| Журналистика | Креативное письмо

А.Крамер
Ситуация

Журналист может оказаться на любой из трех позиций. Чаще на позиции "пересказывающего". Так же и человек в роли Эксперта. Свидетель не может быть Участником и наоборот; оба не могут быть Пересказывающими.

Жанровый формат: кому рассказываем, где рассказываем и когда. Формат формы: как мы это рассказываем.

Точки зрения на событие Участника, Свидетеля, Пересказывающего - не совпадают. Точка зрения Читателя устанавливается (формируется) "форматом издания" - форматом ожиданий: т.е. целью: какое действие по прочтению ожидается от читателя?

NotaBene: "думать" - это не действие! "говорить" - действие.

В рисунке присутствует "линия драматургии" (или "сценарная прямая"), на ней выделены Завязка, две Переломные точки, Катастрофа, Кульминация, Развязка. Точки зрения на событие накладываются на "сценарную прямую".

Понятное дело, что Журналист должен собрать все три точки зрения (как говорят на ZDF, "выполнить формат события").

Ближайшие к Читательской точки зрения - обязательны. Так, на верхней части рисунка точка зрения Свидетеля игнорируется. Или ей уделяется самый минимум внимания.

Магическая формула: УПС. (В смысле, Участник, Пересказчик, Свидетель).

Верхняя строка рисунка: журналист берет ситуацию AS IS, представляя все три точки зрения, - пусть читатель сам сделает свою читательскую работу.

Во всех прочих возникает ситуация AS IF - "как если бы…". Журналист дает слово кому-то из троицы УПС, предлагая читателю занять одну из позиций. Вторая строка: дает слово Участнику и Свидетелю, предоставляя Читателю возможность занять позицию Пересказчика. Фактически: возбуждая желание пересказать прямо сейчас прочитанное. Третья строка: читателю предлагается прочувствовать Участника, "залезть в его туфли".

И так далее.

Описывается каждая из конструкций так: слева - точки зрения, далее двойной слэш - справа точка зрения AS IF для читателя. Например УПС//0 (верхняя строка), С // ПУ (нижняя строка, читателю предлагается или позиция Участника или Перезказчика).


А.Крамер, 2012