Проект MUZA | Журналистика | Спецсеминар музжурналистики

Б.Ф. Смирнов
К проблеме типологии слушательской аудитории
симфонических концертов



Важнейшей задачей музыкальной социологии известный музыковед А.Н.Сохор считал разработку учения о публике, слушательских группах, типах слушателей [1, с.104]. Дело в том, что эффективность воздействия музыки на слушателей в значительной мере определяется её целевым предназначением. Последнее же предполагает знание типологической структуры концертной аудитории. При разработке типологии слушателей концертов важно определиться с критериями её классификации. Музыковед Ю.А.Кремлёв в своё время выдвинул критерий ассоциативности восприятия музыки [2, с.36-37]. В этом отношении он следовал за академиком Б.Г.Ананьевым, который определил, что зрительно-слуховые синэстезии обусловлены в первую очередь типологическими особенностями человека.

В предложенной Ю.А.Кремлёвым типологии слушательского восприятия музыки дифференцируется формальное и содержательное её восприятие. В то же время тот или иной тип восприятия музыки увязывается со способностью слушателей к ассоциативному мышлению. Наличие или отсутствие последнего, по его мнению, коррелирует с яркостью, некоей конкретностью или, наоборот, с неопределённостью, "смутностью" слуховых ощущений. Типология слушате-лей концертов разработана Ю.А.Кремлёвым применительно к восприятию му-зыки вообще (без учёта специфики восприятия программной и непрограммной музыки, инструментальной и симфонической музыки и т.д.). Тем не менее сама идея учёта потребности (или её отсутствия) определённой категории слушателей в конкретизации воспринимаемой музыки, компенсируемая различного рода визуальными образами-ассоциациями, заслуживает внимания, особенно при разработке типов слушателей симфонических концертов.

А.Н.Сохор предлагал типологию слушательской аудитории по признаку качества музыкального восприятия. Это понятие гораздо шире, чем просто ас-социативность восприятия музыки. Речь идёт об эмоциональном или рациональном восприятии, о сосредоточенном или рассеянном слушании, о глубоком переживании, понимании и усвоении музыки или же о поверхностном, фрагментарном, усечённом её восприятии. Характеристики качества слушательского восприятия музыки определяют музыкально-квалификационную структуру публики концертов. По этим признакам, согласно Сохору, просматриваются три основных типа слушателей: высокоразвитый ("знаток", "эксперт"); средне-развитый ("дилетант"); низкоразвитый ("профан") [3, с.15].

Такой подход к рассматриваемой проблеме всё же недостаточно адекватен попытке определения типологии слушательской аудитории симфонических концертов. Особенность полноценного восприятия последних заключается в целостном, слухо-зрительном восприятии. Желание слушателей ещё и наблюдать за мануально-пластическим искусством дирижёра, которое как бы замещает собой возможные абстрактно-двигательные ассоциации и ведёт к обогащению и конкретизации музыкального восприятия, или, напротив, их неоправданное стремление отвлечься от дирижёра, искусственно изолировать свою слуховую сферу от зрительной - в этом заключена серьёзная проблема качества восприятия симфонического концерта. Критерии классификации типов слушателей симфонических концертов надо определять, на наш взгляд, не только в сфере слуховой, но и в сфере визуальной.

При разработке основных типологических уровней восприятия симфони-ческого концерта публикой мы опирались не только на свои личные наблюдения и профессиональный опыт, но и на соответствующие теоретические положения в сфере психологии и социологии музыки, на непосредственно экспериментально-психологические и конкретно-социологические данные некоторых исследований. В результате удалось установить ряд типологических групп слушателей симфонических концертов, характерных прежде всего для российской периферии.

К первой группе (тип слушателя по терминологии Т.Адорно - "антимузыкальный человек"), впрочем немногочисленной, относятся в основном молодые люди, практически не интересующиеся академической, в том числе и симфонической музыкой. Это так называемые "слушатели" с лицом "серым и скучным" (К.Дебюсси). Им безразлична художественно-содержательная сторона концерта, но в какой-то мере любопытен его сценический антураж. Исполняемую оркестром музыку они воспринимают по сути на физиологическом уровне - как звуковой фон. Такую категорию людей логично отнести к случайным посетителям симфонических концертов. Несложно предположить возможные внехудожественные мотивы их случайного присутствия на том или ином концерте, однако важно то, что они составляют незначительный процент от общего числа публики и практически не влияют на общий эмоционально-психологический настрой слушательской аудитории.

Ко второй группе (тип слушателя по терминологии А.Н.Сохора - "малокультурный дилетант") относятся начинающие, малоопытные слушатели - так называемые "любители" или желающие таковыми стать, фактически не знающие и не понимающие академическую, симфоническую музыку, но делающие слабые и нерегулярные попытки её познать, обычно - на уровне любопытства. Они довольно редко бывают на симфонических концертах. Для этой группы слушателей - в основном молодого и среднего возраста - практически нет разницы что и в чьём исполнении слушать.

Психическое состояние таких инертных, пассивных слушателей характеризуется отсутствием должной установки на восприятие исполняемой музыки. Последнее происходит на весьма низком эмоционально-художественном уровне. В их представлении дирижёр - это "экзотическая фигура" с загадочной и малопонятной ролью. В его мануальных действиях они видят лишь физиологическую ловкость, которая вызывает любопытство. Именно эта, хотя и небольшая группа неподготовленных слушателей первой выдаёт себя аплодисментами между частями исполняемой симфонии по принципу: оркестр перестал играть, значит, надо хлопать.

К третьей группе (тип слушателя по терминологии А.Н.Сохора - "культурный дилетант") относятся молодые начинающие музыканты, пока слабо разбирающиеся в симфонической музыке и дирижёрском искусстве. Речь идёт об исполнителях-инструменталистах ещё невысокой квалификации и с ограниченным художественным кругозором, прежде всего из числа учащихся старших классов начальных и даже младших курсов средних специальных музыкальных учебных заведений. К ним же примыкают отдельные любители-дилетанты, в своё время обучавшиеся, но по каким-либо причинам не закончившие детскую музыкальную школу (ДМШ). Эта группа слушателей бывает на концертах симфонического оркестра нерегулярно (обычно в рамках "культпохода" по инициативе преподавателей ДМШ).

Особенностью поведения в зале таких малоопытных слушателей является несколько рассеянное слушание музыки, связанное чаще всего с художественно-психологической неготовностью к постижению "взрослого" жанра симфонии или аналогичного ей (увертюры-фантазии, симфонической поэмы и т.д.). Восприятие исполняемой музыки в этом случае происходит на относительно невысоком эмоционально-художественном уровне. Понимание ими роли дирижёра сводится к тому, чтобы оркестр "играл вместе". Но его мануальные действия вызывают у них повышенный интерес. Один из ведущих мотивов посещения симфонических концертов начинающими музыкантами - престижность присутствия на таком "мероприятии". Эта группа в общем-то слабоподготовленных слушателей (но имеющих определённую перспективу!), как правило, активно поддерживает попытки аплодировать между частями симфонии.

К четвёртой группе (тип слушателя по терминологии Т.Адорно - "хороший слушатель") относятся люди разных возрастов, социального положения и профессий, вполне осознанно и довольно регулярно посещающие концерты симфонической музыки, получающие удовольствие от "встречи с прекрасным". Это, пожалуй, основной и относительно подготовленный контингент слушателей данного вида музыкального исполнительства. Сюда относится большая часть учащихся и студентов средних и высших музыкальных учебных заведений, любители-меломаны, в основном из числа гуманитарной интеллигенции, служащих и студенчества. Среди них есть и выпускники ДМШ, то есть лица, когда-то окончившие детскую музыкальную школу, но не выбравшие музыкальную деятельность своей профессией.

Характерной особенностью этой группы слушателей является их психологический настрой на внимательное, сосредоточенное слушание исполняемой музыки. Осмысленная и эмоциональная восприимчивость симфонической музыки зачастую рождает у них зрительные конкретно-изобразительные ассоциации (особенно при исполнении программной музыки), а то и визуальные, хотя и слабые, абстрактно-двигательные ассоциации. Кроме того, можно отметить их явный, правда, неосознанный интерес к мануально-пластическим действиям дирижёра, обогащающим музыкальные впечатления и влияющим на общую эстетическую оценку всего услышанного. Основной мотив посещения симфонических концертов такими заинтересованными слушателями - убеждённость в том, что "каждый культурный человек должен знать и понимать музыку".

К пятой группе (тип слушателя по терминологии В.Фуртвенглера - "знающий слушатель"), также довольно значительной по численности, относятся, как правило, постоянные и хорошо подготовленные слушатели симфонических концертов. Данный контингент - преимущественно среднего возраста состоявшиеся музыканты-профессионалы различных специальностей (теоретики, пианисты, скрипачи, "народники" и т.д.). Интеллектуально-эмоциональная особенность их восприятия симфонического концерта обусловлена предварительным знанием (хотя бы в общих чертах) исполняемой оркестром музыки. Это та часть слушателей, которая обычно ходит в концертный зал или на конкретную исполняемую программу, или на персональное имя исполнителя-дирижёра (возможно, на то и другое вместе).

Воспринимая исполняемую музыку профессионально (глубоко, полно, детально), большинство из них внимательно следит за мануальными действиями дирижёра, испытывая порой смутные ощущения психологического комфорта или дискомфорта. Дело же в том, что возникаемые зрительно-слуховые ассоциации гармонично или дисгармонично "накладываются" на слухо-визуальное восприятие музыки и мануального искусства, способствуя возникновению цельного или противоречивого художественного образа. В основе восприятия симфонического концерта немалой частью квалифицированной публики лежит их потенциальное дирижёрское мышление. Известно, что чем выше музыкальная культура слушателя, тем сильнее проявляется в нём потенциальный исполнитель. Отсюда, как правило, и соответствующая компетентная эстетическая оценка оркестрового исполнения музыки и управляющих действий дирижёра.

К шестой группе (тип слушателя по терминологии Т.Адорно - "слушатель-эксперт"), значительно меньшей, чем предыдущая, по численности, относятся суперподготовленные слушатели симфонических концертов. Это в основном музыканты-профессионалы среднего и старшего возраста, зачастую имеющие прямое отношение к дирижёрско-исполнительскому искусству (дирижёры-симфонисты, дирижёры-хоровики, дирижёры духовых, народных оркестров и т.д.). Характерной особенностью их восприятия симфонического концерта является не просто внимательное, сосредоточенное слушание и глубокое эстетическое переживание музыки, но и невольное сопоставление звучащих образов с их дирижёрским, мануально-пластическим эквивалентом. Они как бы "слышат" действия дирижёра и, одновременно, "видят" исполняемую музыку.

В основе такого целостного восприятия симфонического концерта лежит единство зрительно-слухового ассоциативного представления художественного образа. При этом визуальные ассоциации квалифицированного слушателя носят преимущественно выразительный, абстрактно-двигательный характер, напоминающий дирижёрские мануальные движения. Слушатель как бы идентифицирует себя с реально действующим дирижёром, осознанно или неосознанно сопоставляя своё представление о том, как надо бы дирижировать, с тем, что он на самом деле видит. Принципиальное совпадение или существенное расхождение между субъективными зрительными ассоциациями и воспринимаемым реальным дирижированием на "фоне" эстетической оценки звучащей музыки создаёт основу для итогового мнения о симфоническом концерте, в том числе - о музыкантских, психологических и пластических способностях и умениях дирижёра.

К седьмой группе (тип слушателя по терминологии Т.Адорно - "сектант-пуританин"), хотя и немногочисленной, относятся слушатели симфонических концертов, причисляющие себя к эстетствующей элите. Это могут быть и действительно маститые музыканты-профессионалы, обычно старшего возраста, и выдающие себя за таковых. Последних порой можно увидеть даже с партитурой в руках, уединившихся в зале на "своём" постоянном месте. Но со второго отделения концерта они, в знак "протеста" против "такого" исполнения или дирижирования, могут демонстративно и уйти.

Особенность этой группы слушателей в абсолютизации восприятия "чистой" музыки (могут слушать концерт с закрытыми глазами). Большинство из них не столько эмоционально переживает музыку, сколько рационально анализирует качество её оркестрового исполнения, особенности дирижёрской интерпретации. При этом оценка мануальных действий дирижёра часто отличается субъективизмом, категоричностью, вроде того, что "оркестр играет неплохо, маэстро же не умеет дирижировать". Другими словами, оценка собственно дирижирования абсолютизируется и отрывается от эстетической оценки оркестрового звучания музыки. Именно здесь проходит невидимая граница недопонимания специфики дирижёрско-симфонического исполнительства даже отдельными квалифицированными музыкантами, в том числе и некоторыми профессиональными критиками.

Итак, можно констатировать семь условных социально-типологических групп слушательской аудитории, отражающих весь спектр её интеллектуальной, эмоциональной и художественной подготовленности к целостному, слухо-зрительному восприятию симфонического концерта. Очевидно, что изложенным типологическим группам слушателей свойствен определённый схематизм. Конечно же, действительное положение, реальная ситуация гораздо сложнее, противоречивее, как сама жизнь. Прежде всего заметим, что типологические группы слушателей в "чистом" виде не встречаются. Они находятся в постоянной динамике, взаимовлиянии и взаимопроникновении, демонстрируя размытость, неопределённость границ. Фиксация же типов слушателей симфонических концертов по их известным характеристикам придаёт этим группам некую статичность, что не вполне соответствует действительности.

И всё же приведённый материал по структуре слушательской аудитории симфонических концертов даёт основание утверждать, что в реальной художественной практике механизм непроизвольного формирования различных типо-логических групп слушателей основан, прежде всего, на общей и музыкальной культуре последних. Культура же слушателей во многом предопределяется их социально-демографической принадлежностью.

Выделенные типологические группы слушательской аудитории симфонических концертов нуждаются в дальнейшей конкретизации на уровне прикладных социологических исследований. Но, как писал А.Н.Сохор, конкретно-социологическое изучение публики не может быть успешным без предварительной теоретической разработки этого вопроса, в том числе - обоснованной классификации типологических групп слушателей [1, с.114]. Последняя необходима прежде всего по практическим соображениям. Дифференцированное составление программ симфонических концертов с учётом социально-демографических и культурно-образовательных особенностей предполагаемой аудитории, эффективное проведение концертов с учётом специфики восприятия симфонической музыки различными категориями слушателей, оптимальная организация этих концертов и продуктивная работа с потенциальной публикой - вот неполная сфера применения научных данных исследования слушательской аудитории. Эффективность воздействия музыки на слушателей, как отмечалось ранее, во многом обусловлена её целевым предназначением, прямо связанным с типологической классификацией концертной аудитории. Обеспечение максимального психолого-духовного единства публики организационными и художественными средствами есть высшая социальная миссия и организаторов, и исполнителей симфонических концертов.

Литература: 1. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Ст. и исслед. - Л.: Совет. композитор, 1980. - Вып. 1. - 296 с. 2. Кремлёв Ю.А. О месте музыки среди искусств. - М.: Музыка, 1966. - 64 с. 3. Сохор А.Н. Композитор и публика в социалистическом обществе // Му-зыка в социалистическом обществе: Сб. ст. / Сост. А.А. Фарбштейн. - Л.: Музыка, 1975. - Вып. 2. - С. 5-20.

Copyright © CоцИС, №10 - 2004