1. Предварительные соображения 2. Вариант А: устранение лидера 3. Вариант Б: устранение партнеров или потребителей
Много вокруг разного рода "культпросветных" проектов. Фестивали-конкурсы-концерты-институты-ассоциации-общественные движения и иже и иже. Все они в той или иной мере способствуют выдвижению "новых имен" всякого рода. Но в какой-то момент наступает кризис: становится непонятно, куда идти и что дальше. Иногда звонят и спрашивают.
Поразительно, что ответы четко сводятся к двум вариантам. Достаточно: Ниже рассмотрим сценарии, возможные в вариантах А и Б и их последствия. Проведем, так сказать, "диверсионный анализ" (иногда говорят: если знаешь, как разрушить, можешь заранее принять меры, чтобы не рухнуло). Несколько моментов надо оговорить заранее. Прежде всего следует заметить, что, каков бы ни был "культуртрегерский" проект, ключевыми вопросами его существования будут контроль над источниками творческими и контроль над источниками материальных ресурсов (как в виде финансов, так и в виде "натурального продукта"). Этими двумя темами может заниматься один человек. Или же каждым из вопросов может заниматься отдельный человек. Этим обычно и обуславливается изначальная ситуация зарождения проекта. Проекты могут затеваться как одним человеком, так и группой товарищей (частное дело и акционерное). В первом случае обе ключевые темы контролирует один человек, во втором - двое. Лидеры, обладающие прежде всего правом вето (или исключительными полномочиями) по ключевым вопросам существования мероприятия. В процессе развития лидеры "обрастают" соратниками, дело расширяется, возникают сначала инфраструктуры в центре, потом складывается институт представителей (региональных лидеров). Когда в проекте один человек контролирует одновременно оба источника - это проект авторский. Два лидера - это уже проект общественный.
Примечание 1. Следует заметить, что контроль над источниками ресурсов и над самими ресурсами внутри проекта - вещи весьма и весьма разные. Так, главный бухгалтер имеет существенную власть над материальными и денежными потоками внутри проекта, но откуда приходят деньги, все-таки определяет не он (т.е. его голос - совещательный, но не решающий). А креативный (творческий) директор имеет власть распоряжаться творческими ресурсами, но решающего голоса по определению политики привлечения творческих лиц и идей в проект у него нет. Таким правом обладают только учредители проекта.
Второе. Выбор источников (определение их сути, причин и мотивов их выбора) и способы осуществления полномочий (т.е. политика) составляют содержание теоретически формулируемой части картины мира, видимой из проекта - то есть, составляют его идеологию. В сущности, идеология исходит из целей, преследуемых учредителем (учредителями), и таких целей - две: получить прибыль и оказать влияние. Здесь нет "или", преследуются обычно обе цели, просто одной из них обычно уделяется больше внимания; в силу этого проект считают коммерческим или некоммерческим (в некоммерческом проекте прибыль не является основной целью и не распределяется как дивиденды между учредителями).
Примечание 2 Любой проект претендует на монополию. И если монополия коммерческая означает захват рынка, то монополия некоммерческая означает приобретение такого влияния, чтобы оно стало определяющим для формирования мировоззрения молодого поколения. Это принципиально, чтобы возник феномен самоподдержания проекта за счет добровольного притока в него "свежей крови".
Третий момент: У любого проекта есть как минимум три основных стратегии развития: И, наконец, четвертое. Лидер самоустраняется из проекта, когда исчерпываются мотивы и причины, побудившие его затеять проект, независимо от его "успешности". Как правило, многое зависит от того, является ли проект основным видом деятельности; лидер может затеять проект, имея доход в другом месте, а может создать проект (в том числе некоммерческий), как основной источник интереса и пропитания. Также, лидер самоустраняется, если в процессе осуществления проекта не возникает новых мотивов и причин продолжать работу; проект, проще говоря, исчерпывает себя. Или проект оказывается неэффективным (неуправляемым), или лидер получает предложение в другой проект, или сам затевает новый проект и т.д. Устранение лидера в результате переворота случается, когда противоречия между лидерами или между лидером и его окружением по поводу целей, идеологии и выбора стратегии развития носят патовый характер (любое действие в режиме status quo лишь ухудшает дело). Потеря управляемости проектом при высокой ценности ресурсов приводит к необходимости "разрубить узел". В ряде случаев подобные "разрубания" могут привести и к криминальному варианту насильственного устранения лидера из жизни.
Примечание 3. Нельзя также недооценивать роль внешних обстоятельств. Лидер может устраниться из проекта, например, в результате перевода на новую основную работу в другой город, лидер может временно самоустраниться, например, в результате болезни, семейных проблем, травмы, аварии и прочего форс-мажора. Также в ряде случаев нельзя исключать конфликты лидера с правоохранительными органами: лидер устраняется из проекта в результате ареста или задержания.
Итак, вариант А: устранение лидера.
А-1. Устранение лидера из общественного проекта.
А-2. Устранение лидера из авторского проекта.
Важно в этой связи то, что основаниями для делегирования, как правило, считаются "преданность делу" или "личная преданность лидеру". В случае, когда лидер действует по принципу "государство - это я", преданность делу означает преданность лидеру; босс при таком раскладе никому не доверяет делегирование, зачастую провоцируя ситуации "проверки на вшивость", чтобы иметь больше возможностей для контроля своей власти. По сути, проект из авторского в таких условиях плавно перетекает в проект мафиозный, где уже нет идеологии, но есть "понятия".
Примечание 4. Вообще "приоритет дела" чрезвычайно опасен для авторского проекта. Авторский проект в коммерческой сфере имеет целью личную материальную выгоду, в некоммерческой сфере - с очевидностью нацелен на приобретение личного влияния. Следовательно, "приоритет дела" означает, что соратники, обладающие деловыми и творческими качествами, стремятся получить полномочия, которые позволят им самостоятельно контролировать новые источники ресурсов. Когда это случится, проект начнет плавно перерастать в общественный, с очевидным изменением идеологии, а иногда и цели. В любом случае от личной выгоды и личного влияния может не остаться ничего.
Итак, возможные последствия устранения лидера связаны со способом взаимодействия лидера и соратников. Таких способов два, и из них вытекают два основных стратегических сценария.
А-2-1. Устранение лидера в случае, когда его планы известны.
А-2-2. Устранение лидера в случае, когда его планы неизвестны.
Примечание 5. Эти сценарии (в зависимости от влияния ушедшего на умы и дела соратников) могут быть отсрочены в случае временного объединения конфликтующих сторон под эгидой идеологической, так сказать, преемственности. В случае отхода Godfather'а от дел - как доказательство живучести системы - под маркой "это работает в любом случае", в случае ухода босса из жизни под маркой "отдавая дань памяти". Длительность этой отсрочки обратно пропорциональна ценности привлекаемых в проект ресурсов: чем они ценнее, тем отсрочка короче.
Вариант Б. Устраненение партнеров проекта или потребителей. Б-1. Сценарии, связанные с устранением партнеров. Что касается партнеров, то принципиальное значение имеют те из них, которые являются поставщиками творческих сил или финансов в проект. Партнер, по сути, является самостоятельным коммерческим или некоммерческим проектом и имеет собственную цель приобретения влияния или выгоды. Партнерство является одним из способов получения влияния на конечный продукт партнерского проекта или выгоды от его создания. Продуктом некоммерческого проекта является мнение по поводу определенных людей, вещей и событий. Чем более распространено это мнение, тем ценнее продукт. В идеале мнение это должно обрести статус общественной нормы, а затем - стать основанием закона. Поставляя творческие силы в проект А, партнер этого проекта (Б) заинтересован, чтобы творческие силы полноценно использовались в партнерском проекте (ценность имеет создание мнения "проект Б поставляет высококлассных специалистов"). Поставляя материальные средства в проект А, партнерский проект Б заинтересован, чтобы эти средства принесли выгоду и ему (создается мнение "проект Б - высокодоходный инвестор").
Мотивов для устранения партнеров три: В первом случае реализуется сценарий "умолчания" - там, где лидеры проекта не могут не упоминать партнеров (это прежде всего касается "информационных спонсоров") - партнеры упоминаются, но оценок не дается и никаких мнений не высказывается; во всех иных случаях партнеры даже не упоминаются вообще.
Примечание 6. Исключения составляют партнеры, имеющие личные отношения на уровне людей (а не проектов). Впрочем, сценарий "умолчания" применим и к ним.
Частным случаем "политики умолчания" является тактика диктата или шантажа партнеров. Само собой, если партнер поддается на диктат или шантаж, то он не достоин упоминания, - и уж тем более не достоин, если не поддается.
Во втором случае имеем ситуации двух типов: Обе ситуации автоматически влекут за собой распространение проектом Б антирекламы относительно, если не партнера (проекта А), то специалиста, предоставленного ими - и взаимно, специалист распространяет антирекламу относительно проекта Б. Неминуемо партнер А становится нежелательным и устраняется. В третьем случае имеет место "нецелевое использование" средств, начиная от банального воровства и заканчивая схемами "скоростной прокрутки" или вложений в криминальный бизнес. В этом случае партнерский проект Б озабочен тем, что проект А или не предоставляет обещанных выгод, или до проекта Б доходит информация о недобросовестности партнера. Б-2. Сценарии, связанные с устранением потребителей Потребитель продукта - частное лицо; он может не иметь никакого отношения к проекту или его партнерам, но также потребителем может быть учредителем или участником партнерского (или потенциально партнерского) проекта или иметь влияние на существующих или потенциальных партнеров или других потребителей. Потребитель продукта некоммерческого проекта (мнения относительно людей, вещей, событий) предполагает получить от использования этого мнения не только прибыль или влияние, но и удовольствие. Этот эстетический компонент оказывается важным, поскольку затрагивает сферу взаимодействия ценностей общественных и ценностей личных. Потребитель сам интересуется продуктом тогда и только тогда, когда специфика продукта выражена понятным ему эстетическим языком. В самом общем случае потребитель связывает с продуктом (мнением) свою ценность в разных сферах жизни - ценность как специалиста, ценность как товарища, ценность как сексуального партнера и т.д.
Примечание 7. Заметим, речь не идет об "успешности" - речь идет о самооценке, но применительно как к ситуациям личностного характера, так и к ситуациям социально значимым. Тем самым потребитель кровно заинтересован в неформальной специфике продукта.
Вследствии этого имеем два сценария устранения потребителя: В первом сценарии потребителя убеждают, что те, кто придерживаются определенного мнения, принадлежат к опрделенной элите или являются носителями моды. Так, например, признаком элитности объявляется мнение о книгах, исполнителях, театрах, писателях, спектаклях, философах как о "крутых" или "правильных". Потребитель активно использует это мнение. Однако через какое-то время выясняется, что далеко не все в окружении человека соглашаются с таким мнением и уж никак не стремятся ему следовать, явно предпочитая кого-то другого. Это было бы полбеды, но поиски "сочувствующих" мнению в других социальных группах также не приводит к желаемому результату. Более того, о самом потребителе начинает складываться мнение как о "надутом индюке", "снобе", или "дураке". Результат - потребитель в бешенстве, самоустраняется, дает себе слово никогда не иметь дело с этим (как минимум, "дилетантским") проектом и активно распространяет антирекламу в своем окружении. Другой вариант: только потребитель, прежде чем активно использовать мнение, проводит проверку; не находит подтверждения элитерности или модности, стоящей за мнением - и разочаровывается, тихо - и навсегда уходя. Случаются, правда, ситуации, когда, не получая "социального подкрепления", потребитель все равно получает удовольствие, используя мнение. Однако, поскольку мнение не распространяется дальше, для проекта такой потребитель лишен ценности, пусть он и покупает билет на спектакль, концерт или иное действо, проводимое в проекте. Второй сценарий возникает, когда проект стремится избыточно формализовать отношения с потребителем. Например, потребитель получает продукт при условии предоставления персональной информации не только о себе, но и о членах семьи, информации о своей работе, коллегах и т.п.; когда, чтобы получить продукт, потребитель должен совершать поступки, выходящие за рамки достаточности (например, пригласить двух знакомых, или купить какой-то предмет, или выслушать рекламу, или спеть песню, или поучаствовать в каком-то мероприятии). Иной вариант, когда сама структура проекта избыточно формализована и потребителю, прежде чем ему удастся получить мнение в свое пользование, приходится пройти ряд инстанций (руководителя нет или он занят, дождитесь пресс-секратаря, а все остальные не в курсе, а пресс-секратерь вышел и когда будет неизвестно, перезвоните попозже, мы занимается билетами или компакт-дисками, короче говоря, "клиенты ходят, работать мешают"). Фактически, оба сценария означают, что на самом деле проекту не нужны потребители. Подход "кому надо, и так о нас знают" - как правило, свидетельствует о "мафиозности" проекта со всеми описанными выше последствиями, а подход "дутой моды" - показатель того, что проект вообще не имеет сколько-нибудь долговременных планов и живет "одним днем". В обоих случаях устранение потребителя с неизбежностью ведет и к устранению партнеров, и к реорганизации - или ликвидации - самого проекта. * * *
.... фестивали, конкурсы, концерты, институты, ассоциации... Все они способствуют выдвижению и продвижению "новых имен". До поры до времени - пока не наступает кризис и становится непонятно, куда идти и что дальше...
Copyright © А.Крамер, 2005
|