Проект MUZA | Журналистика | Спецсеминар музжурналистики

А.Н.Митта
Основные принципы драматургии


ДРАМАТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ - это положение героя, когда давление окружающих обстоятельств сильнее, чем возможности характера персонажа: "выбирайся из безвыходных положений здесь и сейчас.

Драматическую ситуацию определяют три фактора:
1. Человек находится в безвыходном положении.
2. Угроза развития этой ситуации заставляет его искать выход.
3. Он ищет выход и вступает в борьбу с антагонистом - тем, кто ему угрожает.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ФАКТОР - немедленная угроза здесь и сейчас, заставляющая действовать в драматической ситуации. Главная угроза альтернативного фактора действует извне.

Все угрозы и страхи, способные стать альтернативным фактором, концентрируются в семи категориях:
1. Удар по самоуважению.
2. Профессиональный провал.
3. Физический вред.
4. Угроза смерти.
5. Угроза жизни семьи.
6. Угроза жизни популяции.
7. Угроза человечеству.

ДРАМАТИЧЕСКАЯ ПЕРИПЕТИЯ
В центре внимания драмы находится человек между счастьем и несчастьем.
Движение от счастья к несчастью, от отчаяния к надежде греки называли "перипетия".
Схема: счастье - оценка новой информации - несчастье - оценка новой информации - счастье. Новая информация - "ВДРУГ!", которое происходит с героем. "Вдруг" - это маленький необходимый зрителю стресс.

КОНФЛИКТ
Закон драматического конфликта - борись лицом к лицу, победи лоб в лоб. Персонаж, носитель зла, может выражать любые философские идеи, но не словами, а действиями в конфликте. Своими действиями противник задаёт герою вопросы. Герой действиями даёт ответы.. Задача драматурга - подтолкнуть развитие конфликта к катастрофе. Когда в конфликте возникает катастрофа, происходит непредвиденное развитие действия. Конфликт резко ухудшает ситуацию или создаёт непредвиденные последствия.

СОБЫТИЯ
Событие - часть истории, в которой происходит реально ощутимое изменение жизненной ситуации. В каждом событии содержится только один конфликт. Событие - это выбор характера.

ПРАВИЛА:
1. Герою должен противостоять антагонист, превосходящий силой.
2. История должна развиваться от события к событию.
3. Каждое событие разворачивается в три акта через поворотные точки.
4. Тема должна расти в непрерывном конфликте с контртемой.

ЭНЕРГИЯ ХАРАКТЕРА
Чтобы понять, чего хочет характер на самом деле, надо ответить на 4 вопроса.
1. Чего я хочу в общем смысле?
сквозная задача характера на всю историю + последовательная серия желаний от эпизода к эпизоду.
2. Почему я этого хочу?
В каждой сцене главный мотив один. В каждом действии мотивация должна быть сконцентрирована в одном ответе. Главное почему - единственно. Тогда я знаю, что делать. Ответ на вопрос "почему" отвечает и на вопрос для кого.
3. Против кого я этого хочу?
Как правило, против антагониста, но может быть против кого угодно - любого, кто стоит на дороге.
4. Какое давление я испытываю?
Это брешь, барьер, внутренние проблемы и противодействие каждого, кому я мешаю на пути к своей цели.

© А.Н.Митта, Кино между адом и раем. М., "Zebra", 2005