Проект MUZA | Журналистика | Спецсеминар музжурналистики

И.А.Чижова
Рок-музыка как культурно-исторический феномен
автореф.дисс.канд.иск. М.,1993


В массовой музыкальной культуре XX века рок-музыка занимает особое место. Сформировавшаяся около 40 лет назад, она пережила период бурного расцвета и распространилась по всем регионам мира. В процессе своего развития она пережила несколько стилистических модификаций и стала каналом превращения субкультуры американских негров в один из самых влиятельных элементов современной мировой музыкальной культуры.

Обладая специфической простотой музыкальных выразительных средств, рок-музыка оказала сильное эмоциональное и мировоззренческое воздействие на свою аудиторию, к которой в первую очередь принадлежала значительная часть молодежи из стран западно-европейской культурной ориентации.

Нетипичные для культуры последних веков формы поведения ее любителей на концертах (превращавшихся подчас в настоящие массовые радения), а также экстатические реакции при прослушивании записей в наиболее репрезентативных для рок-музыки стилях и привлекли внимание сначала общественности, а вскоре - и специалистов из разных областей музыкальной науки.

Проведенные в разных странах исследования рок-музыки в контексте современной культуры охватывают различные аспекты ее создания и исполнения. Работы П.Викке, Ф.Крамаржа, И.Набока, Е.Овчинникова, Р.Паттисона, Й.Циммера, Т.В.Чередниченко, статьи Ю.Дружкина, О.Заярной, Э.Леонтьевой, Л.Порфирьевой и другие посвящены рассмотрению рок-музыки, технологии ее создания и исполнения, ее социологии и эстетики. Наибольшее влияние на настоящее диссертационное исследование оказали труды, развивающие в отечественном музыкознании концепцию историзма, ярким выражением которой и явились работы В.Конен. В большинстве названных работ рок-музыка рассматривается в контексте культуры, в основном, двух последних веков, хотя при этом в ряде работ и указывается на непосредственную связь рок-музыки с традициями городской бытовой музыкальной культуры, возникшей в странах Западной Европы в XVIII веке. При подобной недостаточности глубины исторической ретроспективы многие важные свойства рок-музыки не поддаются объяснению.

В настоящей работе впервые рок-музыка представлена как вполне самостоятельная культура, имеющая давнюю историю и не являющаяся конгломератом других культур. Она рассматривается в связи с традициями, возникшими на ранних стадиях развития человеческой цивилизации в "колдовских обрядах", которые историки относят к периоду верхнего палеолита. Особенности экстатических культов древности позволяют найти в них общие черты с рок-музыкой. И в первую очередь - психофизическое воздействие, которое обусловлено с одной стороны особенностями ритмического комплекса этой музыки (ритмическое остинато), с другой - особенностями массовой психологии. И то и другое сохраняется в рок-музыке, неважно, - звучит ли она на концерте при большом стечении народа или прослушивается в звукозаписи. Эти черты сближают рок-музыку как культурный феномен с экстатическими обрядами, существовавшими в культурах прошлого или продолжающими существовать в современной культуре (у так называемых "современных предков"). Языческие магические обряды в неевропейской практике сохраняют особенности музыки древнего экстатического обряда, а выражения массовой психологии в них аналогичны описываемым в обрядах древности. Таким образом, рок-музыка связана с современными неевропейскими культурами через общность средств музыкальной выразительности (наиболее ярко - ритмического комплекса) и через общность поведения людей в обрядах и на рок-концертах. И это дает право расширить историко-культурное пространство ее исследования.

С точки зрения диссертанта рок-музыка может быть рассмотрена как диахронический аналог экстатических проявлений, характерных для языческих культур. В диссертации также исследованы музыкальные особенности экстатических проявлений на следующих, более поздних этапах истории - в христианской культуре Европы и частично в христианской культуре американских негров. Результаты исследования дают основание утверждать, что формирование рок-музыки во второй половине XX века является также реакцией на длительное подавление экстатического начала не только в канонических формах культовой практики европейской христианской церкви, но и в народной культуре Европы. Многовековая борьба христианского и языческого мироощущений создает прецеденты экстатических всплесков в культурах европейского происхождения. Рок-музыка и представляет один из таких всплесков.

Поскольку бессознательные состояния проявляются в экстатических исходах под воздействием ритмического остинато как обрядовой, так и рок-музыки, в настоящую работу введены также результаты исследований психологии бессознательного. Благодаря последовательному проведению принципа ритмического остинато, рок-музыка становится медиатором, посредником в формировании экстатических состояний слушателей.

Настоящая работа предлагает историко-культурный аспект рассмотрения проблемы. В диссертации решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть особенности массовой и индивидуальной психологии, определяющие специфику восприятия рок-музыки. Проследить пути и выявить закономерности развития средств психофизического воздействия в "экстатических" стилях рок-музыки.
2. Выявить и описать медиативное содержание выразительных средств рок-музыки. Рассмотреть общие закономерности рок-концерта и его аналогов в языческих и христианской культурах прошлого и настоящего.
3. Выделить стили рок-музыки, обнаружившие в процессе развития наибольшую устойчивость и сохранность специфики выразительных средств. Проследить в этих стилях эволюцию ритмических комплексов.

В процессе работы над диссертацией автор обращался не только к музыковедческим исследованиям, но и к работам в области социологии, общей психологии, психологии искусства, психологии бессознательного, этнографии, всеобщей истории, истории культуры, в том числе истории религии.

В диссертации сделан анализ музыкальных текстов западных рок-композиций, отобранных в соответствии с задачами исследования. При этом, в связи со спецификой бесписьменности произведений рок-музыки анализировались звуковые тексты.

Актуальность проблематики настоящего диссертационного исследования обусловлена важностью анализа одного из пластов современной музыки, который выступает в числе самых действенных механизмов психоэмоциональной регуляции социализации личности, а также служит культурной консолидации отдельных групп современного общества.

Результаты диссертационных исследований апробированы в ряде лекционных курсов для различных типов слушательской аудитории в институтах усовершенствования учителей гг. Иркутска, Новосибирска, Горького, на научной конференции по проблемам истории и культуры Сибирских регионов при Сибирском отделении Академии наук, а также на заседании отдела эстрадного и циркового искусства Российского института искусствознания.

Диссертация объемом 153 страницы машинописного текста состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Во введении раскрывается тема исследования, его цели и задачи, освещается историография вопроса, определяется актуальность и новизна в решении темы.

В первой главе диссертации исследуются особенности музыки языческого экстатического обряда в дохристианских и современных неевропейских культурах. Рассматриваются психологические особенности его проведения и в связи с этим - особенности ритмического комплекса входящей в него музыки.

Во второй главе работы раскрываются медиативные качества языческой обрядовой музыки и их проявления в христианской культуре Европы в условиях столкновения двух типов религиозного мироощущения - языческого и христианского.

В третьей главе исследуются особенности музыкального языка таких стилей рок-музыки, как хард-рок и метал-рок. Выбор этих стилистических пластов обусловлен тем, что именно они в большей степени и наиболее последовательно унаследовали от обрядовой музыки и музыки американских негров специфику проявления ритмической остинатности и затем - развили через нее свои основные медиативные качества.

В заключении обобщены результаты исследования, подытожены особенности рок-музыки как целостного явления музыкальной культуры XX века.

В первой главе диссертации систематизируются источники сильного психофизического воздействия рок-музыки, обосновывается необходимость расширения исторического и географического поля исследования. С этой целью автор работы обращается прежде всего к таким классическим работам по массовой психологии бессознательного как "Массовая психология и анализ человеческого "Я" З.Фрейда и "Об архетипах коллективного бессознательного" К.Г.Юнга, где не только обозначены границы проблемы коллективного бессознательного, но и даны основы для решения проблем массовой психологии, которые возникали в истории человека.

Проблемы, стоящие перед современным человеком и создающие сложные явления в его психике, с одной стороны унаследованы от его далеких предков, с другой - усложнены многократно его рационализмом и утратой духовных традиций. Необходимость разрешения этих проблем и попытки избегнугь распада моральной и духовной традиций создают условия для осуществления древнего правила "прорыва запрещений". Бессознательное современного человека в таких условиях требует своего выражения, что и происходит, в частности, в многотысячных рок-концертах, формирующих экстатические состояния подобные коллективным экстазам римских сатурналий или "ослиных обеден" в церквях средневековой Европы, а также в магических обрядах современных неевропейских культур.

Обязательным условием в достижении коллективного экстаза в магическом обряде древности или современности является музыка. Это подтверждается наблюдениями прошлого и настоящего. Сопровождающая безостановочные пляски (или песнепляски) под аккомпанемент различных инструментов, являющаяся частью психологического фона религиозной традиции, она становится посредником, медиатором в формировании состояния обрядового экстаза.

Музыка обряда, проявляя свои качества через песнепляску, обладает такими характеристиками выразительных средств, которые делают ее подобной другим средствам ритуального экстаза (наркотики, вино), и все вместе они осуществляют древнюю традицию магического экстатического ритуала. Медиативные качества ритуальной музыки обусловлены насущной потребностью поддерживать через ритуал корреляцию человека с окружающим миром.

Музыка в такой роли представляется современным исследователям (Н.Браун) действенным элементом "дионисийского эго", помогающего современному человеку совершенствоваться и направлять свое сознание к осуществлению гармонии с окружающим миром и с самим собой.

Настойчивые упоминания дионисийства исследователями отсылают автора к истории самого обряда Диониса, корни которого уходят в незапамятные времена, - в культуры предшественников Зороастра, древних персов, а также культуры Древнего Египта, Древней Греции. Дионисийский обряд предполагал достижение коллективного экстаза его участниками. Впоследствии же экстатические песнепляски подобные дионисийским, оказались характерными также для явлений массовых психозов во время эпидемий или политических катастроф. Сравнивая описания в них музыки с современными неевропейскими магическими экстатическими обрядами, диссертант определяет остинатность как главное качество ритма этой музыки.

Роль ритма обрядовой музыки, как правило, упоминается исследователями магических экстатических обрядов во всех случаях, когда речь идет об "измененных состояниях сознания", то-есть о таких психофизических состояниях человека, когда он входит в транс, экстаз, удаляется от сознательного восприятия мира и оказывается в состоянии бессознательном. В экстатическом ритуале, где музыка стоит в ряду других, немузыкальных средств достижения ритуального экстаза, она всегда характеризуется ритмической остинатностью, которая и является "закваской" всего действа с его изначальной психологической нацеленностью на экстаз, опьяненностью вином или растительным наркотиком, заклинательными словами, пантомимой, пляской, бряцаниями ударных, резким звучанием духовых музыкальных инструментов. Всего ряда с полным "комплектом" средств может и не быть. Но ритмическое остинато в них присутствует. Оно и сплавляет в единое целое все средства ритуала, концентрирует их в себе, приводит весь этот сложный комплекс в действие и управляет им. Даже в тех случаях, когда других средств достижения экстатического состояния мало, когда весь обряд невелик, ритмическое остинато само по себе способно силой своего психофизического действия возместить отсутствие других компонентов.

Так, в качестве примера приводится ритуальный танец религиозной секты матсуанистов из Конго, в котором приняла участие и который подробно описала, обращая внимание на ритмическое остинато, искусствовед Л.Федорова.

Психофизическое воздействие ритмического остинато на стойком фоне бессознательной спаянности участников обряда через общую психологическую установку создает мощный объединительный импульс не только в обряде, но и в атмосфере рок-концерта или дискотеки. Он является катализатором сложного психологического процесса самоидентификации диско-танцора или рок-слушателя.

Во второй главе диссертации автор рассматривает дионисийский обряд как один из древнейших магических экстатических обрядов в европейской культуре.

Пришедший из античности, он переживал и времена расцвета и постепенного угасания еще в древнеримской культуре, где был, в конце концов, запрещен. Однако стихия вакхической песнепляски долгое время тревожила хранителей устоев христианства. Церковная практика в средневековой Европе довольно долго еще была связана с попытками участников сакральных действ воскресить стихийную экстатичность языческих обрядов. Отрицались и запрещались не только магические обряды, но и те художественные формы, которые ему сопутствовали - пляска, пение или инструментальное музицирование. Все в музыке, что могло заворожить человека и напоминало ритмическую остинатность, вытеснялось "на периферию" официальной культуры и подвергалось полному вытеснению из памяти христиан. И до учреждения в XIII веке инквизиции и позже борьба эта продолжалась с неослабевающей силой. При этом народные магические обряды постепенно наделялись чертами демонической силы.

Драматическая история нескольких веков борьбы инквизиции с ведьмами свидетельствует о попытках представить обряд в виде шабаша нечисти во главе с дьяволом. Стремление христианской церкви вытеснить не только из практики, но и из психики человека потребность в психофизических экстазах и утвердить исключительно духовное устремление к Богу, привело к подавлению в европейском человеке тяги к экстатическим "выбросам" его психической энергии, хотя и не элиминировало эту потребность полностью. Подавление потребности к экстатическим исходам в ритуалах происходило одновременно с зарождением и развитием музыки христианского обряда, - с григорианским хоралом в Западной Европе (позже, в России, - знаменным распевом). Предназначенный для укрепления в сознании человека аскетического предстояния перед Богом, григорианский хорал в своих выразительных средствах исключал ритмическое остинато, свойственное языческой музыке, как стимулирующее спонтанные психофизические реакции. Он построен на свободной нерегулярной ритмике дыхания, а не на равномерности ритма песнепляски, которая к тому времени сохранилась лишь в жанрах народной музыки. Когда же происходит зарождение и развитие светских жанров европейской профессиональной музыки, то именно в танцевальных ритмах старинных сарабанд, пассамеццо, чакон, пассакалий находит свое применение ритмо-мелодическое остинато. По укоренившейся традиции отрицания возбуждающей ритмической музыки,танцевальная музыка в европейской культуре XVI - XVII веков вызывает подозрительное к себе отношение у христианских ревнителей нравственности.

Практика ритмического остинато в истории музыкальной культуры Европы обнаруживает несколько ее разновидностей, которые затем по-разному будут проявляться как в профессиональном европейском музыкальном искусстве XVII - XX веков, так и в обиходных жанрах городской музыки этого времени. Но и эта практика не является там самой исторически ранней, так как еще в музыке магических обрядов древности ритмически неизмененная повторность была самым действенным выразительным средством. Музыкальная наука выделяет три исторических типа остинатности. Самый ранний из них определяется как источник психофизического воздействия магического пляса, то-есть и является типом ритмического остинато экстатического обрядов. Второй тип остинато был использован как фактор формы в европейской музыке XVT1 - XVIII веков (вариации basso ostinato). Третий проявился в повторяющихся фигурациях европейской музыки XIX века как средство создания определенного настроения, а позже был использован в музыке XX века для создания художественных образов зла. В диссертации, опираясь на принятую историческую типологию остинато, утверждается, что, хотя стихийные экстатические исходы магических ритуалов язычников вытесняются христианским типом религиозного самосознания, все же через практику музыки, распространенных в городском быту танцев XIX - XX веков, тяготеющую к остинатности первого исторического типа, обретается пусть не столь сильной, как в языческой обрядовой практике, но все же весьма ощутимый экстатический импульс.

Об этом свидетельствует история распространения популярных в последние века танцев. Так, в европейских странах (и, прежде всего, в Австрии) в первой половине XIX века повсеместно распространился вальс. Увлеченность этим танцем, появление, в результате, большого числа танцевальных залов как салонного типа, так и общегородских, неодобрение поведения в них часто лихорадочно и безостановочно танцующей публики со стороны духовенства и воспитателей молодежи -свидетельства пусть и укрощенных, но живучих и древних экстатических устремлений человека, свидетельства очередного "прорыва запрещений". Так происходит и тогда, когда архиепископ Парижа налагает запрет на -чувственное и весьма увлекающее публику танго и решает ввести вместо него старинную, сдержанную и церемонную форлану.

Однако история борьбы христианства с проявлениями экстатической культуры получает свое продолжение и в XX веке. Это происходит в силу целого ряда причин, обусловивших активное пробуждение языческого мироощущения в самосознании человека западной культуры. Среди причин - участившиеся и ставшие более интенсивными контакты с восточными культурами и влияние искусства американских негров, соединившего и переплавившего языческие и христианские элементы, но сохранившего преобладание языческого. Современным аналогом средневековой демонизации магического обряда стала "дьяволизация" рок-музыки.

В причастности к сатаническим культам обвиняются сами рок-творцы. Их же сочинения объявляются содержащими дьявольскую информацию, предназначенную для усвоения через бессознательное рок-слушателей. Но средневековая христианская мысль не была знакома с понятием бессознательного в человеческой психике и лишь догадывалась о нем, отождествляя темные стороны человеческой души с некоей бездной. Противники же рок-музыки (а среди них немало как служителей современной христианской церкви, так и ревнителей традиционных христианских устоев - писателей, общественных деятелей, воспитателей юношества), оперируют уже научными категориями психологии бессознательного и обвиняют рок-музыку в целенаправленном возбуждении сил слепой стихии, дремлющей в человеческой психике и откликающейся на экстатические волны, идущие от этой музыки. "Дьяволизация" рок-музыки, как и подобные же тенденции антихристианской деятельности различных мистических сект - результат развития одной из главных мифологем XX века.

Рок-музыка, давая возможность экстатических выходов психической энергии, именно поэтому оказывается одним из объектов реализации этой мифологемы. Рок-практика же действительно делает более очевидными присущие издавна человеку стремления к слияниям в некую психическую целостность массы, к ощущениям "коллективной души" (которые, например, в православии всегда рассматривались как зловещие признаки грядущего Антихриста). Об этом свидетельствуют не только описания рок-концертов, но и высказывания представителей контр культуры, New Age, последователей неевропейских религиозных и мистических учений. Следы давних запретов на подобные акты слияния в "коллективную душу" можно найти в Священном писании (Вавилонское столпотворение в Ветхом завете христиан). Поэтому многовековая история борьбы христианского и языческого мироощущений и обрядов, оставляя следы в развитии европейской музыкальной культуры, лишь находит свое продолжение в сложном процессе осмысления рок-культуры и в самой ее практике, которая заимствует элементы языческого мироощущения и в неевропейских культурах.

В начале третьей главы диссертации рассматриваются афроамериканские истоки рок-музыки, то-есть, городской фольклор американских негров, который сам по себе отмечен культурной двойственностью и соединяет черты африканского языческого искусства с элементами европейской светской и духовной музыки. Фольклор негров США в известном смысле возвращает нас к ситуации европейского средневековья. Там языческое и христианское начала боролись даже внутри одного церковного обряда, причем, иногда побеждала языческая традиция. Приобщаемые к христианству африканцы-язычники не смогли и не захотели, вероятно, преодолевать в себе языческое (оно было главной частью культурной памяти об утраченной родине). Оно сохранилось и проявилось в духовной музыке (спиричуэле, госпелс) и перешло в светскую музыку (блюз, а позже стиль соул).

Реакция негров США на строгий протестантский хорал была экстатически-двигательной. Тем более открыто проявляется эмоционально-возбужденное состояние в танцевальном блюзе. По мере развития блюза от архаического к ритм-энд-блюзу это его свойство возрастает. Так, анализ ранних образцов блюза показывает, что ритмическое остинато, которое и придает музыке медиативность, посредническую способность формировать экстатическое состояние, постепенно получает в нем все более последовательное применение, пока не становится основным выразительным средством, определяющим характер и степень эмоционального накала в музыке. Если в архаическом блюзе с его полуразговорной манерой вокального интонирования ритмическое остинато характеризует лишь небольшие вставки (брейки), то в городском блюзе его ритмический комплекс отличается большей определенностью рисунков и тяготеет к остинатности. Такой блюз уже явно формирует состояние соучастия у слушателей, его эмоциональный накал намного выше (он соответствует горячему джазу 20-30 гг., который и сам формируется под сильным влиянием блюза).

Несколько позже, к середине тридцатых годов, утверждается блюз, который является не только песней-признанием, сообщением, но и песней-танцем. Вся его ритмика подчиняется последовательной, нигде не нарушаемой остинатности и в нем уже явственно ощущается экстатичность, объединяющая в едином эмоциональном порыве и тех, кто поет, и тех, кто слушает-танцует. Эти же качества, но с окончательной оформленностью экстатической направленности определяют музыку американских негров жанра соул. Они же определяют и эмоциональный тонус рок-н-ролла, формирующегося непосредственно на основе танцевального блюза (ритм-энд-блюза). В нем в полной наглядности и в той характерной простоте, которая свойственна ритмически остинатной музыке экстатического языческого обряда, проявляются медиативные свойства музыки, ставшие главным определяющим качеством рок-музыки.

Таким образом, явление, подобное дионисийству, приглушенному некогда в ходе истории европейской христианской культуры, находит непосредственный выход в искусстве народа, сохранившего тесные связи с культурой своих предков. А вскоре, на примере рок-н-ролла, облетевшего западный мир с молниеносной быстротой и увлекшего целые поколения молодых людей, становится очевидным возвращение в многолюдных рок-концертах: и в более камерных домашних прослушиваниях экстатичности, подобной дионисийству.

Драматургия остинатности, таким образом, приобретает особое значение для рок-композиции. Анализ рок-произведения, ввиду бесписьменности рок-музыки и поэтому нестабильности самих композиций, заметно более труден по сравнению с анализом стабильных нотных текстов западноевропейской классической музыки. По мнению автора диссертации, наибольший интерес должны вызывать не столько подробности, свидетельствующие об уникальности какого-либо рок-произведения, сколько те общие для композиций отдельных стилей рок-музыки принципы, для анализа которых достаточно и слышимой музыки, темы которой могут быть записаны в целях анализа так же, как расшифровываются записи фольклора. В настоящей работе для анализа рок-музыки, с целью выявить ее медиативность и общую динамику развития, направленную на усиление именно ее психофизической действенности на основе ритмического остинато, взяты как самые показательные в этом отношении хард-рок и метал-рок.

Произведенный диссертантом анализ, в первую очередь, ритмического комплекса рок-композиций этих стилей, опирался на описанную типологию остинатности. Так, в хард-роке используется остинатность всех трех типов: и как источник воздействия магического типа, и как принцип формы, и как средство характеристики настроения и создания музыкального образа.

В качестве весьма характерных примеров приводятся рок-альбом "Лед Зеппелин-IV" полностью и отдельные композиции групп хард-рока Uriah Heep и Deep Purple. В альбоме Led Zeppelin каждая из композиций по-своему развивает определенный художественный образ. В целостности альбома они представляют духовный мир типичного современника, поклонника хард-рока конца шестидесятых - начала семидесятых годов нашего века. Это - человек, по своему размышляющий о духовных основах бытия, стремящийся познать загадочный Восток, обладающий поистине романтической иронией и ощущающей в себе энергию для жизни, которая представляется ему целенаправленной более, чем у предшествующих поколений. В этой музыке ритмическое остинато используется как важнейшее конструктивное и художественное средство музыкального языка, на его основе построена каждая из пьес альбома. И в остинатных повторениях даны именно темы-образы. Их характеристика реализуется в особой атмосфере состояния открытости, соучастия, эмоциональной приподнятости, а в самых энергичных композициях, собственно, стиль хард-рок выражен последовательно, - и в экстатическом состоянии ("Черная собака"). В композиции группы Uriah Heep "Июльское утро" остинатность используется и как средство формирования состояния и как принцип формы (basso ostinato). Также в качестве остинатных ритмоформул используется ритмический рисунок двух тем-художественных образов. Deep Purple основывают композицию "Полет крысы" на двух тематических образованиях, характеризующих эмоциональные сферы. Это "тема несвободы" крысы, метафорическое отражение человека, прикованного к "норе" современного города, и тема воображаемого полета (или полета фантазии), звучащая в импровизационных вставках гитары соло. Со временем, уже к концу семидесятых годов, использования остинатности такого типа, как художественный прием или как принцип формы практически не встречается. У самих Deep Purple и в практике групп метал-рока ритмическое остинато используется лишь как средство воздействия "магического типа", то-есть как воздействия психофизического, формирующего экстатическое состояние у слушателей.

Абсолютизируется, таким образом, первый, самый древний тип остинатности. И хотя в приведенном примере сменяют друг друга несколько остинатных ритмических формул /именно ритмических, уже не ритмо-мелодических, как в хард-роке/, но они не несут образности, художественной нагрузки.

Представленные в третье главе диссертации анализы ритмического комплекса композиций хард-рока и продолжающего хард-рок в практике восьмидесятых и девяностых годов метал-рока подтверждают приоритеты этого выразительного и медиативного средства в рок-музыке. Этот вывод опирается и на высказывания многих авторитетных исследователей рок-музыки о действенности ее ритмического комплекса, которые разделяет автор работы. Приняв во внимание исследования рок-музыки, подтверждающие ее медиативную функцию (в частности, у П.Викке), диссертант, ссылаясь на эти исследования, а также на собственные исторические анализы, угверждает, что свойства медиатора, посредника в формировании экстатических состояний рок-музыка обнаруживает прежде всего через ритмическое остинато, обладающее значительной силой воздействия на психику человека и его поведение. Заключение диссертации представляет выводы исследования. Исторические сравнения и анализы дают возможность более точно определить место и роль рок-музыки в контексте культуры нашего века.

Исследования свидетельств об экстатических ритуалах у "современных предков" в неевропейских культурах, а также в дошедших до нас исторических свидетельствах о древнейших проявлениях магических обрядов убеждают в том, что музыка в магическом экстатическом обряде обладает чертами своеобразия и проявляет качества и свойства, либо не нашедшие, либо нашедшие частично проявление в музыкальном искусстве европейской цивилизации.

Со времени сформирования в VI веке н.э. григорианского хорала и образования таким образом основ профессиональной музыки Европы в ней медиативные качества музыки не проявлялись в такой степени и в таком виде, как, с одной стороны, в обряде, с другой - намного позже - в рок-культуре. Музыка, сплавленная с движением, танцем, ритуальным опьянением, заклинательным текстом, опирающаяся на ритмическую остинатность как на главный конструктивно-выразительный принцип, - профессиональной музыке Европы многие века не была знакома. В рок-культуре же 50-90-х годов XX века она выступает, конечно, не в той целевой обусловленности и не в тех формах, как в архаическом обряде, но использует и выявляет те же качества медиативности благодаря ритмическому остинато.

Несмотря на сходство отдельных черт и приемов рок-музыки с таковыми же из других областей музыкальной культуры /и, прежде всего, из фольклора и музыки художественной профессиональной традиции/, она обладает собственной моделью музыкально-психологической действенности в сложных условиях XX века. Она не является культурой, механически заимствующей отдельные свои качества у отдельных музыкальных культур, но лишь родственна им. Ее корни уходят в песнепляски магических ритуалов глубокого прошлого, так же, как и у музыкального искусства классической традиции, у фольклора. Однако по сравнению с ними рок-музыка в значительно большой степени связана и с современными неевропейскими культурами и более близка к контркультурным и постмодернистским мировоззренческим концепциям, в которых попытки нетрадиционного восприятия такого, казалось бы, традиционного искусства как музыка - не случайны. Эти попытки возникают в контексте культур и в способах мышления, появившихся в последние десятилетия. Одна из них - New Age, новый взгляд или "новая эпоха", "новое мышление", - весьма неоднородная и многосоставная, охватывающая религию, магию, астрологию, философию, музыку, литературу, живопись, скульптуру, нетрадиционную медицину и др., область современного миропонимания, включающая теперь уже в себе мотивы и результаты контр культуры. Ознаменованный появлением контркультуры и New Age, кризис традиционного мышления порождает и кризис устоявшихся к началу XX века представлений о музыке.

Рок-музыка по сущностным признакам своих проявлений оказывается ближе именно к новейшим, нетрадиционным концепциям. Как всякая достаточно цельная область современной музыкальной- культуры, рок-музыка требует и определенной культуры ее исполнения и восприятия. Для этого она должна быть осознана не как негативная по сравнению с другими областями музыкальной культуры и не как абсолютно позитивная, как ее оценивают фанаты. Ее преемственность от экстатических обрядов древности и современности указывает на глубокую укорененность психологических потребностей человека в экстатических разрядках.

Эволюция рассмотренных в диссертации рок-стилей подчинялась и до сих пор подчиняется как главному фактору своего развития, выделению и культивированию ритмического остинато. Меняются и совершенствуются электронные музыкальные инструменты, компьютеризируется записи и концертные выступления рок-групп. В связи с этим усиливаются роль и значение динамического и тембрового факторов рок-музыки, без которых она не смогла бы существовать и развиваться. Однако ритмическая остинатность продолжает оставаться главным, сущностным признаком языка рок-музыки. Медиатор-проводник, рок-музыка, осуществляющая таковую роль через целый ряд своих выразительных средств, но главным образом - через ритмическое остинато, уподобляется музыке древних магических экстатических обрядов. Характерное для ее слушателей эмоционально-приподнятое настроение, усиление двигательных реакций, часто -состояние гипнотической завороженности при полной телесно-пластической свободе роднят ее с традициями дионисийства, сохранившимися в европейской культуре на протяжении веков и с традициями культур неевропейских. И это особенно очевидно при рассмотрении узловых моментов в эволюции рок-музыки. В тех стилях, которые культивируют наиболее последовательно древнейший тип ритмической остинатности: классическом рок-н-ролле - хард-роке — метал-роке.

Таким образом, на примере возникновения и развития рок-музыки история музыкальной культуры еще раз убеждает в том, что какой бы облик не принимали мировоззренческое, религиозное и, соответственно этому, -культурное развитие, какие бы мощные духовные табу не налагались на экстатичность религиозных и культурных проявлений европейского человека, его древнейшее эмоционально-телесное "Я" находит место и возможность для самовыражения и торжества. Мощные духовно-нравственные запреты и заслоны, поставленные "коллективному зверю" или веками создаваемые приемы укрощения коллективного бессознательного с характерной склонностью к психофизическим экстазам оказываются перед ним бессильны.

Рок-музыка как культурный и исторический феномен является в таком случае формой современного существования и проявления древнейших качеств и свойств человеческой психики.

Основные положения и выводы диссертации изложены в следующих публикациях:
1.Проблемы и специфика курса истории музыкальной культуры. //Актуальные проблемы современной молодежной культуры. -М., НИИ высшего образования., 1990. - с. 8-12.
2.История эстрадного исполнительства. Учебная программа курса. - Иркутск., 1989. - 2 а.л.
3. Музыка времен. - Иркутск, - 1990. - 206 с.

Copyright ©И.А.Чижова, 1993-2008