1. Структура курса.
Содержание курса излагается в лекциях (14ч.) и закрепляется в семинарских занятиях (10 ч).
В целях эффективности достижения поставленных целей и решения образовательных задач курс разбит на тематические блоки (модули).
Первая часть курса посвящена специфике МЖ и ее главным отличиям от музыкальной критики (в подходах, техниках и т.п).
Во второй части курса происходит знакомство с основными формами и техниками МЖ в различных медийных контекстах.
Третьей частью курса становится знакомство с основными принципами методологии МЖ и применение основ ее на практике для создания собственных инструментов МЖ.
Сквозным элементом курса является знакомство с основными течениями музыкальной культуры европейской и неевропейской традиции.
Курс предусматривает следующие формы организации учебного процесса:
1. Лекции, в ходе которых преподаватель разъясняет основные теоретические понятия курса.
2. Семинарские занятия, на которых в формах эксперимента студенты самостоятельно осваивают практические модели МЖ.
Изучение курса завершается представлением студентом собственного развернутого материала.
2. Содержание курса
2.1. Содержание лекционных занятий
1. МЖ как предмет изучения (2 ч)
Музыкальная журналистика (МЖ) или музыкальная критика? Место МЖ в СМИ: радио, ТВ, пресса, PR и т.п. Контекст, среда обитания (дискурсивно). Аудиторные группы. Форматы МЖ.
2. Техника "зеркала" (2ч.).
Главные принципы. Особенности применения. В концерте. На радио/ТВ. В театре/кино. "Зеркало" и интервью.
3. Вводим элементы критики (техника "разбор") (2ч.)
Аналитический и исторический методы. Стиль, жанр. Формальные и содержательные критерии. Ретроспективный и прогностический подходы.
4. Техника "драматического анализа" (2 ч.)
МЖ как сценарная техника. Основные принципы драматургии, поворотные точки сюжета. Экспозиция и катастрофа. Принцип "отсроченного эффекта".
5. Техника "мемуаристика" (2ч.).
Понятие о "поворотных точках опыта" и музыкальных впечатлениях. Ассоциативная логика. Образ. "Говорящая" деталь. Биография.
6. Философия метода, "конструктор" методов.
Общие принципы взаимосвязи с философией, культурологией, другими гуманитарный дисциплинами. Основы дискурсивого подхода. Стадиальный подход (предвосхищение - комментарий - воспоминание). Целевой подход (для чего, кому, как). Идеологический подход (МЖ как форма взаимопонимания).
7. Технологии, сферы применения (2ч.).
Формат СМИ и МЖ. МЖ в смежных сферах (медицина, педагогика, психология, PR). МЖ и наука.
2.2. Содержание семинарских занятий
1. Техника "зеркала" (2ч.).
2. Вводим элементы критики (техника "разбор") (2ч.)
3. Техника "драматического анализа" (2 ч.)
4. Техника "мемуаристика" (2ч.).
5. Философия метода. "конструктор" методов.
6. Экспериментальная часть.
Демонстрация и апробация на группе изобретенных методов.
Основная литература:
Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М.: Прометей, 1994.- 352с.
Бочкарев Л.П. Социально-перцептивные механизмы музыкального переживания // Вопросы психологии.- 1986.- №3.- С.150-157.
Бронфин Е.Ф. Методика курса музыкальной критики. - М., 1988.
Восприятие музыки / Сборник статей. - М.: Музыка, 1980.- 255с.
Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986.- 572с
Ладенская Е.Ю. Человек и музыка: влияние музыкальных жанров на формирование личности в условиях мегаполиса. - М., 2003.
Митта А. Кино между адом и раем. - М.: Зебра Е, 2005. - 480с.
Музыкальная критика: методы анализа и оценки. - Л., 1989.
О музыкальной критике. - М.: Советский композитор, 1983. - 96с.
Столпянский П. Музыка и музицирование в старом Петербурге. - Л.: 1989. - 223с.
Хангельдиева И.Г. Музыка: театр, кино, телевидение. - М.: Советский композитор, 1991. - 156с.
© А.Крамер,2006