Проект MUZA | Журналистика
А.Крамер
358 слов Теодора Курентзиса
Опубликовано: Культура СИ, 22.06.2007


Вчера вечером на площадке перед Оперным театром при значительном скоплении публики была исполнена Шестая, Патетическая, симфония П.И.Чайковского. Дирижировал Главный дирижер Новосибрского Оперного Теодор Курентзис .

* * *

За пять часов до концерта: около сцены, солнце, жарко, Теодор Иоаннович объясняет:

- Шестая симфония Чайковского - это, наверное, самое важное симфоническое произведение, когда-либо написанное в России. Музыка, конечно, грустная, но нам очень важно, чтобы люди собрались не только чтобы в плохом смысле веселиться, а чувствовать, понимать свои чувства, это очень важно, играть русскую музыку, играть для живых людей… Важно, чтобы люди могли ценить правильным образом классическую музыку. И это неправильно, когда на похоронах играют Шестую симфонию, это симфония о любви, в которой есть свои страдания, свои радости, мы хотим делиться этим с нашим слушателем, потому что эти вещи всех нас очень в прямом смысле касаются….

* * *

Шестая симфония, Патетическая, op.74, сочинения 1893 года. Симфония, которую сам Чайковский называл "наиискреннейшей" из всех своих произведений.

Сначала возникло ощущение, что я слышу Чайковского, пропущенного через оперы Верди - подчеркнуто "короткое дыхание" фразировки, вся эта аффектация на "интонациях вздоха"… Но уже после концерта, внимательно прочитав партитуру , обнаруживаешь: там все это есть. Перед нами - как сказал бы сам Курентзис, тщательно "отреставрированная" и очищенная от разного рода "трагических трактовок" и, симфония. Уже не "Чайковский через Шостаковича"… просто Чайковский. Там и тонкое, выпуклое голосоведение солистов, и неожиданные sforzati струнных, и хор меди, и страстные до дрожи ожидаемые и неожиданные кульминации, и - почти кинематографический - медленный вальс в финале…

Драматургически Шестая - невероятно сложна, и главная сложность - концовка третьей части, марша, на фортиссимо всего оркестра, с явной "точкой" в конце. Можно, конечно, эту точку благополучно проигнорировать - как в свое время Пеэтер Лилье, - неожиданно "сняв" звук. Смысл этого снятия очевиден - не допустить аплодисментов в середине произведения, но! Но в партитуре недвусмысленное фортиссимо - и оркестр Курентзиса ставит точку, и звучат аплодисменты, и, в некотором смущении смолкают аплодисменты, и начинается финал… Похоже, Чайковский запланировал этот театральный эффект, значит, нужен он, нужно это смущение аудитории…

Курентзис эмоционален, его пластика приковывает к себе взгляд, это как бы зрительное воплощение драматургии - в каждом движении он точен и при этом - на фоне накала страстей в музыке - почти скуп… И его рука, зависшая в конце симфонии, когда уже истаял последний звук…

* * *

"Любой композитор может прийти к нам с нотами, мы с почтением рассмотрим его работу и, может быть, скажем - через три месяца исполним. Композиторы будут вместе с труппой думать о направлении искусства". (Т.Курентзис, интервью П.Поспелову, "Ведомости", июль 2004)

* * *

- Как у вас складываются отношения с новосибирскими композиторами?

Теодор Курентзис: Как сказать… есть знакомство мое личное с несколькими сочинениями… Есть очень талантливый парень в Москве, Григорий Зайцев, его отец и мама работают в оперном театре, он, как сказать… сынок театра. Он очень хороший композитор, он из молодых и самых продвинутых. Поэтому мы собираемся исполнять его произведения. Есть разные… но вы понимаете, нужно какое-то время, чтобы найти правильные опусы.

- А что вы называете "правильным"?

Т.К.: Смотрите: Шостакович Дмитрий Дмитриевич, например, - это величайший русский композитор 20-го века, - но вы поймите, что невозможно продолжать писать так, как Шостакович, мы должны разыскать новый язык. И Россия не должна быть "колоритной страной" в отношении Европы. Мы до сих пор здесь пишем восточные танцы, лезгинки и так далее. Когда в Германии есть Хельмут Лахенман , поэтому и… советские композиторы уходили туда, потому что здесь это никто не понимал. Сильвестров ушел, Шнитке ушел… Понимаете, мы сейчас ищем новый язык, и ищем тех, кто будет героями завтрашнего дня. А это сложный поиск, в Москве легче, больше есть, но даже там проблемы. Поэтому ищем, ищем…

* * *

Вот что еще скажу: подобный концерт, на открытом воздухе, да еще в центре города, требует, безусловно, звукоусиления. Но не только "подзвучки", но и выверенной - по партитуре - звукорежиссуры. Не было этого. Вообще никакой звукорежиссуры не было…

Сдается мне, про культуру звукоусиления в этом городе стоит как-нибудь поговорить особо… когда она, наконец, появится.

* * *

- У вас не возникало желания дать пару мастер-классов композиторам в Новосибирской консерватории?

Т.К.: Мы это делали, Александр Щетинский дал мастер-класс…

- А вы?

Т.К.: Понимаете, они должны пригласить меня, чтобы я это делал. Я с удовольствием, моя помощь где нужна в городе - я готов преподавать, но кто-то должен пригласить. Меня не пригласили даже дирижирования мастер-класс давать. Московская консерватория пригласила, а в Новосибирске не пригласили.

- Вы хотите сказать, что вам в этом городе нашлось применение только в Оперном театре?!

Т.К.: Абсолютно.

* * *

Есть в нем что-то от Густава Малера. Открытая эмоциональность жеста, репетиции "на износ" над каждой деталью музыкальной ткани, демократичной по форме, но очень сложной и насыщенной содержательно. Активная неприязнь "дешевой доступности" - внесения в партитуры "фишек" для облегчения слушательского восприятия. И еще… Вспомнить хотя бы, как Чайковский восторгался Малером-дирижером, и как Малер боготворил Чайковского… Кстати сказать, для исполнения в этом году планировалась не "Патетическая", а как раз малеровская "Песнь о Земле".

Его пристрастие - Дьёрдь Куртаг . Многие ли из профессионалов знают не только имя, но и музыку этого композитора?

А еще - "Стикс" Гии Канчели - вторая после "Оплаканного ветром" поэма для альта Юрия Башмета, оркестра и хора; ее Курентзис буквально через неделю сыграет со своим ансамблем Musica Aeterna в Греции, а в начале следующего сезона - и в Новосибирске. Может быть, в начале следующего сезона сложится и концерт современных (в том числе, надеюсь, и новосибрских) композиторов.

Впрочем, еще не закрыт этот сезон. На 11 и 12 июля назначена премьера оперы Вл.Дашкевича "Ревизор" (в создание которой вложил свой талант Юлий Ким).

А уже сегодня Теодор Курентзис улетел в Москву, где в Консерватории представит программу "Сокровища барокко". В Москве же с его участием осенью пройдет фестиваль современного искусства "Территория"

* * *

- Вас в прессе называют европейской суперзвездой. В Новосибирске Вы бываете очень редко… есть такое ощущение …

Т.К.: Большинство времени я живу в Новосибирске. Этот город, понимаете… отстает от информации. Я не участвую в мероприятиях города, я только в театре…

Copyright © А.Крамер, 2007