Проект MUZA | Журналистика | Технологии текста

М.В. Сашенко
ПОДХОДЫ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ
К ПРЕОДОЛЕНИЮ КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ

Вестник КрасГУ. Гуманитарные науки, 2001, №1

Цивилизация Земли вступает в новую фазу своего развития, которую можно охарактеризовать как сознательную эволюцию. Переход на качественно иную ступень человеческого сознания стимулируется обостряющимися глобальными проблемами современности, изменением доминирующих типов общественного развития (цивилизационный слом), всё возрастающей диспропорцией роста производительных сил и духовного развития человека. Кризис природно-человеческого бытия вызывает к жизни, наряду с современными концепциями, "новые" для рационалистического мышления идеи и теории целостного постижения человекоцентристского бытия, где человек несёт ответственность за динамику социоприродной гармонии (А.И. Субетто), исходит из концепции единого универсума - мирового целого, энергоинформационного обмена в природе и в социуме. Поэтому средства массовой коммуникации, важной частью которых выступают средства массовой информации, играют в современном мире важную роль, существенно влияя на процессы развития общества.

В связи с тем, что сегодня мировому сообществу открывается новая научная картина мира, отражающая духовно-творческую доминанту предстоящей эволюции и требующая иных мировоззренческих парадигм и познавательных моделей, СМИ приобретают качественно новые задачи, направленные на становление духовно ориентированной цивилизации. Культурные институты прессы, издательств, кино, радио, телевидения способны возбуждать общественное мнение, формировать массовые программы убеждённого поведения широкой общественности, корректировать деятельность институтов и организаций, т.е. способствовать разрешению теоретических и практических проблем общества. Кроме того, институт СМИ имеет широкое влияние на формирование личности, на процесс социализации человека в обществе, приобщая его к культурным ценностям и нравственным нормам. Он способен изменять актуальные мнения, настроения и действия читателя, зрителя, слушателя, создавать для него модели актуальной действительности, "модели мира" для уточнения своего места, своей деятельности в этом мире. Журналистское творчество разворачивается в той жизненно важной сфере общественного бытия, где идеи овладевают массами и становятся материальной силой.

Однако при всей уникальности момента и грандиозности задач журналистика в нашем обществе сама превратилась в глобальную проблему современности. Сегодня в масс-медиа распространяются такие явления асоциальности, которые влияют на морфологию современной культуры в целом, насаждая образцы рыночной "шоковой" культуры и стандарты массового сознания, тем самым усугубляя кризис состояния современного индустриального общества.

Очевидно конструирование прессой второй, "виртуальной" информационной реальности на основе манипулирования общественным сознанием через отражение социальных процессов по субъективным основаниям, как правило, зависимым от политических и финансовых интересов владельцев СМИ ("мир имитаций"). Собственность на СМИ в значительной мере упрощает доступ к ним и даёт право решающего голоса в случае разногласий с творческим коллективом, т.е. в российских условиях - право осуществлять цензуру. Кроме того, чтобы манипулировать прессой, не обязательно ею владеть. Медиа-технолог, профессиональный манипулятор общественным мнением также способен найти форму работы с любым изданием, чтобы использовать его как инструмент "информационной драматургии" (И.И. Засурский). Подобная манипулятивная роль масс-медиа может расцениваться как нарушение человеческих прав и свобод. Кстати, на "благополучном" Западе в рамках науки о гуманитарных функциях СМИ - коммуникативистики - единственно подходящей реакцией на манипулятивную роль масс-медиа считают оппозиционность иронической дистанции со стороны коммуникативистов и "стратегию молчания и пассивности" со стороны аудитории (Д. Баубрильярд). Вопрос об эффективности такого подхода в России остаётся открытым.

Не менее очевидна и известная замкнутость прессы на интересах, ценностях, образе жизни и жизненном опыте квазиэлитарной журналистской корпорации, в значительной мере влияющей на содержание и качество информационных потоков. Сегодня в социологической науке ощущается острая нехватка эмпирических данных, изучающих механизмы формирования мировоззрения журналистов и его влияния на объективные и творчески-субъективные профессиональные аспекты. Правда, уже прилагаются определенные усилия теоретического и методологического характера, выделяющие пограничную междисциплинарную область - социожурналистику (С.Г. Корконосенко), в том числе рассматривающую журналистов как предмет социологического исследования.

На мультимедийном этапе электронно-коммуникационной революции с помощью масс-медиа происходит агрессивное экспортирование культурно-информационно-развлекательных американских товаров (особенно кино и телевидения) к нам и в другие страны, что приводит к развитию процесса культурного иностранного господства, а затем и культурной зависимости - "культурный империализм" (Р. Уильяме). В России эта зависимость усугубляется ещё и собственной национально-ценностной и нравственно-духовной общественной проблематикой. Реализация информтоварной массы в глобальных параметрах приводит к глубоким изменениям в морфологиях национальных культур. Распространение в невиданных ранее объёмах массовой информации, ориентированной не на духовные ценности, а на зрелищно-развлекательный, стереотипно-стандартный досуг, стиль которого навязывается покупателям по всему свету вопреки традициям национальных культур и их исторической специфики, у многих культурологов вызывает сильное беспокойство за дальнейшие судьбы традиционных устоев культурной стабильности мира (Г. Шиллер, Э. Милнер).

В этих условиях наиболее важной становится проблема оценки человеческим обществом качества целей и средств массовой коммуникации, их результативности в контексте формирования национального социокультурного пространства в сообществе с мировым. В связи с этим возникает необходимость фундаментальных изменений в подходе к изучению СМИ, а также связанная с этим проблема подготовки кадров журналистов в системе высшего образования.

Сегодня в преподавании основ профессиональной творческой деятельности журналистов образовался крен в сторону лишь общего представления о профессии (этика, право, менеджмент) и технологических приёмов создания журналистских произведений - прежде всего жанровой характеристики текстов, востребованных актуальной социальной практикой. При этом оказывается второстепенным такой важный аспект образования, тесно связанный с воспитанием в целом, как формирование собственного мировоззрения молодого журналиста, его системы ценностей, образа мира, особенностей творческой самореализации. Очевидно, что актуализация последнего может оказаться одним из существенных факторов в преодолении кризиса современной журналистики.

Многие из существующих проблем порождены самими журналистами, и решать их - первая задача любого профессионала в области СМИ. Важно при этом учитывать все уровни поиска выхода из тупика - законодательно-правовой, профессионально-образовательный и нравственно-этический. Многие исследователи современных проблем журналистики и общества близлежащими задачами видят внесение в Госдуму законодательных поправок к "самому демократичному в мире Закону о СМИ" для урегулирования отношений между владельцами и СМИ в пользу защиты права человека на получение достоверной информации. Необходимо чётко разграничить журналистику от политики, политическую журналистику - от политических медиа-технологий, новости - от их интерпретации, заказные материалы - от "свободного" слова. Параллельно с этим надо обучать, и не только студентов-журналистов, грамотному восприятию любого журналистского сообщения, учить анализировать его, узнавать истинные мотивы и цели коммуникаторов, не только распознавать технологии манипулирования, но и грамотно противостоять им.

Одним из нетрадиционных, но возможно наиболее эффективных подходов в преодолении кризиса как журналистики, так и всей урбанизированной техногенной цивилизации, в фарватере активно формирующегося нового генезиса неклассической науки, может стать представление о массовой коммуникации как "планетной силе" (В.И. Вернадский). Это понятие лежит в основе новой российской науки ноокоммуникологии (от "ноосфера" и "коммуникология"). Французский учёный Леруа, слушавший лекции Вернадского в Париже и предложивший русскому учёному воспользоваться термином ноосфера, обозначал им будущее состояние биосферы, разумно преобразованное научной мыслью человека для удовлетворения всех его материальных и духовных потребностей. Ноокоммуникология как наука о средствах массовой коммуникации (СМК) направлена на формирование и развитие ноосферы, она изучает особенности СМК как нравственных скреп общества и представляет "соборную журналистику", не только не противопоставленную православной церкви как "храм сатаны", но и объединённую с нею для решения задач духовного возрождения нашего общества. В ноокоммуникологии массовая информация рассматривается как содержание ноокоммуникации, направленное на соборность, создание общностей, живых разумных систем, соответствующих социально-природным законам, очищению и здоровому развитию ноосферы (Ю.П. Буданцев).

Так, процесс подготовки кадров в ноокоммуникологии представляется как единство, целостность, "воспитание - образование - просвещение", где насущной задачей становится преодоление традиционнозападной системы образования, направленной на формирование агрессивного личностного класса (Н.П. Минаев). В ноокоммуникологии подготовка кадров есть, прежде всего, воспитание духовное, основанное на идеях антропокосмизма, где личность рассматривается как субъект творческой деятельности во всей полноте её био- и социальных связей: "общество - биосфера - ноосфера - Вселенная", а результат творческой деятельности - объективация личностных установок как выражение человековселенскости, антропокосмистского гуманизма (Н.Г. Холодный). При таком понимании яснее становятся пути решения проблем не только самой науки, но и задач профессиональной подготовки коммуникаторов - специалистов СМИ, прежде всего задач, связанных с общим нравственным критерием СМК, нравственной основой и социокультурным значением массовой информации, её совестизацией. Именно с таких систем СМК должно начаться обновление человечества.

Ноокоммуникология рассматривает общечеловеческие ценности как действительное проявление наиболее корневых, глубинных ценностей в национально-традиционных культурах, что отражает общинную жизнедеятельность и отношение к земле как к живому могущественному организму. Именно приоритет национальных ценностей при подготовке коммуникаторов и следует противопоставить культурному иностранному господству марки "сделано в Америке".

Важно отметить, что Ноокоммуникология вообще служит проявлением антикатастрофного сознания, направленного на предотвращение всех возможных системных катастроф, в том числе на предотвращение "инфаркта ноосферы" (Ю.П. Буданцев), ведь современные СМИ способны не только сами выбрасывать в ноосферу потоки загрязняющей информации, но и многократно тиражировать эту грязь, ретранслируя её через сознание аудитории.

Весьма актуально требование ноокоммуникологии в переходе СМИ от манипулятивного воздействия на аудиторию к диалоговой коммуникации с ней. Ноокоммуникаторы рассматривают СМК и аудиторию как равноправные подсистемы, поэтому постепенное преобразование СМИ в СМК позволит в перспективе средствам массовой информации стать системой с эффективной обратной связью, т.е. превратиться в один из значимых институтов социального управления. Это актуально еще и потому, что в условиях современного тотального манипулирования сознанием аудитории СМИ утратили способность адекватно восприниматься ею. Результаты исследования, проведенные недавно исследовательским комитетом Российского общества социологов "Социальная коммуникация, социальное участие и интерактивные масс-медиа", показали, что большие группы людей не понимают целей и мотивов журналистов, не понимают того, о чем им сообщается через СМИ. Они не имеют привычки рационально воспринимать сообщения, не стремятся к этому и даже интуитивно пытаются этому противостоять (Т.З. Адамьянц). Это свидетельствует о том, что сегодня мы живём в обществе, где СМИ не ориентируются на диалог ("речь без ответа"), а это ставит проблему острой необходимости перехода средств массовой информации от прямого воздействия на аудиторию к диалоговой коммуникации, ориентированной на взаимодействие и основанной на стремлении к обратной связи (чем, собственно, коммуникация и отличается от информационного потока). Ноокоммуникология решает эту проблему. Причем, раскрывая механизм такой коммуникации, следует подчеркнуть, что его элементами должны выступать не единицы языка, не единицы речи, не лингвистические единицы, а коммуникативные единицы (Т.М. Дридзе). Журналисты должны работать со смысловыми интенциями, идеями, содержание и качество которых во многом будет определено их уровнем образования, воспитания и просвещения в высшей школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев Д. Л. Роза Мира. М.: Мир Урании, 2000.
  2. БуданцевЮ.П. Очерки ноокоммуникологии. (Массовая коммуникация в ноосфере). М.:МНЭПУ, 1995.
  3. Григорьев С.И., Субетто А.И. Основы неклассической социологии. (Новые тенденции развития культуры социологического мышления на рубеже ХХ-ХХ1 веков). Барнаул: Изд-во АРНЦ СО РАО, 2000.
  4. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. М.: Изд-во МГУ, 1999.
  5. Землянова Л.М. Информационный монополизм и морфология культуры (концепции зарубежных исследователей) //Вестн.МГУ. Сер. Журналистика. 1996. № 3. С. 36-44.
  6. История мировой культуры: Материалы "круглого стола": /Российское общество социологов, Центр социального управления, коммуникации и социально-проектных технологий Института социологии РАН и Научный совет РАН. 23.11.1999г.
  7. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: Изд-во МГУ, 1999. (XXI век: информация и общество).
  8. Социальная практика и журналистский текст / Под ред. Я.Н. Засурского, Е.И. Пронина. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  9. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.



© А.Крамер,2008