MUZA \ исследования \ Лаборатория юзабилити

А.Крамер, Д.Брунев
U-алгоритм
взаимодействия пользователя и информации (usability)

Взаимодействие пользователя и информации практически полностью определяется тремя главными критериями очевидности:

  1. Процесс взаимодействия с информацией как таковой должен быть очевиден для пользователя еще до первого контакта с информацией;
  2. Процесс взаимодействия с информацией как таковой или его результат должен заведомо иметь смысл для пользователя;
  3. Процесс взаимодействия с информацией как таковой должен быть включен в цепочку осмысленных действий пользователя до и после контакта с предлагаемой информацией.

Из этих критериев вытекают два важных для структурирования взаимодействий пользователя и информации момента:

  1. Любое взаимодействие пользователя с информацией есть прежде всего выявление главной (основной) функции информации для пользователя в процессе взаимодействия;
  2. В процессе взаимодействия обязательно должно произойти изменение информации (пользователем или само по себе). Этот пункт означает, что информация (как феномен, изменяющий состояние неопределенности на состояние определенности) существует только в момент контакта с пользователем.

Взаимодействие произойдет только в случае, когда информация имеет смысл для пользователя, а само взаимодействие имеет цель. Это определяет взаимодействие как процесс, существенно важными последовательными фазами которого будут:

  1. Вход (или фаза контакта);
  2. Фаза противодействия (или фаза, в которой "срабатывает" психологическая инерционность стереотипов пользователя по отношению к информации);
  3. Фаза функциональная (собственно взаимодействие);
  4. Фаза "отстройки" (фаза "психологического завершения" взаимодействия: для пользователя должно быть очевидной исчерпанность информации: ощущение пользователя "нашел все то, что хотел").
  5. Выход.

Каждая из фаз процесса ниже представлена одним или несколькими алгоритмами, использование которых облегчает и повышает эффективность прохождения каждой фазы взаимодействия пользователя и информации.

I. Фаза "ВХОД"

Алгоритм LIG (laziness, indifference, gregarious)

Laziness (лень) - Indifference (безразличие) - Gregarious (стадность).

Смысл алгоритма: прямое использование автоматизма первого восприятия информации.

Реализация алгоритма предполагает последовательность действий:

  1. Четко объяснить, что предлагается, для чего, и что пользователь найдет для себя (использование фактора "лень" - пользователю не надо искать ничего).
  2. Ясно показать отличия этой информации от подобных; или явно объяснить отличия данного пользователя от всех остальных. (Использование фактора "безразличие" - снятие изначальной не заинтересованности во внимании к информации через определение "фокуса возможного или предполагаемого интереса" пользователя).
  3. Сразу показать, сколько уже есть пользователей информации, где и как информация уже используется и с какими результатами (момент сопричастности пользователя уже существующей группе других пользователей).

II. Фаза "СНЯТИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ"

Алгоритм DD-UPS

1. Distrust (недоверие) + Defectiveness (Чувство ущербности)
2. Unattainable (недостижимо) + Promising (Обещания) + Sectionalism (групповщина).

Смысл алгоритма: использование или снятие типовых отрицательных стереотипов пользователя по отношению к любой информации (они перечислены как обозначения в алгоритме).

Реализация алгоритма предполагает последовательность действий:

  1. Возможность получить информацию (из независимых источников) о межсистемных связях предлагаемой информации и цифры об эффективности ее использования.
  2. Объяснение, что отсутствие у пользователя этой информации - тоже неплохо, хотя бы в плане экономии его времени, сил и денег (как своего рода защита от непродуманных инвестиций).
  3. Снятие "эффекта недостижимости" за счет реалистичности (Процесс получения, понимания и использования информации прост).
  4. Пользователю нельзя давать никаких обещаний: инвестиция в использование информации (не только денежная) есть собственный риск пользователя этой информации. Это подразумевает, в том числе, информирование о возможных рисках использования данной информации.
  5. Возможности использования информации в сферах, не предусмотренных прямо контекстом преподнесения информации (снятие "эффекта групповщины" - нет особых узких групп пользователей).

III. Фаза "ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ"

На это фазе происходит взаимодействие пользователя и информации, в процессе которого пользователь достигает своей цели, а информация соответственно этой цели локально изменяется. Важно пояснить, что процесс взаимодействия возможен, если:

1. Информация представлена так, что ее формат подстраивается к целям конкретного пользователя;
2. Информация представлена приемлемым для пользователя способом представления знаний;
3. Информация представлена во взаимосвязи с иной информацией.

Соответственно, используются одновременно три алгоритма, использующие одновременно 10 разнородных принципов обработки информации. Любой (любые) из 10 могут одновременно работать в любых комбинациях и взаимопереходах. Все 10 должны быть одновременно доступны пользователю.

Реализация Главной функции информации "завязана" на трех основных алгоритмах:

  1. SAT - алгоритм предоставления информации. Как правило, именно в этой последовательности предоставляется информация: "увидеть" - затем "спросить" - затем "попробовать".
  2. LEG - алгоритм приемлемости информации.
  3. LECT - алгоритм "внешних привязок" информации

Алгоритм SAT (see, ask, try) Алгоритм LEG (legality,
evaluation, guarantees)
Алгоритм LECT (lifestyle,
economics, community,
technology
Посмотреть (информация должна быть доступна детальная) Законность (авторские права, все необходимые договоры и соглашения, лицензии, privacy) Стиль Жизни (Сопричастность чему-то или кому-то, кто и почему пользуется выгодами владения или использования информации?)
Спросить (пользователь должен иметь возможность получить дополнительные сведения любым доступным способом) Оценка (калькулятор, или методы оценки инвестиций или результативности использования информации) Экономика (имеет ли это влияние на внутреннюю экономику фирмы, отрасли, коллектива, города, микро-макроэкономику?)
Попробовать (дать возможность безопасно смоделировать использование информации) Риски использования информации и Гарантии (какие, сроки, способы) Сообщество (имеет ли эта информация влияние на настроения сообщества?)
Технология (какие общие и частные тенденции развития технологий повлияли на эту информацию, и как использование информации влияет на тенденции развития технологий)

IV. Фаза "ПРОВЕРКА"

Фаза обеспечивает функциональное завершение взаимодействия (т.е. осознание результата) и первую часть "отстройки" (эмоционального завершения контакта с информацией).

Алгоритм AKR

Оценить (Appreciate) - Знать (Know) - Помнить (Remember)

Реализация алгоритма предполагает последовательность действий:

  1. Дать критерии оценки информации в целом с разных точек зрения (или из разной методологии)
  2. Повторить самые функционально важные моменты
  3. Предложить пользователю самому резюмировать

V. Фаза "ВЫХОД"

Психологически - завершение "отстройки". Реализуется "связкой" двух последовательных алгоритмов.

Алгоритм SSS | PSS

Simplification - упрощение (Pounding - измельчение, детализация, в том числе околоинформационных фактов)
Savor - вкус (эмоционально-эстетический фактор)
Superfluity - избыточность ("деталировка с запасом")

Смысл алгоритма: мелкими фактами-деталями создать и закрепить у пользователя эмоциональный "фон" принятой информации (собственно завершение процесса "отстройки" и эмоционального завершения контакта с информацией: пользователь должен не только понять, но и ощутить удовлетворение от законченности информации: "вкус" в алгоритме как прямая отсылка на эстетические моменты).

Алгоритм E&E

Edify & Expel (Научи и Отпусти).

Смысл алгоритма: прощание должно восприниматься как очень дружественное.

Реализация обоих алгоритмов предполагает последовательность действий:

  1. Представить много мелких простых фактов "вокруг информации".
  2. Предоставить на выбор некоторое количество "творческой халявы" (то, что в любом случае останется у пользователя - не рекламного содержания! Сувениры, фотографии, "мысль на память")
  3. Ненавязчиво выдать "закон Мерфи для вас на этот день", полезный совет или что-то подобное.
  4. Сказать "Всего доброго!"

#end.

Copyright © А.Крамер, Д.Брунев, 2002