Среди плеяды прославленных драматургов, которыми по праву гордится великая русская литература, выдающееся место принадлежит А.В.Сухово-Кобылину.
Как бытописатель страшного, навеки ушедшего прошлого России, Сухово-Кобылин может быть безоговорочно поставлен рядом с Гоголем и Салтыковым-Щедриным. Мир, развертывающийся в его пьесах, — это мир разъедающей душу власти денег, мир взяточников и шулеров, авантюристов и дельцов, кредиторов и pocтовщиков, застывших в своем чванливом великолепии вельмож и канцелярских «кувшинных рыл». Бездушие и гнилость судейской машины царизма он вскрыл в своей знаменитой драматической трилогии («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина») с убийственной точностью и правдивостью. «Писано с натуры»,—пометил сам автор на титульном листе сборника своих пьес... «Свадьба Кречинского», открывающая трилогию, принадлежит к числу самых популярных пьес всего русского театра. Блестящая по композиции, написанная живым и остроумным языком, комедия раскрывает вторжение в мир патриархальной старины прожигателя жизни и хищника новой капиталистической формации, опьяненного погоней за миллионами, не брезгующего никакими средствами для достижения цели, светского шулера Кречинского. В роли Кречинского впервые перед новосибирским зрителем выступил один из замечательнейших советских актеров — народный артист СССР Ю.М. Юрьев. Имя Ю.М.Юрьева прочно вошло в историю русского пореволюционного и советского театра. Это прежде всего блистательный и многоопытный мастер, артист исключительного дарования, культуры и творческого диапазона. Находясь на сцене более полувека, впитав в себя лучшие традиции Московского Малого и Александринского театров, он как бы сконденсировал в себе исполнительскую культуру многих поколений великих русских актеров. Незабываемые образы созданы им и в сфере трагедии (Эдип Софокла, шекспировские герои), и романтической драмы (множество ролей в пьесах Шиллера, Гюго, Лермонтова), и высокой комедии (Дон Жуан Мольера, Кречинский)... Ближе всего Юрьеву стиль героической романтики. Вот почему в его исполнении столь врезались в память патетические монологи Чацкого, Арбенина в «Маскараде», Несчастливцева в «Лесе». Фердинанда в «Коварстве и любви» Шиллера. Но не менее близок ему и план комедийных характеров. Роль Кречинского — одна из лучших ролей Юрьева. Самое трудное в воплощении образа Кречинского — сочетание маски обаятельного джентльмена с подлинным лицом жестокого и циничного авантюриста. Эта двойственность Кречинского превосходно удается Юрьеву. Его Кречинскнй — светский лев, театрал и спортсмен, щеголь во всем — вплоть до цвета перчаток и фасона обуви, законодатель мод, отечественная разновидность Дон-Жуана с вкрадчивыми, льстивыми, ласкающими интонациями, виртуозно умеющий вскружить голову любой провинциальной барышне. Но наедине и рядом с Расплюевым он сбрасывает личину, совершая мгновенную трансформацию: это вспыльчивый деспот, властный и резкий хищник, с легким сердцем идущий на уголовное дело, влюбленный лишь в деньги и богатство... Хорошим партнером Юрьева оказался и исполнитель роли Расплюева В.Воронов (кстати, недавно отлично сыгравший Арлекина в «Лгуне» Гольдони). В образе Расплюева Воронов ярко выделяет не только подловатость и трусость, но и почти детское простодушие, выливающееся в наивные восторги по поводу проделок «мaгa и волшебника» Кречинского — жестокого и взбалмошного повелителя. Правда, у Сухово-Кобылина Расплюев — промотавшийся помещик; Воронов превращает его в буффонадную фигуру трактирного подъячего. Но в целом образ ярок и запоминается. Очень забавен Г.Соловьев в крошечной роли швейцара Тишки. Отметим ряд удачных мест у Е.Карякинои, трогательно воплощающей влюбленную провинциальную девицу Лидочку. К сожалению, спектакль не без недостатков. Несколько вял общий ансамбль. Не все исполнители на должной высоте. Поэтому кое-какие сцены порою начинают смахивать на «гастролерский» спектакль, где так называемому «антуражу» придается второстепенное значение. Излишне замедлен темп спектакля: много ненужных пауз (хотя бы в начале первой картины). «Свадьба Кречинского» требует живого темпа и виртуозного, непринужденно льющегося диалога. В таком образцовом театре, как Пушкинский, каждая эпизодическая фигура должна быть тщательно отделанной, а общий ансамбль — всегда безукоризненным. Проф. И.СОЛЛЕРТИНСКИЙ.
|