"Центробанк России в августе этого года собирается выпустить в обращение серебряную монету достоинством три рубля с изображением Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, которому в этом году исполняется 60 лет. Послужила ли эта знаменательная дата поводом для выпуска монеты - неизвестно, но, так или иначе, ровесник Великой Победы будет щегольски блестеть фасадом с новенькой "трехрублевки".
("Новая Сибирь", 8 июля 2005 г, за полгода до окончания реконструкции). 9-го декабря 1928 года в газете "Советской Сибири" было напечатано дословно следующее:
Сказано - сделано! уже в 1928-м организуется Комитет содействия строительству, а в мае 1931 года на Базарной площади в центре города закладывается первый камень Дома науки и культуры. Стройка затевалась нешуточная, с революционным размахом… Решение о том, что в новом здании будет именно оперный театр, будет принято аж в 1939-м. Спустя восемь лет. За двенадцать лет до описываемых событий, в 1927-м, "Сибгосопера" активно ощущала свою ненужность для города, вследствие чего решила жить "на два дома" - в Новосибирске и Иркутске. Причин тому решению было много, но главной был… НЭП. Впрочем, по порядку. Землянки и пять консерваторий Напомню основную историческую канву: 14 декабря 1919-го Новониколаевск был освобожден от войск Колчака. 17 декабря 1919г. Новониколаевский революционный комитет в приказе №1 объявил о низложении власти Колчака и перехода всей власти в руки ревкома. На тот момент городское хозяйство лежало в упадке, был поврежден взорванный в двух местах железнодорожный мост, испорчено оборудование в железнодорожном депо и мастерских. К тому же колчаковцы оставили в городе тиф (размещая больных по частным квартирам). В Новониколаевске зимой 1919-20 года умерло от тифа несколько тысяч человек. Героическими усилиями зимой 1920-го мост восстановлен, а к лету побеждена и эпидемия, но… По переписи 1920г. в Новониколаевске проживало 67,5 тысяч человек, чуть меньше чем в 1917. Город был полуразрушен, люди селились в подвалах, землянках, банях, конюшнях, сараях, вагонах. В 1922 году около 20 тысяч вагонов на Сибирской железной дороге было занято под жилье. И в это же время, в 1920-м году в Сибири открывается пять консерваторий (правда, назывались они тогда иначе): в Барнауле, Томске, Красноярске, Иркутске, Омске, - и в Омске в это же время открывается Сибирский государственный Оперный театр ("Сибгосопера"). Уже в январе 1921-го года происходит перестройка сибирской политической структуры. Губернская власть переезжает из Омска в Новониколаевск. В марте на Х-м съезде РКП(б) объявлена "новая экономическая политика" - НЭП. В июне образована Новониколаевская губерния. И, вместе с госструктурами, Сибгосопера переезжает в Новониколаевск. Местом обитания театра назначили бывший военный госпиталь, а до того Коммерческий клуб - сейчас мы знаем этот дом как театр "Красный факел". В ноябре театр открылся, и в сезон 1921/22 годов премьерными аншлагами было дано 20 (двадцать) опер (и это в городе, где объявлено военное положение из-за бандитизма!). В начале-середине 20-х - в НЭП - организуются всевозможные тресты, кооперативы, синдикаты. Расцветает частный бизнес. Народ торгует. Город строится, растет. В 1924-м открывается первый автобусный маршрут. В 1925-26 "количество перешло в качество" - Новониколаевск стал окружным центром, а в 1926-м переименован в Новосибирск. Тут же появляется сперва техзадание, а затем и первый, редкостно невразумительный, генплан города. Открыт Дом Ленина. В 1926-м основан Заобский (левобережный) район, открываются электростанция, Сибрадиоцентр, строятся новые клубы, появляется магазин ЦРК (знаменитый Коопторг, он же "Сотый"). По переписи на 1926-й год - 120 тысяч горожан. В 1927-м открываются стадион "Спартак" и Клуб Совторгслужащих, который впоследствии переименован будет в клуб имени Сталина, а сейчас мы его знаем как ДК Октябрьской революции - "Кобру". Музыкальные производственники Что происходило в это время в музыкальном искусстве? Двадцатые - это годы конструктивизма, трезвого рационального подхода, математики в противовес "вдохновению"; время урбанизма, культа не просто города, но города механизированного, заводского; "железа и стали", открытой еще кубофутуристами "романтики машин". "Пасифик-231" (марка паровоза, ставшая названием симфонической пьесы), "Симфония паровых гудков", колеса и поршни, всеобщий "стальной скок"… Характерная деталь: музыканты, если и объединяются, то не просто в коллективы, но в коллективы "производственные". Так, в 1925 году возник ПРОКОЛЛ (Производственный Коллектив студентов научно-композиторского факультета Московской Консерватории), который поставил перед собой задачу сочинять музыку "простую и понятную народным массам". Просто не получилось, а вот народно-массово - вполне; чего только стоит "Путь Октября" (соч.1927) - "музыкальное действие в трех звеньях" для хора, солистов с участием органа, трубы, гармоники и ансамбля ударных по мотивам революционной истории… Впрочем, ПРОКОЛЛ воспринимался многими как порождение обычного творческого максимализма. Существовали в то же время и две авторитетные, но при том идеологически несовместимые, организации: АСМ и РАПМ. АСМ (Ассоциация Современной Музыки), была создана как филиал Международного общества современной музыки; среди ее членов были на тот момент ведущие композиторы - Н. Мясковский, Д.Шостакович, Н.Рославец, В.Щербачев, наиболее авторитетные музыковеды - такие как Б.Асафьев (в то время - Игорь Глебов) и Л.Сабанеев. "Современники" изучали творчество передовых зарубежных композиторов, пропагандировали наиболее интересные их достижения. С другой стороны, РАПМ (Российская Ассоциация Пролетарских Музыкантов) смотрела на музыку с позиции "победившего пролетариата". Идеологически "опасным", как сказано в передовице первого номера журнала "Музыки и революции" за 1927 год, следовало считать "расценивание произведений искусства исключительно с точки зрения талантливости, мастерства, новизны, яркой индивидуальности". Что еще интересного случилось в то время? В 1920-м в Москве Л.Термен изобретает первый электронный музыкальный инструмент (терменвокс). В 1923 Эйзенштейн публикует "Монтаж аттракционов", а в 1925-м (на торжественном заседании в честь 20-летия революции 1905 года) показан "Броненосец Потемкин". В 1924 опубликован манифест сюрреализма. В 1925-м Н.Эрдман пишет "Мандат", Мейерхольд создает свой театр (ГосТИМ), а Чаплин снимает "Золотую лихорадку". В 1926-м в Ленинграде показана опера С.Прокофьева "Любовь к трем апельсинам" (первая триумфальная постановка - Чикаго, 1921). В 1928-м Л.Бунюэль и С.Дали показывают "Андалузского пса", а Б.Брехт пишет "Трехгрошовую оперу". Это время - время джаза, который завоевывает Европу и проникает в Россию (джаз Л.Утесова возникнет в 1929-м). Это время городских, "дергающихся", механистических во многом танцев - шимми, чарльстона, квикстепа. Это время мюзик-холла. Это время духовых оркестров в городских садах. Это время, когда оркестры (ансамбли разнообразных составов) играли и в кино, и на бегах; это время многочисленных музыкальных кружков и самодеятельных коллективов. Время, когда профессиональные и самодеятельные музыканты конкурировали за право выступать перед жующей публикой в "серьезных ресторанах" (а почему нет, если музыка - это не творчество, а производственная необходимость?) Свободные от халтуры Ладно. Вернемся в Новониколаевск - Новосибирск. Надо заметить, что еще в 1917 году в городе был свой симфонический оркестр. Кроме того, в 1918 году давал концерты симфонический (!) оркестр Пятого чехословацкого полка, а в весной 1919-го - симфонический же оркестр при Первом среднесибирском армейском корпусе. В 1920-м открылась первая советская музыкальная школа (а до революции, в 1916-м году, в городе их было две). В 1923-м дал первый концерт Оркестр народных инструментов (в каком-т смысле предшественник нынешнего ОРНИ при ГТРК). И вот - Сибгосопера, единственный театр в Сибири, который с приходом НЭПа остался на госфинансировании. С одной стороны, это было неплохо; тем более что в 1926-м году авторитетный журнал "Жизнь искусства" называл Сибгосоперу одним из немногих театров, "свободных от халтуры". С другой - расширились "культурные запросы" победившего класса, и эти запросы во многом оказались замешаны на… да-да, той самой "идеологии потребления", нэпманской идеологии тогдашнего "пролетарского коммерсанта". Зачем платить за билет в оперу, когда мне споют и сыграют в ресторане? И впрямь. Музыка звучала едва ли не в каждом "культурном учреждении". При чем тут мастерство, когда речь идет о "классовости"? Эта ваша опера - как говаривал покойный П.П.Шариков, "контрреволюция одна"…Тем более, что денег в бюджете города мало, и откуда их брать, непонятно…
Идеология начинает и… И тут… все как всегда: в историю вмешивается политика. После апрельского 1932 года Постановления Политбюро ЦК "О перестройке литературно-художественных организаций" начался перевод всех искусств в неоклассицизм, который в 30-е перерос в "сталинский ампир". Несоответствие! полное! основные конструкции ДНиК уже стоят! Уже при Радиокомитете создан симфонический оркестр! Уже из Одессы переехал "Красный факел", который хотели как раз переселить в новый Дом… И как всегда: нет денег, катастрофически нет денег, в городе не хватает жилья, не хватает продовольствия… В 1933-м проект перерабатывается. Теперь это будет просто огромный театр, приспособленный под массовые мероприятия. После почти года простоя прекращает свою работу Сибгосопера. Денег нет, нигде нет денег… строительство практически не ведется - и в 1935-м открытие ДНиК… откладывается. Выяснилось, что сметная стоимость театра оказалась по тем временам колоссальной - 20,5 млн. руб. Поэтому в мае 1935 г. Наркомпрос учиняет ревизию для снижения стоимости строительства театра. В результате появляется новый проект, в котором ликвидирована идея синтетического планетарно-панорамного театра и запроектирован обычный - на сей раз уже оперный - театр. Этот проект (со сметой 15 млн.рублей) получил одобрение и в октябре 1937 г. был утвержден, без бассейна в подвальной части и с переработкой буфетной залы в концертный зал. Здесь надо сказать, что в 36 году ЦК обратил свое внимание на оперу - еще один источник массового политического влияния. В "Правде" появилась разносная статья "Сумбур вместо музыки" об опере Шостаковича "леди Макбет Мценского уезда", с рекомендациями советским композиторам: "Вместе с общим культурным ростом в нашей стране выросла и потребность в хорошей музыке. Никогда и нигде композиторы не имели перед собой такой благодарной аудитории. Народные массы ждут хороших песен, но также и хороших инструментальных произведений, хороших опер… Композитор, видимо, не поставил перед собой задачи прислушаться к тому, чего ждет, чего ищет в музыке советская аудитория. Он словно нарочно зашифровал свою музыку, перепутал все звучания в ней так, чтобы дошла его музыка только до потерявших здоровый вкус эстетов-формалистов. Он прошел мимо требований советской культуры изгнать грубость и дикость из всех углов советского быта…" А в январе 37-го образуется Новосибирская филармония. И грампластинки уже не редкость.. Хотя в 1940-м открытие театра опять срывается из-за недоделок и недофинансирования. Великий Отечественный ренессанс… В 1941-м началась война. И, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В недостроенном театре разместились вывезенные экспонаты Третьяковской галереи, Эрмитажа, Военно-артиллерийского музея. В Доме культуры имени Сталина в августе 1941-го обосновалась Ленинградская филармония (во главе с Е.Мравинским и И.Соллертинским); именно там в 1942-м прозвучала 7-я, "Ленинградская", симфония Д.Шостаковича (в январе 2007 года на здании ДК им. Октябрьской революции появилась мемориальная доска) . Три года работы Ленинградской филармонии создали настолько интенсивную творческую атмосферу и поставили такую высокую художественную планку, какой Новосибирск никогда не знал. Но не только Ленинградская филармония. В Новосибирске работал Джаз-оркестр Л.Утесова. В здании "Красного факела" давал спектакли Ленинградский театр им.Пушкина. В Новосибирск в 1943 переехал из Томска Ленинградский Институт театра и музыки... В 42-м было создано Сибирское отделение Союза композиторов, а в 43-м - отделение Союза театральных деятелей. В 1945-м открылось музыкальное училище. Создание Консерватории было фактически предрешено.
У истории нет сослагательного наклонения, но если бы в далекие 20-е пролетарию не захотелось заменить оперу на цирк, кто знает… Филармония и опера сосуществовали под одной крышей до начала перестройки, а в 90-х годах ХХ-го века начался новый НЭП… Copyright © А.Крамер, 2007
|