Проект MUZA | Журналистика | Спецсеминар музжурналистики

И. Соллертинский
ЗАМЕТКИ (О Паганини)


- Техника Паганини вырастает из (канонизации) жонглерства, музыкальной эксцентриады и клоунады (изображения смычком мычания коровы или блеяния барана), из престиджитаторства (гуттаперчевой растяжки пальцевых связок и т.п.).
- Романтическая новелла о демоническом художнике, об инфернальном происхождении виртуозности лишь заметает следы циркового происхождения.
- Сублимация и канонизация низовых жанров (реализм и жанровость Оффенбаховской оперетты у Бизе; музыкальная эксцентриада и клоунада у Паганини).
- О сходных чертах Паганини и Россини (итальянская эксцентрика). Россини и тонадилья.
- Традиция commedia dell'arte и комической оперы. Длинный смычок, виолончельные струны - сначала как эксцентрический трюк.
- О старой связи между inferno и цирком. Инфернальное происхождение Арлекина и других масок.
- Когда Шпор и другие называли Паганини фигляром, они были близки к истине, но в ином, точном не ругательном значении слова.
- Частный случай взаимоотношения "высокого" и "низкого" в искусстве. Чем интенсивнее взаимоотношение, тем больше движется вперед искусство.
- Аналогичное - в классическом балете: сначала натуралистико-изобразительные, комические прыжки скоморохов - кабриоли, антраша и т.д.; затем - сублимация их (с утратой изобразительного и комического значения) в романтическом танце (он же - "классический танец").
- Разница между Паганини и Листом: один - от цирка, другой - от салона.


© И.И.Соллертинский. Избранные статьи о музыке Л-М, 1946, с 101.