MUZA \ текст \ журналистика

Александр Каганов
Длинный музыкальный вечер понедельника, или Пульс "Другой Земли"

Опубликовано: "Academ.info", 08.04.2008

Вчера, в один день, в Большой зале Дома ученых Ансамбль Дмитрия Покровского представил программу "Лики любви: от частушки до романса", а сразу после него - в клубе НИИКуда выступал ансамбль "Консорт" Пола Винтера с программой "Пульс Земли".

Ансабль Покровского, Дом Ученых.

Бернард Шоу как-то обмолвился, что "писать о музыке - примерно то же, что танцевать об архитектуре". И вы знаете, он прав: когда сталкиваешься с настоящим искусством, трудно найти слова, которые сколь-нибудь точно передали твое ощущение… Да. Именно ощущение, послевкусие и состояние незавершенного выдоха. Чтобы ясно и разумно писать о впечатлениях такой силы, нужно время отстраниться, подумать, "отфильтровать"…

Вот ансамбль Покровского. Сказать, что это был тот профессионализм, которого не замечаешь, - это почти ничего не сказать. И это ведь был не концерт, не спектакль… это были самые настоящие деревенские посиделки (поклон режиссеру Ольге Юкечевой). Чаще артисты "играют деревенских", чем вот так… живут.
Жизнь такая. С частушками, хороводами, с жестоким романсом и припевом "Еще раз тра-ля-ля" (в зале хихикали и подпевали). Были "дуделки" на четырех сопелях (кажется, так они называются). Была сценка про Кострому, которая жила, пряла, ела, отдыхал, померла, а потом разговаривает "по привычке". Была "Журавка", спетая мужским квартетом с буквально горно-грузинскими интонациями. Вальс с притопами, падеспань с прихлопами… Да, аутентично, да, композиция концерта выверена до незаметности - но не до того: сейчас будут "нескладушки". "Первый парень на деревне" блажит и восторженно молотит по гуслям (вот, оказывается, откуда происходит "дворовый гитарный бой")….

"Покровчане" собрали не только "все о деревенской любви". Они собрали еще и все деревенские типажи: первый парень, "с усами", богатырь кровь с молоком, девка-заводила, "пухленькая", "востроносая"…

И что, оказывается, могут вытворять голоса без какого-либо сопровождения. Русский народный джаз. Ага. Блюз. "От высот маразма спустившись до глубокой лирики": так поют всю ночь на пролет у костра. И не устают. И хорошо.
Уф.

Из Дома Ученых в НИИКуда: мысли на бегу

Уважаемые организаторы из Дома Ученых! Стоит, по-моему, думать, прежде чем писать на афише "Гастрольная карта" и Первый международный фестиваль совместных проектов "Амплитуда" и представляют". Между прочим, фестиваль "Амплитуда" посвящен 35-летию Ансамбля Дмитрия Покровского и 20-летней годовщине выпуска первого совместного русско-американского альбома "Earthbit" (Пульс Земли"). Пол Винтер не выступает в ДУ, у Ансамбля Покровского в ДУ вообще другая - новая - программа. "Совместный проект" - кого с кем? Не захотел Дом Ученых принять Пола Винтера? Непонятно.

Далее: уважаемые организаторы из НИИКуда! Вы пишете на афишах, что у вас пройдет единственный в Новосибирске концерт "Консорта" Пола Винтера - с программой "Пульс Земли". Но "Пульс Земли" - это совместный проект Ансамбля Дмитрия Покровского и ансамбля Пола Винтера, а вовсе не тот "новый альбом", о котором вы пишете в рекламе. А какой? "Crestone", за который Пол Винтер (точнее, он и его "Консорт") получил последнюю премию "Грэмми"?

Вообще с информацией творилось что-то невразумительное. О том, что "одновременный" концерт случился в рамках совместного гастрольного турне звезд по России - ни слова. Что на самом деле играл Пол Винтер - пока непонятно. Вообще в городе мало кто знал о предстоящих концертах. Это… как-то очень по-академгородковски получилось.

Интересно. Кстати, понятно, откуда пророс этот альбом с Полом Винтером, и как получилось, что изобретатель "экологического джаза" сошелся с ансамблем Покровского. И в джазе, и в русской народной деревенской музыке есть какая-то единая глубокая основа, благодаря которой становятся возможными самые невероятные сплавы. Это чувствовал Стравинский, которого, кстати, с удовольствием поют "покровчане". Это чувствовали Шнитке, Щедрин и Дашкевич, с которыми Ансамбль Покровского сотрудничал…

Так. Ну вот. На подходе к НИИКуда сталновится очевидно, что клуб сей становится центром высокой респектабельной жизни: интеллигентные люди собираются слушать хорошую музыку. И славно. И правильно как получается: как будто случайно здесь выступал сначала Алексей Кортнев, а теперь - стараниями Алексея Пыстина и продюсерского агентства "ТеКто" - сделавший исключение для "НИИКуда" Пол Винтер. Маэстро с 1970 года не поет в клубах, но для здешней атмосферы и акустики сделал исключение. Пожилой, умный, ироничный маэстро. Легенда.

…Еще перекурить перед началом (на время концерта курение в клубе запрещено).
И приметить в группе знатоков двух новосибирских продюсеров: Алика Аншера (клуб "Труба") и Михаила Сергеева (агентство "Театр для себя").

Зайти в зал и устроиться на приступочке.

НИИКуда: Пол Винтер и "Консорт"

Знаете, это… это музыка. Мудрая, очень светлая музыка, сыгранная великими артистами. Я уже не припомню, когда в клубе люди слушали, затаив дыхание и не отвлекаясь на еду. Когда случались несколько секунд между последним звуком и тишиной, прежде чем зал взрывался аплодисментами.

В общем-то, многое было ожидаемо. И то, что звуки природы будут сопровождать концерт. И то, что Винтер - мастер мелодий "длинного дыхания" (таких сейчас все меньше и меньше)… И то что это, строго говоря, вовсе не джаз а своеобразный сплав, который сам Винтер называет "музыкой жизни" ("Living Music"). И состав "Консорта" был известен заранее: джазовый квартет (саксофон, клавишные, контрабас, ударные) плюс виолончель. Заявлена программа "Пульс Земли".

Если это пульс - то немного не тот. И какой-то другой Земли.
На этой "другой" земле поют киты. Под меланхоличный рояль восходит луна. Большой каньон ("как ваш Байкал, только без воды", пошутил Винтер) с его странной акустикой и блюзовый "hawl" волчьей стаи. Винтер усмехается: "Волк в природе - самый крутой блюзмен" (а hawl - это не только вой волка, это еще и словечко, обозначающее особое блюзовое пение).

Джаз (видимо, в усладу ценителям) прорезался только в "Балладе на 7/8" на венгерскую народную тему. Тут и рояль Пола Салливана с ироничной такой ухмылкой, и виолончель Юджина Фрезена - с какими-то умопомрачительными "запилами". И кстати, о басисте (Элиот Вадопьян) и перкуссионисте (Сатоши Такеши) следует сказать особо: это редкое умение "держать звук", будучи незаметными в ансамбле…

И - "Симфония Земли" - дуэт маленькой птички и мелодии Баха, вполголоса на саксофоне... И как ее слушал Юджин Фризен…

P.S. По дороге домой…

А представляете: если бы на следующий день.
И они вместе.
А?

Copyright © А.Крамер, 2008