MUZA \ текст \ исследования
А.Крамер
Вальс для М.И.Цветаевой

1.

15-го февраля 1914 года в записной книжке Марины Цветаевой: «Аля говорит еще: «кацо» — кольцо «хось» — хвост у кота, «кайцо» «уси» — усы, «басе» — браслет «Куси» — Кусака».
Этим же днем помечена поэма «Чародей».

...Рояль умолкнул. Дребезжащий
Откуда-то — на смену — звук.
Играет музыкальный ящик,
Старинный друг,

Весь век до хрипоты, до стона,
Игравший трио этих пьес:
Марш кукол — Auf der Blauen Donau[1]
И экосез.

В мир голосов и гобеленов
Открылась тайная тропа:
О, рай златоволосых венок!
О, вальс в три па!

Под вальс невинный, вальс старинный
Танцуют наши три весны, —
Холодным зеркалом гостиной —
Отражены...

* * *

Вальс. В этом танце смешались баварский nachtanz, провансальская volta, испано-итальянская galliarda... В Англии начала 19-го века его именовали «немецким» танцем, причем Байрон в 1813 язвил про танцоров: «два жука, насаженные на одно шило». На венских балах вальс разрешалось танцевать не более 10 минут: объятия кавалера и дамы в танце считались «не вполне подобающими».

Однако уже в 1815 году, когда в Вене проходил конгресс победителей, вальс танцевали на каждом балу. А уж после того, как принцесса Виктория пригласила оркестр Иоганна Штрауса (отца) на день своей коронации (28 июня 1838 года), вальс окончательно обосновался на дворцовых балах.

И уже не столько бальный, и не только танец: блестящие фортепианные вальсы Ф.Шопена. Вспомним «Вальс-фантазию» М.И.Глинки...

И экоссез — простонародный шотландский танец, который и Бетховен, и Шуберт, к примеру, сочиняли (чуть было не сказал «связками») по шесть-семь штук на цикл. Между прочим, - бальный танец, который даже звучит в одной из финальных сцен «Евгения Онегина».

Впрочем, речь немножко не об этом.

2.

Речь - о европейской революции 1848-49 годов и об одной тенденции, что за ней последовала. Помимо того, что эта революция, по сути, запустила европейские национально-освободительные движения, она, как бы это помягче сказать... избавила людей от кое-каких иллюзий романтизма. Жестче после нее стали люди. Практичнее. Критичнее. Реалистичнее. Это с одной стороны. С другой — именно в это время в культуре начинают срабатывать идеи демократизма.

Появляются дотоле невиданные жанры — например, городской бытовой романс, впитавший в себя и народную песню, и оперную арию, и цыганщину, и бытовые танцы...

Между прочим, «крестьянский император» Наполеон 3-й в 1852 году специально запретил петь шансон в общественных местах. И вместе с тем именно в Париже 50-х годов случился бум «кафе-шантанов» (кафе с эстрадными программами) - на Елисейских полях, Больших бульварах, бульварах Вольтера и Бомарше.

В начале июля 1855 года композитор Жак Оффенбах открыл свой маленький театр на Елисейских полях — «Буфф-Паризьен». Этот день считаеется как бы «официальным днем рождения» жанра оперетты. В 1858 году Жорж Бизе, которому до скандальной премьеры «Кармен» оставалось еще 15 лет, сочиняет и ставит в театрике Оффенбаха оперетту «Доктор Миракль». По странному стечению обстоятельств в тот же год на Страсбургском бульваре Парижа открывается крупнейший кафе-шантан Европы «Эльдорадо».

Что происходит? А все просто: рождается «эстрада», или, как ее назовут позже, поп-музыка. Музыка, главным критерием которой становится экономически обоснованная демократическая популярность в разных социальных слоях.

Помимо концертов Филармонического общества (прибравшего в 1840 году к рукам зал Дворянского собрания) в Петербурге, к примеру, в 50-е годы 19 века каждый месяц проходило как минимум два концерта, дававшихся музыкантами-любителями, весьма интересных как по жанровому, так и по классовому составу. Вот, в мае 1856 года в зале Университета случился «сборный концерт» некоего виолончелиста-любителя, в котором, помимо иных приглашенных, граф М.А.Кушелев-Безбородко приятно удивил собравшихся игрой на цитре...

Постепенно складывается арт-бизнес. В течении всего пяти лет, с 1842 по 1847, Россию (и прежде всего Петербург) посетили с гастролями виднейшие европейские композиторы: Ф.Лист, Р.Шуман и Г.Берлиоз. Овации музыкантам и апофеоз устроителям. В 1852 году сданы в эксплуатацию здания Нового Эрмитажа. В 1856 году открывается Третьяковская галерея. В 1858 по России с триумфом разъезжает А.Дюма-отец.

К 60-м годам, когда в широком обиходе появилось словечко «интеллигенция», в достаточно широких кругах (уже не только интеллектуалов) домашнее музицирование становится «хорошим тоном». Развивается сеть нотных издательств и магазинов. Так, с 1840 года и до февральской революции 1917 года на углу Невского и Большой Конюшенной просуществовал нотный магазин М.И.Бернара. Этот же г-н Бернар с 1854-го года издавал пользовавшийся большой популярностью общедоступный нотный журнал «Нувеллист». В этом журнале предлагались для разучивания народные мелодии, несложные пьесы академической музыки, разнообразные романсы и песни. Сложился к 70-м годам и круг «эстрадных композиторов» и композиторов-самоучек...

Собюственно говоря, к первому десятилетию 20 века вальс стал в каком-то смысле обязательным для домашнего музицирования, наряду с романсами, а экоссез — опять же обязательным — как «детский педагогический репертуар».

Но вернемся в середину 19 века. Или даже чуть раньше.

3.

22 мая 1838, при полном невнимании со стороны прессы, была торжественно открыта для пассажирского движения железнодорожная линия Петербург — Царское Село — Павловск. Для почтенной публики, которой уже поднадоели «фешёнэбельные» (как их тогда называли) фланирования по Невскому или Летнему саду, предлагались гуляния загородные, да еще с музыкальной (концертной программой) в павловском «Воксале». Причем программой бесплатной, деньги брали разве что в случаях благотворительных или в пользу бенефицианта.

С этим «воксалом» та еще история. Сначала была станция, а при станции — гостиница. Потом для развлечения отдыхающих организовали библиотеку и небольшой концертный открытый павильон, по английскому образцу, был у них с 1728 года под Лондоном такой сад развлекательный - «Воксхолл», отсюда и «воксал». В этом Воксхолле вдоль аллей тянулись павильоны, разделенные на отдельные кабинеты или ложи, там стояли столы; люди ужинали и одновременно могли обозревать гуляющую по аллеям публику; тут же играли небольшие оркестры, выступали певцы. Хороший пример для Европы, «воксалы» стали возникать тут и там, особенно на них обратили внимание деятели зарождающейся «индустрии развлечений» вот аккурат в 30-40 годы 19 века.

И у Пушкина находим:

«Я живал да попевал,
Как в театре и на балах,
На гуляньях иль в воксалах
Легким зефиром летал...» («К Наталье»).

Ну так вот, парк в Павловске изрядно расширили после серии пожаров 1840-41 годов, а заодно и концертный «зал» - между прочим, почти до 3 тысяч мест. Поработать в оркестре «воксала» считалось недурной летней «халтуркой» для оркестрантов Филармонического общества и талантливых любителей. Платили воистину по-царски: владельцем Павловска в то время был Великий князь Константин Николаевич, мало что царский сын, так еще и талантливый виолончелист.

Именно с Павловским Воксалом связана история, без которой не было бы, пожалуй, тех цветаевских строк.

1856 год. Дирекция Царско-Сельской железной дороги пригласила Иоганна Штрауса-младшего дирижировать оркестром Павловского Воксала. 10 летних сезонов, по 6 концертов в неделю.

В тот же год: родился Фрейд, уехал из России Глинка и умер Чаадаев.

* * *

Очень-очень краткая справка.
Иоганн Штраус (младший), 1825-1899. Австрийский композитор и дирижер.
Старший сын композитора Иоганна Штрауса. Тайно от него обучался игре на скрипке, композиции, и уже в 19 лет с собственным оркестриком начал выступать в венских ресторанах. Был замечен и отмечен. Названный впоследствии «королем вальса», Штраус первым представил миру танцевальную музыку как особое искусство. Еще более чем вальсами, известен своими опереттами («Летучая мышь», «Цыганский барон» и др).

* * *

Итак, июнь 1856 года, открытие сезона концертов в Павловском Воксале. Публика очарована темпераментом Штрауса, однако критик «Отечественных записок» брюзжит: «Восторгом, произведенным в некоторых дилетантах, Штраус обязан гораздо более своей фамилии, нежели достоинству своего оркестра». Спустя месяц, в новой рецензии: «Оркестр Штрауса стал играть с гораздо большей стройностью с тех пор как дирижер его стал танцевать меньше прежнего»...

Штрауса приглашают ко двору играть на балах его величества, его хвалят и одаривают высочайшие особы. В «Нувеллисте» оперативно публикуют новые вальсы и марши популярного маэстро.
С 1862 года (кстати, год открытия Санкт-Петербургской консерватории!) Штраус устраивает в Воксале Глинкинские вечера. Именно Штраус впервые исполнил фрагменты опер Серова («Юдифь») и Чайковского («Воевода»).
Именно во время этих сезонов стряслась с Штраусом любовь к Ольге Смирницкой, одной из первых русских женщин-композиторов. Сто писем Иоганна к Ольге впоследствии легли в основу фильма «Прощание с Петербургом» (1971), с Гиртом Яковлевcом и Игорем Дмитриевым.

4.

Кстати, о кино, запись вальса «На прекрасном голубом Дунае» была использована С.Кубриком в звуковой дорожке к фильму «2001: Космическая одиссея», причем Кубрик специально перемонтировал кадры, чтобы «попасть» в музыку.

* * *

В 1863 году случились: «Салон отверженных» в Париже и протест 14 выпускников Академии в России (которые впоследствии основали «Товарищество передвижных художественных выставок») и концертное турне Рихарда Вагнера.

В 1872 Штраус на фестивале в Бостоне повторяет рекорд Берлиоза и дирижирует оркестром из 1000 человек. Спустя два года публике представлена «Impression, soleil levant» Моне на выставке в мастерской Надара.
В 1881 откроется «Черный кот» - первое кабаре в Париже; в 86-м Штраус снова в России, с кратким турне... В 1888 появится первая грампластинка, в 1889 достроят Эйфелеву башню.

В 1895 появится кино, и культура кафе-шантанов пойдет на спад.

А в 1905 году Эйнштейн сформулирует «теорию относительности».

5.

«Слуху моему мать радовалась и невольно за него хвалила, тут же, после каждого сорвавшегося "молодец!", холодно прибавляла: "Впрочем, ты ни при чем. Слух — от Бога". Так это у меня навсегда и осталось, что я — ни при чем, что слух — от Бога. Это меня охранило и от самомнения, и от само-сомнения, со всякого, в искусстве, самолюбия, — раз слух от Бога. "Твое — только старание, потому что каждый Божий дар можно загубить", — говорила мать поверх моей четырехлетней головы, явно не понимающей и уже из-за этого запоминающей так, что потом уже ничем не выбьешь. И если я этого своего слуха не загубила, не только сама не загубила, но и жизни не дала загубить и забить (а как старалась!), этим опять-таки обязана матери. Если бы матери почаще говорили своим детям непонятные вещи, эти дети, выросши, не только бы больше понимали, но и тверже поступали». (М.Цветаева. Мать и музыка).

* * *

...Весь век до хрипоты, до стона,
Игравший трио этих пьес:
Марш кукол — Auf der Blauen Donau —
И экосез...

P.S.

А что до «марша кукол», так это или «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И.Чайковского, или «Марш солдатиков» из «Альбом для юношества» Р.Шумана.
На выбор.


[1] "На (прекрасном) голубом дунае", И.Штраус, 1867

Copyright © А.Крамер, 2008