MUZA \ текст \ исследования
А.Крамер
О поэзии

Опубликовано в журнале "Русская мысль" (Париж) 30 января 2003 г.

От редакции:

Для начала мы решили выяснить, что такое для нас стихи? Почему мы считаем, что стихи необходимы, в то время как они отовсюду изгоняются? Что за причуда такая — слова, записанные в столбик? Не наступила ли со “смертью автора”, которую декларируую постмодернисты и постструктуралисты, и смерть поэзии?
*********

В том, что мы называем “стихами”, мне кажется, скрыто присутствует некоторая очевидность представления о том, что может – быть – названное стихами. Какая-то метафизика. Что-то, возникающее в момент, назовем этот момент “встречей” с тем, что названо “стихами”.

Написанное буквами на бумаге (“причуда, записанная в столбик”) – в своем графическом представлении – это еще не стихи. Текст читаемый, текст произносимый – стихи существуют только в этот момент, это подобно музыке, которая существует только тогда, когда исполняется. Соприсутствие этому существованию, как мне кажется, и есть то, что может быть названо, но уже как свершившееся, “поэтическим”. Состояние в момент “поэзиса”, сотворения, некоторое живое состояние, состояние мысли, которое в тексте не содержится, но являет себя условием этого существования.

Еще раз: именно в момент прочтения, в момент. Здесь есть некая тавтология, избыточность интуитивной самоочевидности: это состояние мысли может возникнуть, а может и не возникнуть. Это соприсутствие со звуками, особым образом рождаемыми, творимыми, – не просто мысль, но определенное усилие, все равно, творимое языком с помощью поэта или поэтом с помощью языка.

Это тот с-мысл, который случается, живой момент с мыслью, он в самой этой мысли не содержится. Это особое, я бы сказал, “длящееся” состояние, неожиданно – всегда, всякий раз,– случающееся в культуре, пронизанной насквозь дискретностью, разорванностью “системных” представлений о мире.

И вот это состояние, которое длится, удерживается смыслом и с мыслью, это некое усилие, некая точка напряжения, в этой точке должны каким-то образом удерживаться эти длящиеся состояния… Поэзия невозможна, невозможно поэтическое, – если невозможно это усилие, если нет выхода из дискретности, разорванности – в это длящееся состояние… Так что “смерть автора”, по-моему, личное дело автора. Когда невозможно усилие, невозможен смысл, невозможно сотворение, рождение, невозможно это дление поэзиса… и это не “смерть” автора, а скорее, состояние какой-то нигилистической, безумной “игры в прятки”…

Copyright © А.Крамер, 2002-2005