MUZA \ текст \ журналистика

А.Крамер
Пустой колосс на глинкиных ногах

Совсем недавно площадка перед Большим залом консерватории была пуста. Только машины около поликлиники и банка, только немыслимо высокое синее небо. И вот... появилось нечто. Оно росло отформовывалось и оказалось новым монументом Михаилу Ивановичу Глинке, чье имя гордо носит консерватория. Событие? Разумеется. И пошел я неспешно выяснить подробности - как обычно, кто автор да когда открытие...

Первое, что я узнал - памятнику без малого 14 лет!
Запахло детективом, и я ушел с головой в сыскную деятельность.

...Старожилы консерватории помнят старый гипсовый памятник Глинке работы Веры Федоровны Штейн, который сперва стоял в холле консерватории, потом кто-то отбил ему (памятнику) не то нос, не то ухо. Памятник переместили на площадку перед Большим залом. Там варвары-аборигены отбили ему, кажется, руку. Выяснилось, что памятник стал чуть ли не официальным "позором города" (так его назвал ректор консерватории Е.Гуренко). И его снесли. В 1995 году. Без "Глинки на горшке", как несколько неучтиво окрестил старый памятник народ, кусочек сквера по улице Щетинкина опустел. И вот - новый памятник работы скульптора В.П.Грачева и художника-архитектора проекта О.Д.Дроздецкого встал прочно, в окружении двух маленьких стел с изображениями героев опер "Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила". Благодать.

Однако еще в 1984 году ректор консерватории ездил в Москву в минкульт РСФСР, говорил там с министром Мелентьевым о необходимости нового памятника. В это же время А.С.Чернобровцев (рука мастера принадлежит оформление фойе Большого зала консерватории) общается с недавно приехавшим в Новосибирск Владимиром Павловичем Грачевым, а потом и знакомит его с ректором консерватории. Альянс вырисовывается: 17 октября 1984 года заключен договор с Кемеровским филиалом "Росмонументискусства" на создание эскизов, композиции, проекта, мекета имодели скульптуры в мягком материале, оцененный в 30 тысяч рублей. После серии согласований и экспертиз работа двинулась.

К 1986 году работа отформована в гипсе, и выясняется, что кемеровским умельцам перевести скульптуру из гипса в медный лист не дано. Сложно.И денег нет.

Май 1987-го. Железнодорожный исполком ведет переписку с "Новосибгражданпроектом" - необходим проект реконструкции! Немедленно! В декабре (15.12.87) "Новосибшражданпроект" представил проект. С таким объемом работ, что консерватория ошалела - до марта 1992 года, когда директору НГП уходит письмо ректора с просьбой упростить решение. Тем временем скульптор, обзаведшийся студией, перевозит скульптуру в Новосибирск, нанимает помощника и делает все сам.

Апрель 1992 года. В это время к проекту подключается Олег Дроздецкий, ныне главный художник города. Его "перу" принадлежит идея оформления и увязки элементов скульптурной группы, постаменты и ажурная решетка. Именно к Олегу Дмитриевичу я пришел за правдой. Дело в том, что одна из легенд, уже окутавших скульптурную композицию, такова: худсовет не утвердил, потому так тянули. И вот Олег Дмитриевич бережно извлекает документ. Выписку из протокола заседения худсовета Новосибирского отделения Союза художников РСФСР №12-12207 от 28 апреля 1994 года за подписью председателя правления А.В.Григоряна: "Признать скульптурный комплект для консерватории им. М.И.Глинки, исполненный скульптором Грачевым П.В., высокохудожественным произведением". Оценил худсовет работу в 35 млн рублей. Странный факт: скульптор называет точную дату заверщения работы - 15 мая 1995 года! Кто прав - не понимаю.

Хронология дальнейшего. Январь 94-го. Ректор пишет В.Толоконскому, что к грядущему конкурсу скрипачей недурно бы благоустроить сквер, ибо скульптура готова. Не получилось. Однако в декабре уже есть разрешение на снятие старого памятника и распоряжение мэрии о выделении 850 тысяч рублей на проектрую документацию нового подиума памятника "нового Глинки".

1995-й. В мае снят старый памятник. Мэрия выделяет 26,6 млн на благоустройство после демонтажа. Потом - до 97-го - зависание. Опять нет денег. 22 октября 1997 Дроздецкий извещает ректора консерватории: не волнуйтесь, все по плану. Согласовываем. Решаем.

И вот - в апреле 1998, товнее 27.04.98 появляется распоряжение мэрии о выделении 270 тыс "новых" на установку памятника, благоутройство и прочее. Где-то в это же время В.П.Капустин. проректор консерватории по строительству, составляет справку, из которой явствует, что затраты консерватории на гонорары автору, расчеты с Кемерово и прочее - 50377 руб 45 коп в цеенах 1992 года. Получается, по очень скромным подсчетам,- на памятник за 14 неполных лет работы над ним затрачено по крайней мере треть миллиона рублей в пересчете на наши дни. Но работы еще не закончены, предстоит сделать ступеньки к памятнику, ажурную решетку, турникеты (чтобы машины не парковались где попало) и высадить деревья, чтобы по крайней мере загородить банк на заднем плане. А потом, как рассказал главный архитектор города В.П.Арбатский, предстоит сделать проект архитектурно-художественной увязки всего участка улиц Советской, Щетинкина, парка напротив и сквера в единое целое. С поправкой на Глинку.

Открытие намечено на 12 сентября 1998 года. На 18 часов. С участием оркестра Арнольда Каца, по меньшей мере.

Многострадальный памятник многострадального автора, оплаченный многострадальным городом... Будут ли перед этим монументом вручать дипломы бакалаврам и магистрам? Достоин ли новый памятник такой чести?.. О художественных достоинствах и недостатках его, увы, можно спорить.

Copyright © А.Крамер, 1998.
("Новая Сибирь", 10.07.1998)