MUZA \ текст \ журналистика

А.Крамер
"День радио": надо искать пуговицу!

Аншлаг. Судя по тому, как реагировала публика, большинство уже не один раз посмотрело спектакль на видео или в телеверсии; или таки слышали рассказы о "реалити-шоу" про "Как бы радио", в котором играет - не как бы, а настоящий продюсер настоящего "Нашего радио" - Михаил Козырев. Ситуация подогревалась уходом Козырева из "Ультра-продакшн" куда-то в сторону телевидения вообще и НТВ в частности (что-то часто стали говорить деятели из "Газпром-медиа" о формате "русского рока" для одной из пяти своих радиостанций). Да и потом дрожали в ожидании поклонники "Несчастного случая" и лично Алексея Кортнева.

Ожидали, разумеется "Снежинку" и "Ночной ларек", снискавшие бескорыстную любовь народонаселения еще до премьеры спектакля, случившейся аккурат четыре года назад. Где только "День радио" не гастролировал, но везде, по всему судя, слова заповедные "кладу я на вашу столицу" и "даже водка не согрет душу мне" соответственно - резонируют в хрупкой и нежной душе зрителя. В смысле - целевой аудитории.

Те, кто хоть раз сталкивался изнутри с производством новостей (а журналистов в публике было немало) ловили, как говорится, "недетский кайф" от узнаваемости деталей и ситуаций. Завзятые КВНщики повизгивали от реприз и "запила про кролика-зануду". Меломаны млели в кайфе от узнаваемой неузнаваемости суперхитов "Несчастного случая" - от "Садо-мазо" до панка и трэша, от "украиньского фолка" с характерным припевом "що ж воны ро-блять" до "Чайфов", поющих свое великое "Ой-ё" в застрявшем лифте. Плюс к тому - "учительница первая моя", узнаваемый голос "Генерала Булдакова", плюс "рекламные паузы", плюс сверхозабоченная мама (голос Клары Новиковой), плюс "ну вы все молодцы". И "тонкий стеб" по адресу музыкального вкуса учредителей-"заправил" в лице некоего Эммануила Гедеоновича, блистательно озвученного Эммануилом Виторганом.

Короче говоря, поржать было где.

Вырисовывался, так сказать, как бы формат. Злой, пародийный концерт с групповым конферансом (причем конферанс в виде "реалити-шоу"). Как кто-то сказал, что Петросян и все "Аншлаги" локти сгрызли бы от зависти.

Надо заметить, что "День радио" и его как бы продолжение "День выборов" можно поставить примерно в один ряд как с "вербатимными" спектаклями московского Театра.doc вроде "Чистого Пиара". И как ни странно, в один ряд с бесконечными "реалити-шоу", начиная от "За стеклом" и кончая, как ни странно, спектаклями Е.Гришковца и "Аидой" нашего оперного. Тень Таганки встает над театром узнаваемой сегодняшней злободневной деталью: хочешь - смейся, хочешь - плачь... Чего стоит "реалити-шоу" с автоматчиками, со взрывами на фоне "победного банкета" в финале "Аиды"? "Золотой Маски". Такова борьба за зрителя. В смысле, целевую аудиторию. Однако, тенденция.

"Публика опять же резко изменилась со времен Шекспира и Мольера. В то время она стояла на более низкой ступени культурного развития (в научном, индивидуально-нравственном и техническом смысле). Но отсюда можно заключить, что общность интересов была куда шире, чем в настоящее время. К усиленной профессиональной специализации в настоящее время присоединилась еще резкая классовая рознь, которая разбила общество более, чем когда-либо, на разные лагери. Чем пестрее публика, тем больше отпадает моментов, одинаково интересных для всех. Найти пьесу, захватывающую широкий круг публики, теперь гораздо труднее, чем раньше. Остается одно средство: понизить культурный уровень предлагаемых наслаждений. Дрессированная лошадь или жонглер всегда соберут больше публики, чем пьеса Ибсена, не только потому, что публика некультурна, но гораздо скорее потому, что на вопросах эквилибристики и дрессированных животных возможно меньше разногласий, чем по поводу пьесы Ибсена. Каждый из посетителей цирка, в отдельности взятый, интересуется массой вещей, но собранные в количестве многих тысяч, эти завсегдатаи цирка скорее всего сойдутся на жонглере". Эти слова сказаны около ста лет назад теоретиком театра К.Тиандером и, кажется, остаются справедливыми по сей день.

Так вот, про спектакль…

Складывается ощущение, что после ухода Козырева с "Нашего радио" спектакль очень скоро потеряет свое "реалити" - как драматургическую канву - а вслед за ним и зрительскую привлекательность (тем более, что саундтрек вышел отдельным диском). Если раньше спектакль можно было бы счесть изощренным пиаром "Нашего радио" (а попутно и "Логоваз-Медиа" Мэрдока-Березовского), то сейчас… а что сейчас? М.Козырев и так уже уходит куда-то в телевидение. А.Кортнев после "Иствикских ведьм", в которых он и поиграть успел, сейчас перевел уэбберовских "Кошек" (18-го марта как раз премьера в Москве). "Квартет И" после "Дня выборов" придумал новую трагикомедию - "Чуть быстрее, чем кролики". Тенденция, однако. Формат.

С форматами и тенденциями приходится считаться, слегка переиначив репризу героя Михаила Козырева: "У нас сейчас две проблемы - искусство и пуговица. Мы пуговицу найти можем - чисто теоретически? Можем. А с искусством мы ничего сделать не можем. Выход: надо искать пуговицу".

А радио? А что радио… Жизнь-то продолжается.

Copyright © А.Крамер, 2005