I. Определения 1. Ситуация - способ организации поведения людей в повседневности. В ситуации принимают участие: (а) два и более человека, которые совершают какие-то взаимодействия, и (b) находятся в непосредственном физическом присутствии друг друга, и (с) имеют возможности взаимного наблюдения, а также (d) место (территория), на которой ситуация случается. Ситуация - это стабильная (т.е. повторяющаяся, более-менее единообразно воспроизводимая) конфигурация действий, тех людей, кто совершает действия и тех правил, в силу которых осуществляются действия и понимаются их причины и следствия. 2. Стереотип - способ организации повседневного мышления, отличающийся: (а) автоматизмом суждений и оценок, которые (b) представляют собой обобщения, исходящие из (с) подразумеваемого. "Подразумеваемое" - разновидность суждений и оценок, которые (a) считаются заведомо истинными и (b) имеют скрытый характер - явным образом обычно не проговариваются. Примечание для самоконтроля: маркером того, что мы имеем дело с каким-то стереотипом, служат слова "должен" / "должно", "очевидно", а также обобщения: все, всегда, никогда, никто и т.п. Стереотипные мыслительные процедуры порождают стереотипные действия и взаимодействия. Еще одно примечание для самоконтроля: если стереотип иррационален, значит, он оценивается с точки зрения другого стереотипа. 3. Факт - это объект, непосредственно вовлеченный (используемый) в ситуации, либо присутствующий в стереотипе. Объект - это событие (действие, поступок, жест), вещь (предмет), человек или иное живое существо, мысль, впечатление, чувство и т.д. Факты бывают чаще всего двух типов: (а) Объективными - то есть наличие объекта доказывается любыми независимыми от ситуации способами; (b) Субъективными - наличие объекта недоказуемо, но очевидно для участников ситуации (либо для людей, поддерживающих тот же стереотип). 4. Ситуация, факт, стереотип составляют замкнутый круг, или системное единство повседневности. Примечание: положительная сторона этого единства - экономия сил и средств для оценки ситуации или взаимодействий. Гораздо проще легче думать и делать "как принято" или "как должно". Отрицательная сторона - возникающее при этом "социальное принуждение" делать только так как принято или так как должно, и никак не иначе. Креативность (в одном из определений) - это способность разорвать системное единство повседневности. С целью увидеть что-то новое, мыслить по-новому, сделать что-либо по-другому. Примечание: у компании Apple в свое время был лозунг: "Think different" - "думай иначе". II. Разрыв замкнутого круга. С точки зрения системного подхода, систему можно трансформировать или разрушить двумя способами: (а) изменяя или разрушая элементы системы и /или (b) изменяя или разрушая связи между элементами. 1. Изменение элементов системы
Несколько комментариев к рисунку. 1. Точки зрения, имеющие отношение непосредственно к ситуации - Участник и Свидетель. Тот, кто Пересказывает, имеет отношение к Участнику и /или Свидетелю, но не к ситуации. 2. Еще две важных точки зрения - Эксперта (независимая оценка фактов) и Авторитетного человека (независимая оценка стереотипа). Вопрос, те же это факты, что у участников ситуации, или другие; те же стереотипы или другие (Авторитет может пользоваться альтернативным стереотипом). 3. Есть множество других точек зрения. И фактов, не замеченных или оставленных без внимания участниками ситуации. 2. Изменение системных связей
Комментарии к рисунку: 1. Когда круг замкнут, норма ("как принято") совпадает с идеалом ("как должно быть"). Когда круг разомкнут, "как принято" не совпадает с тем, "как должно быть". 2. Мультипликация означает, что "должно быть" иначе (другие варианты), либо "так принято" также может быть по-другому. И, соответственно, факты представляются - вне зависимости от того, как должно быть, или от того, какие факты принято представлять. 3. Контроль изменений
Если круг разомкнут, тогда: Один и тот же факт теперь может иметь отношение к множеству ситуаций (а не к одной или нескольким строго определенным). Одна и та же ситуация может теперь рассматриваться как порожденная несколькими стереотипами, или вообще не имеющая отношения к стереотипам (что маловероятно, но все же). Стереотип теперь может рассматриваться, исходя из множества (а не одной или нескольких строго определенных) точек зрения и ракурсов. Некоторые источники (они же - для внимательного прочтения)
Бурдье П. Практический смысл. СПб., 2001
А.Крамер, 2012 |