Содержание.
1. Концепция и background. Идея объединения на одном сайте сервисов бронирования авиа- и железнодорожных билетов, гостиниц и заказ автомобилей напрокат, - в целом не лишена смысла. Поэтому необходимо для точности анализа предварительно рассмотреть background этой идеи. Для начала примем за основу, что туристические, транспортные и гостиничные услуги - это бизнес принципиально офлайновый. Однако любой бизнес-процесс или бизнес-функцию можно перенести в интернет, если в офлайне она:
Подчеркнем, что бронирование авиабилетов (равно как и гостиниц) - должны рассматриваться именно как бизнес-функции услуги авиаперевозок и услуги аренды жилья, но никак не самостоятельно. Из этого следует, что при переносе этих функций в интернет следует позаботиться о сохранении связей указанных бизнес-функций со всеми процессами и инфраструктурой бизнеса в целом. Отметим сразу, что создание комплексного переноса функций сразу нескольких бизнесов в онлайн принципиально невозможно, если не существует соответствующего холдинга (или иной управляющей структуры) этих бизнесов в офлайне. Рассмотрим теперь, каким образом с помощью интернет "разруливаются" пять вышеприведенных оснований.
Дороговизна бизнес-функции. Здесь, как правило, перенос в интернет оправдывается снижением издержек и накладных расходов. Классические решения: электронная витрина, е-офис, распределенная система. Хотелось бы подчеркнуть, что, в силу уже названных причин, ограничения ресурсов, необходимых для работы перенесенных бизнес-функций в онлайн находятся вне сети (В этой части использованы исследования ecommerce.ru, voxru.net и исследовательских центров РОЦИТ и ФОМ). 1. Дороговизна и низкий уровень качества доступа в Интернет. Многие российские телефонные операторы до сих пор используют линии, введенные в эксплуатацию в 50 годах, и их обновление происходит далеко не так быстро, как хотелось бы. В результате, Интернет-провайдеры ограничены в предоставлении телефонного доступа в Интернет как по количеству пользователей, так и по качеству сервиса. В последнее время появляются альтернативные технологии доступа, но высокая себестоимость пока не позволяет им стать массовыми. 2. Низкий уровень компьютеризации и, как следствие этого, пустынность Рунета. На середину 2002 года лишь 8% россиян (8,8 млн. чел.) имеет доступ в интернет, при этом почти треть всех пользователей находится в Москве (в Сиб. Федеральном округе - 14,8%). При этом в среднем 48% пользователей интернета выходят в сеть с работы. 3. Неразвитость интернет-торговли. Посещают интернет-магазины 20,8% - или 1,83 млн. человек (1,34 млн без учета Москвы). При этом не собираются делать покупки в интернет-магазинах 35,1%, делали хотя бы одну покупку 31,5%. Таким образом, можно условно оценить незадействавнный потенциал клиентов интернет-магазинов в 10,7% (или 7,8% без учета Москвы - 680 тыс. человек). Статистика четко показывает, что российские интернет-магазины интересуют практически исключительно россиян (до 90% посетителей). 4. Крайне слабая распространенность кредитных карт и онлайн-платежных систем. На российском рынке действует целый ряд систем электронной оплаты, как кредитных, так и дебетовых (а также ряд онлайновых платежных систем), но ни одну из них нельзя назвать массовым решением, охватывающим значительную часть аудитории. Только 6,8% активной аудитории Рунета расплачиваются кредитными картами; 2/5 этой же аудитории предпочитают оплату наличными курьеру или наложенный платеж. 5. Крайне неразвитый рынок услуг курьерской доставки (быть может, плохие дороги или дорогой бензин?). Даже в Москве рынок курьерской доставки считается зачаточным (30 компаний в 2001 г.) по сравнению с Парижем (180) или Нью-Йорком (около 300). В связи с этим налицо отсутствие внятной логистики. 6. Специфические проблемы "все еще дикого рынка" - отсутствие межотраслевой кооперации, монополизм и постоянные переделы рынков, налоговые недоразумения, и, что самое неприятное - постепенное сворачивание венчурного финансирования, отсутствие "длинного" кредитования и не использование интеллектуальной собственности. 7. "В офлайне жизни нет": специфическая проблема бизнесов, созданных "для интернет" - как следствие, нежелание вести маркетинговые исследования, исследовать поведение потребителей и их запросы, нежелание рекламировать офлайн свои сетевые ресурсы, нежелание или неумение из офлайна стимулировать рост интернет-аудитории. Следует также отметить специфические моменты, характерные для туристического, гостиничного и пассажирских перевозок: " ярко выраженная сезонность. Абсолютное большинство населения Рунета уходят в отпуск с июля по сентябрь. При этом 69% (!) заявили, что покупкой туруслуг через интернет не пользовались и не собираются. Хотят попробовать 17,7%, уже воспользовались 5,1% интернет-пользователей, лишь 2,2% систематически покупают туруслуги через интернет. Если учесть, что покупательская эффективность интернет-магазинов 0,095 - 0,14 (только 95-140 из 1000 посетителей покупают!) - реальный размер целевой группы в этом секторе рынка не превышает 200 - 300 тысяч человек. Здесь нужно сделать очень важную оговорку: 57% покупателей интернет-магазинов - постоянные, кроме того, около 10% посетителей отменяют заказы. Поэтому количество хитов в статистике в данной ситуации нерепрезентативно. " неразвитость систем бронирования гостиниц в России " практически полное отсутствие системы заказа проката автомобилей (особенно через интернет) " монополизм железной дороги в плане доступа к собственным системами бронирования Какие концептуальные решения могли бы быть эффективными:
2. Функциональный анализ и навигация. На первый взгляд, вебсайт "Е-Касса" представляет из себя комплексный сервисный ресурс, функционально сгруппированный вокруг трех основных услуг: бронирования авиабилетов, бронирования гостиниц и аренды автомобилей. Однако, в сущности, вынужденный экспортировать данные с других сайтов, которые уже имеют прямые доступы к системами бронирования или сами представляют такой сервис. Так, бронирование автомобилей на сайте взято с www.autoeurope.com ; бронирование гостиниц - с www.hotelclub.net и www.horse21.ru (в последнем случае экспорт точный вплоть до дизайна). Разбиение бокового меню на две части - в целом удачное решение. Однако приоритетность перевозки перед дополнительными сервисами, по идее, должна быть отражена в этом меню. При этом 11 пунктов визуально разделены на 4 красным по синему + 7 розовое на голубом (первые 4 воспринимаются как более важные, хотя в других упрятано и бронирование а/билетов, и варианты оплаты, и варианты доставки). Здесь - явное следствие непродуманности функционала вебсервиса как такового. Далее, как прямое следствие этой непродуманности - ситуация, возникающая при бронировании гостиниц из разряда "психологической сшибки" - заголовок "бронироваие авиабилетов он-лайн". Ниже - мелко и нечувствительным цветом - оказывается все правильно, это страница бронирования отелей. На выяснение, туда ли человек попал (в первый раз!) он тратит в среднем около 5-12 секунд. И это после первого клика, на второй странице. Кстати, очень важный штрих: обнаружить карту сайта не удалось (потрачено около 2-х минут).
Собственно ядро функционала вполне работоспособное, с одной оговоркой: желательно, чтобы посетитель: знал, где он находится (в какой точке от входа) - знал, что ему в данной точке нужно делать - знал, что будет в результате - знал, что будет дальше - знал, что можно безболезненно выйти (задача проектировщика: сделать так чтобы в результате посетитель не уходил с сайта, а лишь вышел из конкретного процесса, получил новую информацию и вошел в тот же процесс снова). В этом смысле весьма не продуманы (а точнее сказать, отсутствуют) все варианты "отката". Есть только "начать с начала" - с какого начала - непонятно, оказывается, это ссылка на главную страницу. Отката "на шаг назад" нет, варианта "выйти с - или без - сохранением данных" тоже нет. Как говорится "важно, но не обязательно" - какие-нибудь статьи о преимуществах онлайн-бронирования и т.п. Отдельная тема - отсутствие внятных и опознаваемых выходов именно с этого сайта (независимо от того, сделано ли это на импортированных данных). Сделал человек полезное для владельцев дело, ну так хоть спасибо сказать и "счастливого пути", что ли. Справка о тестировании времени загрузки отдельных страниц.
1. LAN 100М [так в тексте - А.К.]
2. LAN 64k
3. Dial-up 26.6 k 3. Дизайн.
Главная страница. Далее. Ссылка на форму регистрации пользователя и вход для зарегистрированных пользователей расположены неудачно - приходится искать. Не мешало бы также добавить информацию о том, какой приоритет дает регистрация пользователя. Выбор маршрута. Окно на главной странице большое, красивое и совершенно непонятное. Тем более что ссылка на карту дана мелким шрифтом в тексте и, к тому же, совершенно неконтрастно.
Бронирование прерванных маршрутов. Что это такое - неизвестно: браузер неизменно выплевывал "страница не может быть отображена".
Регистрация пользователя. Пункты дополнительного меню:
Расписание поездов. Как забронировать авиабилет. Нареканий по содержанию не вызывает. Варианты оплаты авиабилетов. Над примером счета стоит указать, что это примерный вид счета на оплату. Варианты доставки авиабилетов. Стиль дизайна раздела резко отличается от стиля остальных разделов из-за ярких вставок-схем. Рекомендуется изменить цветовое решение схем. Над схемами и адресами следует указать, что это адреса офисов продаж, а то не очень понятно, к чему они относятся. Справочник аэропортов мира. Реализован по схеме: Выбор страны - выбор города - выбор аэропорта. Информация, которую получает пользователь - минимальна: название аэропорта и национальная валюта. Хотелось бы, чтобы, нажав на "расписания авиарейсов", "бронирование билетов" или "цены на авиабилеты" видеть то, что относится именно к рейсу в выбранный аэропорт, а не к рейсу "Москва-Адлер". Бонусы и скидки… Нареканий по содержанию не вызывает.
Пункты основного меню.
1. При выборе пункта основного меню "Бронирование гостиницы" исчезает кнопка "аренда автомобилей", а "бронирование гостиницы" остается, а хотелось бы наоборот. Первоначально выбирается система бронирования. В обращении и нижележащем тексте рекомендуется сменить формулировки, избегая жаргонизмов типа "данного конкретного случая".
Система бронирования отелей на английском языке - по кредитной карте.
Система бронирования отелей на русском языке.
Расписание авиарейсов
Цены на авиабилеты
То же самое - рейсы только из Москвы, нет информации о других авиакомпаниях, неконтрастное написание текста на подложке.
Карта
1. Слегка раздражает то, что по умолчанию стоит пунктом вылета Москва. См. пункт "Концепция и background".
Процесс бронирования авиабилетов.
Шаг 1. Выбор рейса. Интерфейс обработчика запросов - безобразный! Нельзя ли просто заменить все эти ужасающие светофоры красивой картинкой с мигающей надписью "Подождите"? 4. Выводы. Концептуально сайт не проработан. Его можно даже в известной мере считать "лишним звеном" - из-за заимствования интерфейсов двух основных функционалов, а также за счет ограниченности информации в третьем основном функционале - предоставляется расписание рейсов только "Аэрофлота". Кроме того, пользовательской информации минимум. Функционал бронирования авиабилетов реализован не по самой оптимальной схеме - реально вместо заявленных 6 шагов бронирования (что близко к оптимуму, но все равно много), пользователю приходится совершать 9 шагов. Отсутствует выход!! Как правило, после вручения пользователю счета, ему говорят "Спасибо за покупку" или что-то подобное. Из-за отсутствия этого элементарного прощания сайт получается "оборванным", что повергает пользователя в некий дискомфорт и помешательство, и вряд ли следующее посещение им сайта будет легким и непринужденным. Дизайн сайта в целом сбалансирован, и на линии основного функционала, за исключением некоторых деталей, отмеченных выше, может быть использован и далее. Рекомендуется привести в соответствие с дизайном основного функционала также заимствованные интерфейсы. Текстовая информация сайта содержит некоторое количество жаргонных слов и выражений. Рекомендуется тщательная проверка и стилистическая правка всех текстов. Основные замечания по навигации приведены выше. Они касаются, в основном, несоответствия ссылок их ожидаемому назначению, отсутствия нужных и ожидаемых ссылок, а также иногда неудачное расположение существующих.
А.Крамер, CC-BY А.Крамер, 2002
|