Взаимодействие пользователя и информации практически полностью определяется тремя главными критериями очевидности:
- Процесс взаимодействия с информацией как таковой должен быть очевиден для пользователя еще до первого контакта с информацией;
- Процесс взаимодействия с информацией как таковой или его результат должен заведомо иметь смысл для пользователя;
- Процесс взаимодействия с информацией как таковой должен быть включен в цепочку осмысленных действий пользователя до и после контакта с предлагаемой информацией.
Из этих критериев вытекают два важных для структурирования взаимодействий пользователя и информации момента:
- Любое взаимодействие пользователя с информацией есть прежде всего выявление главной (основной) функции информации для пользователя в процессе взаимодействия;
- В процессе взаимодействия обязательно должно произойти изменение информации (пользователем или само по себе). Этот пункт означает, что информация (как феномен, изменяющий состояние неопределенности на состояние определенности) существует только в момент контакта с пользователем.
Взаимодействие произойдет только в случае, когда информация имеет смысл для пользователя, а само взаимодействие имеет цель. Это определяет взаимодействие как процесс, существенно важными последовательными фазами которого будут:
- Вход (или фаза контакта);
- Фаза противодействия (или фаза, в которой "срабатывает" психологическая инерционность стереотипов пользователя по отношению к информации);
- Фаза функциональная (собственно взаимодействие);
- Фаза "отстройки" (фаза "психологического завершения" взаимодействия: для пользователя должно быть очевидной исчерпанность информации: ощущение пользователя "нашел все то, что хотел").
- Выход.
Каждая из фаз процесса ниже представлена одним или несколькими алгоритмами, использование которых облегчает и повышает эффективность прохождения каждой фазы взаимодействия пользователя и информации.
I. Фаза "ВХОД"
Алгоритм LIG (laziness, indifference, gregarious)
Laziness (лень) - Indifference (безразличие) - Gregarious (стадность).
Смысл алгоритма: прямое использование автоматизма первого восприятия информации.
Реализация алгоритма предполагает последовательность действий:
- Четко объяснить, что предлагается, для чего, и что пользователь найдет для себя (использование фактора "лень" - пользователю не надо искать ничего).
- Ясно показать отличия этой информации от подобных; или явно объяснить отличия данного пользователя от всех остальных. (Использование фактора "безразличие" - снятие изначальной не заинтересованности во внимании к информации через определение "фокуса возможного или предполагаемого интереса" пользователя).
- Сразу показать, сколько уже есть пользователей информации, где и как информация уже используется и с какими результатами (момент сопричастности пользователя уже существующей группе других пользователей).
II. Фаза "СНЯТИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ"
Алгоритм DD-UPS
1. Distrust (недоверие) + Defectiveness (Чувство ущербности)
2. Unattainable (недостижимо) + Promising (Обещания) + Sectionalism (групповщина).
Смысл алгоритма: использование или снятие типовых отрицательных стереотипов пользователя по отношению к любой информации (они перечислены как обозначения в алгоритме).
Реализация алгоритма предполагает последовательность действий:
- Возможность получить информацию (из независимых источников) о межсистемных связях предлагаемой информации и цифры об эффективности ее использования.
- Объяснение, что отсутствие у пользователя этой информации - тоже неплохо, хотя бы в плане экономии его времени, сил и денег (как своего рода защита от непродуманных инвестиций).
- Снятие "эффекта недостижимости" за счет реалистичности (Процесс получения, понимания и использования информации прост).
- Пользователю нельзя давать никаких обещаний: инвестиция в использование информации (не только денежная) есть собственный риск пользователя этой информации. Это подразумевает, в том числе, информирование о возможных рисках использования данной информации.
- Возможности использования информации в сферах, не предусмотренных прямо контекстом преподнесения информации (снятие "эффекта групповщины" - нет особых узких групп пользователей).
III. Фаза "ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ"
На это фазе происходит взаимодействие пользователя и информации, в процессе которого пользователь достигает своей цели, а информация соответственно этой цели локально изменяется. Важно пояснить, что процесс взаимодействия возможен, если:
1. Информация представлена так, что ее формат подстраивается к целям конкретного пользователя;
2. Информация представлена приемлемым для пользователя способом представления знаний;
3. Информация представлена во взаимосвязи с иной информацией.
Соответственно, используются одновременно три алгоритма, использующие одновременно 10 разнородных принципов обработки информации. Любой (любые) из 10 могут одновременно работать в любых комбинациях и взаимопереходах. Все 10 должны быть одновременно доступны пользователю.
Реализация Главной функции информации "завязана" на трех основных алгоритмах:
- SAT - алгоритм предоставления информации. Как правило, именно в этой последовательности предоставляется информация: "увидеть" - затем "спросить" - затем "попробовать".
- LEG - алгоритм приемлемости информации.
- LECT - алгоритм "внешних привязок" информации
Алгоритм SAT (see, ask, try) |
Алгоритм LEG (legality, evaluation, guarantees) |
Алгоритм LECT (lifestyle, economics, community, technology |
Посмотреть (информация должна быть доступна детальная) |
Законность (авторские права, все необходимые договоры и соглашения, лицензии, privacy) |
Стиль Жизни (Сопричастность чему-то или кому-то, кто и почему пользуется выгодами владения или использования информации?) |
Спросить (пользователь должен иметь возможность получить дополнительные сведения любым доступным способом) |
Оценка (калькулятор, или методы оценки инвестиций или результативности использования информации) |
Экономика (имеет ли это влияние на внутреннюю экономику фирмы, отрасли, коллектива, города, микро-макроэкономику?) |
Попробовать (дать возможность безопасно смоделировать использование информации) |
Риски использования информации и Гарантии (какие, сроки, способы) |
Сообщество (имеет ли эта информация влияние на настроения сообщества?) |
|
|
Технология (какие общие и частные тенденции развития технологий повлияли на эту информацию, и как использование информации влияет на тенденции развития технологий) |
IV. Фаза "ПРОВЕРКА"
Фаза обеспечивает функциональное завершение взаимодействия (т.е. осознание результата) и первую часть "отстройки" (эмоционального завершения контакта с информацией).
Алгоритм AKR
Оценить (Appreciate) - Знать (Know) - Помнить (Remember)
Реализация алгоритма предполагает последовательность действий:
- Дать критерии оценки информации в целом с разных точек зрения (или из разной методологии)
- Повторить самые функционально важные моменты
- Предложить пользователю самому резюмировать
V. Фаза "ВЫХОД"
Психологически - завершение "отстройки". Реализуется "связкой" двух последовательных алгоритмов.
Алгоритм SSS | PSS
Simplification - упрощение (Pounding - измельчение, детализация, в том числе околоинформационных фактов)
Savor - вкус (эмоционально-эстетический фактор)
Superfluity - избыточность ("деталировка с запасом")
Смысл алгоритма: мелкими фактами-деталями создать и закрепить у пользователя эмоциональный "фон" принятой информации (собственно завершение процесса "отстройки" и эмоционального завершения контакта с информацией: пользователь должен не только понять, но и ощутить удовлетворение от законченности информации: "вкус" в алгоритме как прямая отсылка на эстетические моменты).
Алгоритм E&E
Edify & Expel (Научи и Отпусти).
Смысл алгоритма: прощание должно восприниматься как очень дружественное.
Реализация обоих алгоритмов предполагает последовательность действий:
- Представить много мелких простых фактов "вокруг информации".
- Предоставить на выбор некоторое количество "творческой халявы" (то, что в любом случае останется у пользователя - не рекламного содержания! Сувениры, фотографии, "мысль на память")
- Ненавязчиво выдать "закон Мерфи для вас на этот день", полезный совет или что-то подобное.
- Сказать "Всего доброго!"
#end.
Copyright © А.Крамер, Д.Брунев, 2002