Время создания технологии: лето 2003 года
Соавторы:
Антон Арнольдович Трофимов, зам.гл.ред. "Независимой газеты"
Николай Николаевич Сбытов, программист
Катерина Алексеевна Костылева, журналист
Первое употребление: 2-й канал авторской песни, 2003.
Формат: "мастерская"
Основные цели:
- дать авторам (исполнителям) возможность увидеть свои творения со стороны,
- получить моментальную вербальную обратную связь со слушателем,
- увидеть, какие дополнительные (возможно, непредусмотренные) ассоциативные и образные ряды рождает песня
Участники (роли):
- Автор/исполнитель
- Мастера
- Мастер Пресекающий Ненеужные Высказывания
Основные моменты:
1. Каждая творение - это достаточно внятное высказывание.
2. Это высказывание может быть непонятно для слушателей
3. "Понятность" понимается в плане прежде всего в плане моментального "здесь и сейчас" образно-ассоциативного восприятия
4. Поэтому важно узнать, что же слушателю удалось услышать
5. Сформулировать общее впечатление.
6. И, может быть, даже разложить по полочкам - почему услышалось именно это.
7. Анализируется только собственное восприятие
Ненужными Высказываниями в рамках "Зеркала" считаются:
1. Высказывания, содержащие прямую оценку произведения, исполнения или воспроизведения
Например: "Понравилось", "Не понравилось", "Хорошо", "Средне", "КГ/АМ", "Потрясающее бельканто" и т.д.
2. Замечания, касающиеся собственно произведения и, в частности, технической стороны исполнения в случае, если таковые не является частью анализа собственного восприятия
Например: "Басы тяжеловаты", "Это не дикция, а кладбище согласных", "Композитор указал здесь темп 400, а исполнитель делает 402".
3. "Говорение за всех", то есть сервировка собственных ассоциаций как Универсального Закона Восприятия
Например: "Каждый нормальный человек, глядя на яичницу, думает о том, сколько денег осталось у него на мобильном".
4. Чтение мыслей на расстоянии
Например: "Автор хотел сказать этим произведением, что…"
5. Предельно абстрактные описания восприятия
Например: "Испытала невероятный позитив" или "Ниасилил".
6. Использования узкоспециальных терминов, цитирование произведений на иностранных языках, "нерасшифрованные" отсылки к произведениям, неизвестным большинству присутствующих.
7. Высказывания, повторяющие уже сказанное текущим или предыдущим ораторами
8. Дискуссии, т.е. обсуждения сказанного другими
Например: "Я думаю, что Вася был не прав - он не совсем правильно понял…" или "На самом деле я не согласен с Васей…"
9. Попытки вставить реплику или уточнение в чужой монолог
10. Высказывания, содержащие пропаганду психотропных средств
Например: "Какую траву курил автор?"
призывы к насилию
Например: "Морду бить за такое искусство"
а также направленные на разжигание межнациональной розни и прочие противоречия действующему Закону о СМИ.
Суждение |
Возможный перевод |
Исполнитель, кажется, сам не понимает, о чем поет |
Те чувства, которые вызывали у меня интонации исполнителя и тот смысл, который я усмотрел в тексте, вступили внутри меня в активную борьбу, следя за перепетиями которой я как-то отвлекся от слушания собственно песни. |
Эта мелодия генетически связана с русским фольклором в транскрипции советских композиторов |
Не знаю почему, но когда я это слышу, мне вспоминается детский сад и сразу хочется сделать "пяточка-носочек-два прихлопа". Может быть, оттого, что тоже на 4 четверти и тоже под баян? |
Третью часть следует исполнять быстрее |
На пластинке, которая у меня дома с детства живет, я привык слышать это в более быстром темпе. А это исполнение не смогло увлечь меня настолько, чтобы я услышал это произведение "с чистого листа", как в первый раз. |
Третью часть следует исполнять быстрее |
Эта музыка не вызвала во мне эмоционального отклика, и, если честно, я сидел и ждал - когда же оно наконец закончится. |
Третью часть следует исполнять быстрее |
Мне почему-то кажется, что это танец - такой быстрый танец с вращениями, кружениями, завихрениями, этакая карусель. Я все время ждал, когда же эта карусель начнет набирать обороты, но так и не дождался - и ощущаю по этому поводу некоторую досаду. |
Прикольно |
Когда скрипочки так нежно и страстно ведут тему, невольно ждешь сверхромантической кульминации, но когда вместо этого вдруг слышишь квакающий тромбон, возникает офигенный эмоциональный перепад. Что-то похожее ощущаешь, смотря Чаплина - от сентиментальной истории и сразу, без предупреждений в голимый фарс. |
Прикольно |
Кажется, меня развлекали и, в общем, мне даже несколько раз было смешно. Пожалуй, других ощущений у меня не возникло. |
Прикольно |
Я никогда не слышал ничего подобного, это выходит за рамки моего слушательского опыта и я слишком растерян, дабы сказать что-то внятное. |
Это танцевальная музыка |
Когда я слышу что-то подобное, я на каком-то физиологическом уровне испытываю потребность двигаться в такт |
Нормальный фоновый медляк |
Эта музыка не вызвала во мне каких-то сильных эмоций, единственное, что я могу про нее сказать: то, что слышать ее мне было довольно приятно, при этом я не отвлекался от моих мыслей. Короче говоря, не захватило меня настолько, чтобы забыть все и слушать, слушать, слушать… |
Стравинский перемудрил, а я ниасилил |
Честно скажу, мне было неприятно это слышать. Я не услышал здесь мелодии, которую можно напевать, ритма, под который можно двигаться, я вообще услышал только какие-то режущие ухо сочетания нот. Я не понимаю такой музыки, я не смог долго удерживать свое внимание на этих странных звуках и благополучно задумался о своем, о девичьем. |
Солисту не помешало бы вступать аккуратнее |
Пока шло инструментальное вступление, мне было хорошо: я даже слегка замедитировал, мне казалось, что я куда-то плыву и на чем-то качаюсь, а потом в эту идиллию внезапно ворвался какой-то паровозный гудок… Я аж вздрогнул, и когда до меня дошло, что всего-навсего голос… В общем, это событие изрядно выбило меня из колеи, а изначальное умиротворенное состояние ко мне уже не вернулось, а жаль. |
Copyright © А.Крамер, 2006
|