MUZA \ текст \ журналистика

А.Каганов
Наш президент - наш депутат?

Что имеем? Президент России Владимир Путин возглавил федеральный список "Единой России", Сергей Миронов готов уступить Путину свое место спикера верхней палаты парламента[1], а замдиректора НИИ социальных систем Дмитрий Бадовский на пресс-конференции группы политологов в РИА "Новости" 14-го ноября заявляет, что "партия власти должна получить 62-63%, поскольку 70% - это уже слишком много, а меньше 60% - не соответствует формату референдума о доверии Путину"[2].

Речь, надо полагать, о "референдуме без вопроса", как окрестил предстоящие парламентские выборы Леонид Радзиховский в "Ежедневном журнале"[3] - о каком "доверии Путину" и доверии в чем - сейчас не важно. Важно другое: если (и когда) "Единая Россия" пройдет на выборах в Государственную Думу, действующий Президент одновременно становится депутатом. Ситуация как минимум смешения законодательной и исполнительной власти никого, похоже, не смущает, но и это на данный момент можно вынести за скобки. Тем более что ст.35. (п.3 и п.4) Закона "О выборах президента РФ" не допускает лишь "использовать преимущества своего должностного или служебного положения", а вовсе не запрещает занимать должность или нести службу.

Что за скобки вынести уже никак нельзя - так это как раз вопрос о законности подобной ситуации. Хочу сразу отметить, что рассмотрение этого вопроса не претендует на полноту и является результатом сравнительно внимательного чтения законов и некоторых иных юридических документов. Итак, к делу.

Статья 97.3 Конституции РФ: "Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности". Является ли Президент РФ государственным служащим? Ведь государственный служащий "не вправе быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления" (ст.11.1.2 ФЗ "Об основах государственной службы РФ"). Однако, Президент, по тому же закону, - должностное лицо категории "А" (ст.1.1.1) а к государственной службе "относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности" категорий "Б" и "В" (ст.2.1 того же закона). Получается, что Президент - вовсе не государственный служащий?

Пойдем дальше. Глава 4 Конституции никак не регламентирует возможность совмещения должности Президента с работой депутата; нет ни слова на этот счет и в ФЗ "О выборах президента РФ". Единственное, ст.10.4 ФЗ "О политических партиях": Президент РФ "вправе приостанавливать свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий". Вправе. Но не обязан. Если он, конечно, член партии.

На статью 10 закона "О политических партиях" вообще стоит обратить особе внимание. Первый пункт этой статьи: "Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается". Третий пункт той же статьи (читаем внимательно!): "Лица, замещающие государственные или муниципальные должности, и лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в интересах политической партии, членами которой они являются, либо в интересах любой иной политической партии. Указанные лица, за исключением (NB! - А.К.) депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов иных законодательных (представительных) органов государственной власти и депутатов представительных органов местного самоуправления, не могут быть связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей". Итак, депутаты (в том числе и Президент, буде он избран) могут быть связаны решениями своей партии. Понятное дело, могут, но не обязаны, тем не менее, ситуация рискует войти в противоречие статье 13.2 Конституции: "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной". И не беда, что Владимир Путин намедни в Красноярске сетовал, что у "Единой России" "нет пока устойчивой идеологии"[4]... Важно, что эта неустойчивая - партийная - идеология может стать де-факто государственной.

А пока горячие головы желают действующему Президенту третьего срока. Вот 20 мая этого года Конституционный суд своим Определением отказал гражданке Л.М.Вараскиной и не стал "инициировать в Государственной Думе внесение в статью 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации изменений, касающихся сроков полномочий Президента Российской Федерации, или провести референдум Российской Федерации по вопросу о продлении срока полномочий Президента Российской Федерации", ибо не обладает правом вносить и инициировать[5]. А вот партия, да еще партия парламентского большинства, такое право имела бы, если бы не одно "но".

"На референдум не могут выноситься вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации" (ст.6.5.2 ФКЗ "О референдуме РФ"), и, кроме того, "референдум не проводится в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ" (ст.7.3 того же закона). Но если подождать немного, пока пройдут президентские выборы, то можно ту самую статью 81.3 Конституции ("Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд") подправить. Всего-то надо принять закон РФ о поправке к Конституции большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. А потом, - именно так определил Конституцонный суд своим Постановлением №12-п от 31.10.1995 года, - необходимо, чтоб этот закон одобрили органы законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ[6].

Всего-то.

P.S. Проект ФКЗ "О статусе Президента РФ" был внесен в Госдуму еще в 1997 году, рассмотрен в первом чтении спустя шесть лет и 10 апреля 2003 года успешно отклонен.

Александр Каганов.


[1] «Общая газета.Ру», 15.11.07
[2] М.Рубин. Парламент будет трехпартийным // Страна.Ру, 14.11.07
[3] Л.Радзиховский. референдум без вопроса // Ежедневный журнал, 31.10.07
[4] «Путин: "Единая Россия" - не идеальная политическая структура» // Rambler mass media, 13.11.07
[5] См. Определение Конституционного суда РФ «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Вараскиной Любови Михайловны на нарушение ее конституционных прав статьей 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации» от 29.05.07.
[6] См. Постановление Конституционного суда РФ №12-п от 31.10.1995 «По делу о толковании статьи 136 Конституции РФ».

Copyright © А.Крамер, 2007