Проект MUZA | Журналистика | Спецсеминар музжурналистики

И. Соллертинский
«ФЛАНДРИЯ»
"Советская Сибирь", 01.10.1941.


Черные силуэты виселиц, зловещий отблеск костров, лязг оружия, разгул пьяной солдатчины, орудия пыток, трупы обесчещенных девушек, матери, взывающие к отмщелию... Залитая кровью страна. затаенная народная ненависть к насильникам, готовая яростно прорваться наружу при первом набате восстания...

Пьеса французского драматурга прошлого столетия, повествующая о борьбе свободолюбивых нидерландских патриотов XVI века против свирепого испанского абсолютизма Филиппа II и иноземного гнета, держит во взволнованном напряжении зрителя, словно речь идет о живой современности. В наши дня чудовищные методы испанских инквизиторов возрождены в кровавой практике гитлеровский садистов... И когда на сцене благородный французский пленник Ля Тремуйль с омерзением говорит о смертном приговоре, который святейшая инквизиция вынесла всему трехмиллионному поселению Фландрии, — разве не чувствуешь жгучей ненависти к шайке фашистских преступников двадцатого столетия, лелеющих кретинический замысел физического истребления славянских народов?

Вот почему пьеса Сарду «Отечество» (в русском переводе названная «Фландрией»), показанная театром им. А. С. Пушкина, глубоко захватывает зрителя.

Самый выбор темы был очень удачен. Мужественная борьба Фландрии за независимость, изобиловавшая сильными драматическими эпизодами, позже овеянная героическими легендами, издавна привлекала внимание художников. На ее материале Гете создал своего «Эгмонта», к которому Бетховен написал бессмертную музыку. Кому не известен великолепный эпический роман-поэма замечательного бельгийгкого писателя Шарля де Костэна «Тиль Уленспигель», эта вдохновенная "песня песней" пламенного патриотизма и страстной ненависти к угнетению! Пьеса Сарду по литературным достоинствам, конечно, уступает названным выше пpoизведениям, но и в ней много настоящего патриотического воодушевления и красноречивых призывов к народному мщению. Она оказалась злободневной в точном смысле слова.

Режиссер Л.Вивьен верно разрешил спектакль в патетических тонах, как романтическую драму на тему о родине, осторожно затушевав имевшиеся у Capду элементы любовной мелодрамы с супружескими изменами и клятвами по гроб...

Прекрасен Н.Симонов, актер огромной эмоциональной силы, просто и благородно воплощающий образ графа де Ризоора, мужественного патриота, мудрого политика, оскорбленного мужа и друга... Особенно потрясающее впечатление производит сцена последнего прощания.

На романтическом порыве, с большим нервным подъемом играет В.Крюгер капитана Карлоо, из влюбленного юноши превращаюшегося в гневного мстителя. Эффектна А. Парамонова — предательница Долорес. Обаятельную фигуру изящного к остроумного маркиза-гуманиста Ля Тремуйля, за очаровательным легкомыслием скрывающего благородную душу, создает И.Гайдаров. Можно поспорить с трактовкой роли герцога Альбы у Я.Малютина, по своему интересно играющего эту фигуру: нам представляется возможность и иного сценического портрета прославленного усмирителя Нидерландов, в котором было бы меньше «бурбонства» и больше затаенной жестокости садиста под маской святоши. Трогательна Е.Вольф-Израэль — чахоточная донья Рафаэль. В сочных фламандских тонах, умело сочетая шутовские и героические черты характера, изображает звонаря Ионаса Н. Вальяно. Сильное впечатление оставляет П. Митрофанова в эпизодической роли матери. И колоритны — каждый по своему — оба члена трибунала в передаче А. Любоша и Ю.Свярина.

Сыгранная прекрасным актерским ансамблем, «Фландрия» оказалась глубоко впечатляющим спектаклем, встретиишим у зрителя самый горячий прием.

Профессор И.СОЛЛЕРТИНСКИЙ.

(сохранена орфография оригинала)