Проект MUZA | Журналистика | Спецсеминар музжурналистики

И. Соллертинский
ЗАМЕТКИ (Чайковский)


О моцартианстве Чайковского

Чайковский в молодости - на всю жизнь - был ошеломлен "Дон-Жуаном" Моцарта. Основная идея: противопоставление предельной концентрации жизни - оцепенению смерти; максимум возможного контраста.

Чайковский это перенес на судьбу самого Моцарта: высшее воплощение жизненной силы, - феноменальная гениальность, - и ранняя смерть от голода, общая могила...

Но это же - основная тема Чайковского (порыв к счастью, жизни и сметающая все смерть): от "Ромео" до 6-й симфонии. Поэтому именно здесь воплощает Чайковский моцартовскую тему, а не в "Моцартиане" (1887), где для Моцарта слишком много Чайковского, и даже не в "Щелкунчике".

Моцартианство "Пиковой дамы" в "спальне графини" (в IV картине), а не в пасторали из III картины!

О содержании 4-и симфонии Чайковского

Чайковский в известном письме к фон-Мекк измельчил и обеднил содержание 4-й симфонии, подсочинив сюжет в духе чеховских повестей или даже потапенко-боборыкинской беллетристики. Не пассивное "чередование тяжелой действительности и сновидения", а борьба. Трагедия - гибель - праздник (от дифирамба, как заключительный Fis-dur в "Кармен"). Праздничное в трагедии 4-й симфонии (а не обыденное, будничное, сумеречное).

© И.И.Соллертинский. Избранные статьи о музыке Л-М, 1946, с 98.