveness, efficiency and satisfaction in a specified context of use"[7]. Специально подчеркнул. Для бизнеса specified (users+goals+context of use) означает прибыльность.

Но попробуйте подсчитать ROI и, главное, его обосновать!
Вот, скажем, клиент - посетитель, сделавший заказ или покупку. Потенциальный клиент - человек, готовый сделать заказ (а вовсе не любой, зашедший в интернет-магазин). Ну откуда, скажите на милость, мы вообще можем это знать - слоняется он и разглядывает, или уже готов? Интернет - анонимен.

Факт четвертый: половина пользователей считает оплату в интернете опасной и ненадежной[8].

К слову говоря, чтобы купить в обычном в супермаркете, не нужно где-то специально регистрироваться. Даже перед оплатой. Наличными.

5.

Проблема существует. Проблема именно "юзабилическая".
Как грамотно перейти из офлайна онлайн?

Чтобы не философствовать попусту, переформулирую: как сделать так, чтобы покупатель убедился, что перед ним именно то, что ему надо. Как раз в случаях, когда ему важно то, что в ощущениях. Не то, что утюг гладит "на 265% больше", а что ручка у него удобно в руке лежит. Что шкаф правильно шероховат на ощупь. Что цвет вот этого шарфика (я не говорю про картины!) именно такой, как на экране, - и нечего ссылаться на неправильную калибровку экрана!

Да что там шкафы и рубашки. Возьмем книжку. Куда как хорошо было бы рядом с аннотацией поместить оглавление. Особенно правильно - для сборников. Хорошо было бы. Хорошо, говорите? А прикинем на глаз. Отсканировать и распознать - 2 минуты. Отредактировать еще, в сумме 5 минут. А книг у нас в магазине 100 тысяч. Это 500 тысяч минут на обработку. 8300 рабочих часов. Больше тысячи дней. Три года! А если каждый день приходит еще по 100 новых книг? Это сколько народу брать на работу, техники покупать, платить им! Можно, конечно, с издательствами договориться, но за дополнительные услуги тоже придется платить, меньше, конечно, но сопоставимые деньги… А где гарантия, что это окупится?! Кто предложил это "удобство для пользователя"? Юзабилист?!

Вот и выходит, что юзабилити прежде всего - юзабилити того, как делать деньги.

И кто его, юзабилиста, туда пустит?

Ох, "отпусти меня, глубина…"

6.

Вот и получается, что интернет-магазином юзабилисту приходится заниматься только в двух случаях. Первый: когда заказчика не устраивает старый интернет-магазин. Причем в 95% случаев у заказчика есть офлайн-магазин, а то и сеть. Проблема в том, что только у одного из двадцати есть много денег, у 19 вместо денег - великие бизнес-идеи. Второй случай? Да, конечно, там все просто: чтобы было. Вот просто чтобы было. Чтоб Москва, Париж и Токио, не говоря уж про Дели и Сантьяго, знали, что мы тоже. Мы такие. Не отстаем от мира. Торгуем. Торгуем! А не продадим, так разрекламируем.

Логично. Во-первых, в 10 раз понятнее. Во-вторых, без зауми: реклама, она адресована "неопределенному кругу лиц". К тому же, известно, что грядет бум интернет-рекламы[9]. Уже объявили, что темпы роста интернета опережают все мыслимые показатели[10]. Киберпочта, Стримы всякие, школы подключают по всей необъятной… И вообще - интернет не знает границ!

7.

С одной оговоркой.
Главный в театре - электрик.


Примечания

[1] Интернет-торговля в РФ выйдет на европейский уровень. Новости е-комерции, 11.01.08.
[обратно в текст]
[2] Данные МЭРТ РФ, окт.2007.
[обратно в текст]
[3] Данные РА MindShare Interaction, Сnews, 06.02.08. Согласуется с данным ИГ "Атон": общий объем рынка интернет-рекламы - примерно 3,7% всего рекламного рынка (РБК ID 31690890).
[обратно в текст]
[4] Рекламный рынок России. Вып. 2, РБК ID 31708561.
[обратно в текст]
[5] Агентство Gemius, май 2007.
[обратно в текст]
[6] Благодаря "ультиматуму" Международной Ассоциации гражданской авиации (IATA) это вполне реально. С 1 января 2008 года весь мир переходит полностью на электронную систему регистрации и продажи билетов и отказывается от бумажных носителей. (НАУЭТ).
[обратно в текст]
[7] ISO 9241-11 (или скачать).
[обратно в текст]
[8] Финансовое поведение в Интернете: практики, проблемы, ожидания (ФОМ, окт.2007).
[обратно в текст]
[9] Согласно прогнозу компании Zenith Optimedia, входящей в транснациональный рекламный холдинг Publicis Group, рынок интернет-рекламы в ближайшие три года будет расти в три раза быстрее, чем реклама в традиционных медиа. Его объем в прошлом году оценивался почти в $17 млрд. (Newtimes.ru).
[обратно в текст]
[10] ФОМ, лето 2007 04.10.2007 Динамика развития Интернета в России: анализ пяти с половиной лет наблюдений. Также Cnews и данные "Левада-Центра".
[обратно в текст]

Copyright © А.Крамер, 2008