Российское общество на современном этапе своего развития особо нуждается в активных творческих личностях, в людях высокого интеллекта и духовной культуры. Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без глубокого овладения всем опытом мирового культурного наследия прошлого. Именно общечеловеческие ценности являются важным фактором возрождения страны, выхода из духовно-нравственного кризиса. В процессах формирования духовности значительную роль играет музыкальная культура. Отражая действительность посредством музыкального образа, системы музыкальных выразительных средств, она имеет свою специфику в формировании общечеловеческих ценностей. Эта специфика заключается не только в развитии эстетических и нравственных потребностей личности, но и в подъеме духовной культуры, что под силу музыке именно с высоким нравственным содержанием. Однако в последние десятилетия музыка развлекательного характера начинает превалировать над другими жанрами. Она не способствует формированию здоровых вкусов и нравственных качеств личности.
Приобщение школьников к высокому музыкальному искусству является важным фактором гуманизации, необходимым условием развития музыкальной культуры подростков и молодежи. Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в том, что оно является откликом на потребности современного общества и представляет собой часть работы по формированию общечеловеческих ценностей посредством музыкальной культуры. Целью исследования является анализ музыкальной культуры в качестве фактора формирования общечеловеческих ценностей у молодежи в условиях трансформации общества. В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи: раскрыть место и роль музыкальной культуры в системе факторов, влияющих на формирование у молодого поколения общечеловеческих ценностей; показать механизм влияния музыкальной культуры на формирование общечеловеческих ценностей молодежи; определить основные пути формирования у современной молодежи общечеловеческих ценностей посредством музыкальной культуры. Исходя из цели и поставленных задач сформулирована гипотеза, которая представляет собой предположение, что процесс формирования общечеловеческих ценностей через музыкальную культуру находится в прямой зависимости от уровня образованности и культуры молодежи. В информационную базу исследования вошли результаты авторских социологических исследований, проведенных на базе школ городов Казани, Набережные Челны, Нижнекамск, Лениногорск, а также школ сельской местности Республики Татарстан в период с 2002 по 2004 год. Выборочная совокупность составила 1200 человек. Из них: городских детей - 74,6%, сельских - 25, 4%. Распределение по национальности: татары - 49%, русские - 44,3%, другой национальности - 6,7%. Предельная ошибка репрезентативности составляет 5%. В нашем исследовании музыкальная культура - это сложная социальная система, которая включает в себя часть художественной культуры данного общества и представляет совокупность накопленных обществом ценностей музыкального искусства, а также деятельность людей и соответствующих учреждений по производству, сохранению, распределению и потреблению этих ценностей. Под музыкальной культурой личности подразумевается: во-первых, индивидуальный социально-художественный опыт, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей; во-вторых, интегративное свойство личности, показателями которого является музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное ее восприятие, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, "открытость" к новым музыкальным направлениям, знаниям о современном искусстве, а также устойчивость музыкально-эстетических традиций, художественный вкус, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям). Место и роль музыки в формировании общечеловеческих ценностей определяется многофункциональностью музыкального искусства. Так, в число важнейших функций музыки входит эвристическая, информационная, познавательная, коммуникативная, организаторская, эстетическая и др. Школьникам был задан вопрос: "Какую музыку предпочитают Ваши родители?" (см. табл. 1). Из приведенной таблицы видно, что родители предпочитают популярную и современную эстрадную музыку. Дома звучит музыка эстрадная, развлекательного характера, которая исполняется на эстраде, по радио, ТВ. Народную и классическую музыку родители отводят на второй план. Это свидетельствует о том, что необходимо искать новые пути в пропаганде лучших образцов народного и классического музыкального наследия. Важная роль в этом процессе на современном этапе принадлежит СМИ, средствам рекламы и PR (паблик рилейшнз). Анализ отношения школьников к музыкальным жанрам подтверждает, что ведущее место у них занимает развлекательная музыка. Большинство опрошенных школьников привлекает рок-музыка - квайдо, хип-хоп, диско, рэп и др. музыкальные направления. По их мнению, рок-музыка помогает поднять настроение, она легко запоминается, в ней бьется пульс нашего времени. Дети в младшем школьном возрасте предпочитают классическую музыку, потому что в начальных классах на уроках звучит много музыкальной классики (Бетховен, Шуман, Чайковский, Прокофьев, Кабалевский и др.). С возрастом музыкальные приоритеты подростков меняются в сторону увлечения музыкой развлекательного характера (см. табл.2), поэтому необходимо преодолевать односторонность музыкальных предпочтений молодежи, т.е. "коэффициент однообразия". Повысить уровень культуры молодежи не может одна рок-культура. Необходимо разнообразие музыкальных направлений, воплощающих гуманистические ценности, которые влияют на формирование духовности личности. Из полученных данных, очевидно, что популярность рока (ему отдали предпочтение 45,2% респондентов всех возрастов) основывала на его способности прямого физиологического воздействия на эмоции слушателей. На вопрос: "Ваши любимые виды искусства?" - школьники на первое место поставили кино (67,8%) и музыку (67,4%), на второе - литературу (23,6%), а на третье - театр (20,3%), далее - живопись (12%), архитектура (7,5%). Полученные нами результаты, что музыка сегодня обгоняет другие виды искусства по плотности функционирования, а следовательно, и по "объему" потребления, подтверждаются данными других социологов [1,2]. Доступность, широкое распространение музыки с помощью современных технических средств массовой коммуникации, эмоциональная выразительность музыкального языка создают благоприятные условия для освоения личностью музыкальных ценностей. Корреляционный анализ соотношения музыкальных предпочтений школьников и общечеловеческих ценностей показал, что классическая музыка больше влияет на формирование этих ценностей. Коэффициент корреляции составляет 0,9, что свидетельствует о весьма высокой степени зависимости. Восприятие происходит в процессе слушания музыки: все сочиняемые музыкальные произведения предназначаются для восприятия, и их дальнейшая судьба зависит от аудитории слушателей. В среднем школьном возрасте (11-14 лет) на процесс музыкального восприятия влияет предшествующий музыкальный опыт, который зависит от качества прослушанного музыкального материала. Углубленная эмоциональная отзывчивость на музыку формируется позже и является характерной особенностью уже юношеского возраста, когда достигается определенная гармоничность восприятия и осмысления с достаточно разумными и самостоятельными оценочными суждениями. С возрастом у детей все больше проявляется различие в музыкальном восприятии в условиях систематического и целенаправленного музыкального воспитания. Главным и определяющим фактором формирования общечеловеческих ценностей является музыкальный образовательный уровень. С его повышением возрастает общий культурный уровень личности, а также знание нотной грамоты. Отсюда и более высокий интерес детей к серьезной музыке. Другое дело, что само изучение нотной грамоты есть следствие повышенного интереса к музыке в целом. На вопрос: "Знаете ли Вы нотную грамоту?" - дети ответили следующим образом (см. табл. 3). Изучение нотной грамоты - один из действенных механизмов влияния музыкальной культуры на общую культуру, в том числе и на общечеловеческие ценности. Наше исследование показало, что дети, знающие нотную грамоту, предпочитают классическую музыку (46,4 %), и народную (43,0 %), а дети, которые не знают нотной грамоты (73,6%) (см. табл.3), предпочитают эстрадную музыку. Нотная грамота - это основа музыкальной культуры, она дает благоприятные условия для формирования и роста музыкальной образованности детей. Хоровое пение, и прежде всего репертуар, является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей молодежи. Прикосновение к бессмертным музыкальным произведениям, а тем более их активное художественное освоение, несет в себе эстетический заряд. По данным исследования - петь любят большинство подростков, особенно в младшем школьном возрасте (82,3%), потому что в этом возрасте они активны и с удовольствием участвуют в школьной самодеятельности и посещают музыкальные кружки. В настоящее время с внедрением национально-регионального компонента в систему музыкального образования повысился интерес к музыкальным произведениям многих композиторов Татарстана: Ф. Ахметова, Р. Еникеева, Н. Жиганова, А. Ключарева, М. Музафарова, М. Яруллина, Р. Яхина и др. Их музыкальное творчество позволяет утверждать, что оно эффективно способствует формированию общечеловеческих ценностей личности ребенка, активному приобщению к татарской национальной культуре. Общечеловеческое и национальное в искусстве неотделимы друг от друга, как нерасчленимы эти начала в реальной жизнедеятельности людей. Большое влияние на формирование общечеловеческих ценностей школьной молодежи имеет и самостоятельное приобщение к музыкальной культуре, которое переходит затем в самовоспитание. Самовоспитание как осознанное действие проявляется уже в подростковом возрасте. В качестве одной из форм самостоятельного приобщения школьников к серьезной музыке можно использовать записи (музыкальные дневники). Прослушивание и посещение концертов классической музыки способствует духовному обогащению, формированию общечеловеческих ценностей подростка. По результатам нашего исследования наибольший процент слушателей концертов симфонической, хоровой и другой классической музыки составляют дети в возрасте 7-10 лет (14,4%), затем с возрастом происходит изменение в сторону уменьшения их количества среди слушателей этой музыки. Следующим фактором влияния музыкальной культуры на формирование общечеловеческих ценностей выступает стихийное приобщение. Главное в этой форме в том, чтобы каждый школьник более избирательно регулировал свои музыкальные вкусы. Такая форма общения с музыкой внедрилась в быт с появлением звуковоспроизводящей техники (проигрыватели, магнитофоны и др.). Для определения потребностей школьной молодежи в музыке был задан вопрос: "Каково место музыки в Вашей жизни?". Подавляющее большинство (90 %) респондентов ответили: "Не представляю свою жизнь без музыки", и только 9,9 % - "Я ей мало уделяю внимания". Это подтверждает, что музыка глубоко проникла во внутренний мир каждого человека, независимо от его музыкальных предпочтений. Сегодня наблюдается пристрастие молодежи к легкому жанру, который является частью массовой культуры, а высокая музыкальная культура (классическая, народная и др.), которая играет большую роль в формировании общечеловеческих ценностей, у школьной молодежи часто не востребована. У молодежи срабатывает закон влияния "толпы": "Что слушают другие, то буду слушать и я". Таким образом, еще одним фактором влияния музыкальной культуры на формирование общечеловеческих ценностей у школьной молодежи является мода и престиж. Для наиболее эффективного анализа влияния музыкальной культуры на процесс формирования у школьной молодежи общечеловеческих ценностей, практическую музыкально-воспитательную деятельность мы соотносим с возрастными и социально-психологическими особенностями детей, с музыкальными запросами, взглядами, вкусами, а также с деятельностью агентов социализации. Основными социальными институтами, которые влияют на духовное развитие современной молодежи и формируют у нее общечеловеческие ценности являются семья, школа, социум. Решающую роль в формировании общечеловеческих ценностей, играет семья, отношение к музыке в семье. Пример родителей - основополагающий фактор влияния на подрастающее поколение. Озабоченность большинства семей в современной ситуации проблемой материального благополучия негативно сказывается на воспитании детей, но семья всегда оказывала и будет оказывать большое влияние на ребенка. Это подтверждается нашими исследованиями. На вопрос: "Кто влияет на Ваши взгляды в окружающем мире?" - 70 % детей ответили - "родители", 19 % - "школа", остальные назвали другие источники влияния (друзья, родственники и т.д.). Опрос родителей, беседы с учителями, позволяют наметить два основных направления работы с родителями: 1)музыкальное просвещение родителей; 2) методическая подготовка по формированию общечеловеческих ценностей (в виде факультативов, лекториев, проведения индивидуальных бесед, консультаций, с приглашением родителей на открытые уроки по музыке и на различные музыкальные вечера, а также привлечение к активному участию в лекториях самих родителей). Далее целенаправленное духовное формирование личности продолжается в дошкольных учреждениях. Музыкальное воспитание в раннем возрасте имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития будущего человека. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. По результатам исследований дети дошкольного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте - лирические и спокойные произведения и песни. Это означает, что у дошкольников необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему. Определяющим направлением формирования общечеловеческих ценностей является народная музыка. Человечество донесло до нашего времени наиболее самобытные и талантливые произведения народного искусства. Яркие художественные образы, четкая композиция, изобразительные средства языка народных песен способствуют глубокому восприятию детьми нравственно-этических ценностей, отразивших представления народа о духовной красоте, культуре. Свои первые музыкальные переживания (по мнению педагогов) ребенок должен получать на родном языке. Идея добра и любви главенствует в народных произведениях. В настоящее время традиционная система обучения дополняется национально-региональным компонентом, который включает в себя родной язык, музыку, танцы. Татарский музыкальный фольклор является одним из средств формирования таких общечеловеческих ценностей как любовь к своему народу, эстетический вкус, физическое совершенство, жизнерадостность. Поэтому в Республике Татарстан большое внимание уделяется возрождению у школьной молодежи национальной музыкальной культуры. На основе музыкальных традиций Татарстана нужно формировать духовный мир школьника; воспитывать любовь к музыкальной культуре своего народа; прививать любовь к фольклорной музыке как источнику народной мудрости, красоты и вдохновения; прививать бережное отношение к культуре других народов. Внедрение национально-регионального компонента в формирование общечеловеческих ценностей через музыкальную культуру требует различных мероприятий, связанных с изменением содержания предмета "Музыка" в школе, отведением больше учебного времени национально-региональному компоненту. Необходима также тщательная подготовка квалифицированных профессиональных кадров в области национальной музыки для работы в системе образования. Современная школа нуждается в научно-методическом обеспечении и музыкальном репертуаре. Одним из направлений по формированию общечеловеческих ценностей является активность самих учащихся. Это посещение музыкальных концертов, самостоятельное прослушивание, участие в различных школьных и внешкольных мероприятиях. Самыми активными зрителями концертов являются дети, которые предпочитают современную эстрадно-развлекательную музыку. Среди детей 7-10 лет их 29,3%; поп-рок музыку выбирают дети 11-14 лет - 34,5%; 33,3% - в возрасте 15-17 лет. Следует учитывать, что влияние малохудожественной музыкальной продукции, которой увлекаются школьники самостоятельно, есть неизбежное следствие недостатков в музыкальном просвещении и воспитании. Для успешного духовного развития школьников педагоги сами должны хорошо разбираться в сфере музыкальных потребностей своих учеников. Только конкретное знание музыкальных привязанностей школьной молодежи, в том числе с помощью конкретных социологических исследований, может обеспечить успех в воспитании у них избирательного, критического отношения к различным течениям в музыке. Реализация указанных направлений способствует повышению эффективности влияния музыкальной культуры на формирование общечеловеческих ценностей у молодежи.
Список литературы Copyright © CоцИС, №6 - 2006
|