MUZA \ текст \ исследования
А.Крамер
Sib-Altera: хронология

Фестиваль "Сибальтера" случился в декабре 2000 года как проект "негосударственных и независимых", для взаимного продвижения, информирования и обучения (им трудно, системы нет и т.д). Проект заявлялся как сугубо сибирский-уральский-дальневосточный, и в 2002-м Сибальтера проехала аж по трем городам (Новосибирск, Омск, Красноярск). Спектакли, открытые мастер-классы, обсуждения, семинары, конкурс новосибирских драматургов (пьесы-победители ставили новосибирские режиссеры) и семинар для драматургов под водительством М.Угарова. Благодать. Однако в благодати сей затаился червячок: уже тогда было непонятно, чем кроме негосударственности, хорош представляемый театр и, не имея внятного ответа, Сибальтера заинтересовалась "смежными видами искусств".

В 2003 году программу фестиваля (совместными усилиями оргкомитета и группы независимых продюсеров) разделили на две части - "сибирскую" и "привозную". Собственно говоря, привоз легендарного "Дерева" сыграл с "Сибальтерой" сразу две нехорошие шутки: во-первых, началась "погоня за статусом" и, во-вторых, началось увлечение "пластическим театром". Шутка первая в путанице "это хорошо потому что статусно" (статус хорош, когда понятно, за счет чего), шутка вторая в том, что редкий "пластический театр" способен внятно объяснить, что же он такое творит. Кроме того, именно в 2003-м начался разлом по линии "Сибальтера и драматурги" - ни в 2003, ни в 2004 фестиваль не смог предложить пишущим пьесы ничего, кроме читок в узком кругу.

По финансам фестиваль-2003 оказался провальным, фонд Сороса, подпитывавший до того, приказал долго жить - и из всех прочих возможных путей "Сибальтера" выбрала "продюсерский". В условиях нефинансирования появилась "необходимость в публике". То есть копить деньги на следующий фестиваль, зарабатывая на привозных спектаклях, попутно создав свой собственный театральный проект. Для старта "привозников" были выбраны "Балет толстых" (6 марта) и "Провинциальные танцы" (3 апреля). Свой собственный проект - театр "Юла" с детским спектаклем "Гори-гори ясно" стартовал 24 апреля. Что касается "привозных", то с самого начала были заявлены два как бы "формата" - балет "толстых" при всех прочих - это цирк на сцене, в "Провинциалах" прежде всего подавалось их "массированное лауреатство".

И тут случилось самое страшное, что могло случиться: по итогам фестиваля-2003 Сибальтера получила грант от Президентского совета по культуре на проведение фестиваля-2004. Нет бы, так спокойно развивался себе фестиваль, а тут потребовалось срочно подтвердить статус. Объявили о конкурсе драматургов. Привезли П.Руднева. Объявили о конкурсе "Новые имена". Выписали из Швейцарии Маркуса Цоннера. Выписали из Еревана "Психоз 4.48". Нашли в Алматы "АРТиШОК". С остальными приглашенными Сибальтера познакомилась или существенно до того (театр ЧелоВЕК" был еще на фестивале 2002, "Вампитер" - на 2003), или на "привозном" проекте (те же "Провинциалы"). Официально тема фестиваля звучала как "освоение нетрадиционных театральных пространств", неофициально же - как подтверждение выбора "цирк на сцене" - "Город на ушах".

Программа-2004 подкупает количеством перформансов, по большей части бессмысленных и беспощадных. Цоннера с его прочтением "Гамлета" народ воспринял в духе КВНа. А все остальное оказалось более чем традиционно: пластический театр (наелись на привозных еще до фестиваля - и "Кинетический театр", и "Каннон данс", и даже брейкеров "Топ 9")... Был "Психоз" - но концептуально он уже ничего не смог изменить. А конкурс драматургов тихо и незаметно умер.

Кстати, о кончинах. В конце 2004 тихо скончался театр "Юла", возивший по школам один-единственный спектакль, да так и не поставивший второй. Так же тихо и незаметно скончалась заявленная еще в 2002 идеология "негосударственность и эксперимент".

Да, Сибальтера в 2005 делала кассу на спектаклях Гришковца и театре "ЧелоВЕК" (трижды в 2005). Еще делались попытки - как с привозом театра Ольги Пона - объявить пластический театр "искусством интеллектуальным". Но... Фактически идеологию Сибальтеры конца 2005 можно выразить в трех словах: "цирк - скандал - деньги". В начале 2006-го "Сибальтера межфестивальная" наконец объявила себя продюсерским центром. Привозили "Унисон", "Черноенебобелое" и "Комик-трест" (в рамках "цирка"); привозили - и дважды делали кассу на "Монологах вагины". Скандал делает кассу - это организаторы просекли. Но... но... но.

Решившись таки на фестиваль-2006, Сибальтера сформулировала: "Миссия фестиваля - содействие новому театральному искусству в его продвижении по миру, в том числе - в географически удаленных областях России, где культурные запросы населения высоки, а возможностей увидеть подлинно новое искусство - меньше, чем у жителей европейских стран и центра России"... То, что Сибальтера продвигает только в Новосибирск (географически удаленную область России и мира), то что Сибальтера фактически никого не продвинула из Новосибирска (разве что только "ЧелоВЕК" - из Омска в Питер и В.Стефаниева...да и то вопрос)... То, что Сибальтера не в состоянии внятно сформулировать, что, кроме "обратившие на себя внимание зрителей и критики новизной и нестандартностью театрального языка" есть критерий выбора спектакля. То, что у Сибальтеры - нефестивальной - сложился совсем другой имидж. Наверное, эти "но", не стоит принимать всерьез, а? Фестиваль-2006 прошел, прошел тихо и стандартно: пластический театр (все тоже "Черноенебобелое" да бессмысленный Luvos), попытка скандала ("Эгомания" и Лео Басси) да попытка интеллектуального театра (Носковы со спектаклем по Лему, А.Девотченко с 16-летним спектаклем по Саше Черному, С.Михайлова с "Концертом по заявкам"). Возникло ощущение исчерпанности темы: пластики вызывали недоумение, скандалов не получилось, интеллектуалы... не обратили на себя внимания критики. Да и критиков-то не было. Да и зачем тут критика?

Copyright © А.Крамер, 2006