Итак, чему учат на факультете журналистики?
Берем образовательный стандарт магистра
Код: 520600
Журналистика
Всего часов: 11124
Часов на аудиторные занятия: 5083
Часов на самостоятельные занятия: 6041
Источник: федеральный портал "Российское образование"
1. Выписываем дисциплины, на которые отводится наибольшее
количество часов в программе
История
отечественной литературы
|
548
|
|
История
зарубежной литературы
|
548
|
|
Дисциплины
по выбору вуза
|
530
|
|
Дисциплины
по выбору студента
|
530
|
|
Основы
творческой деятельности журналиста
|
520
|
|
Дополнительные
виды подготовки
|
450
|
|
Физическая
культура
|
400
|
|
Компьютерные
технологии в журналистике и научных исследованиях
|
424
|
|
Дисциплины
специализации (в соответствии с магистерскими программами)
|
470
|
|
|
4420
|
39,7%
|
Отметим, что «дисциплины по выбору вуза» или «дисциплины по
выбору студента» могут быть очень разными, и мы их в расчет принимать не будем,
посмотрим только федеральный компонент.
2. Выписываем из того же списка дисциплины, так или иначе
относящиеся к профессии
Основы
творческой деятельности журналиста
|
520
|
|
Компьютерные
технологии в журналистике и научных исследованиях
|
424
|
|
Дисциплины
специализации (в соответствии с магистерскими программами)
|
470
|
|
Выпуск
учебной газеты (радио-, телепередачи)
|
305
|
|
Специальные
дисциплины
|
266
|
|
Журналистское
мастерство (работа в творческих студиях в соответствии с видами магистерских
программ)
|
256
|
|
Стилистика
и литературное редактирование
|
212
|
|
Основы
журналистики
|
210
|
|
Журналистское
мастерство (работа в творческих студиях)
|
128
|
|
Правовые
основы журналистики
|
72
|
|
Психология
журналистики
|
72
|
|
Основы
рекламы и паблик рилейшнз
|
68
|
|
Профессиональная
этика журналиста
|
68
|
|
История
отечественной журналистики
|
240
|
|
Техника
и технология СМИ
|
240
|
|
История
зарубежной журналистики
|
224
|
|
Современные
теории массовой коммуникации
|
108
|
|
Современные
зарубежные СМИ
|
108
|
|
Актуальные
проблемы современности и журналистика
|
108
|
|
Методология
и методы исследования в сфере журналистики
|
96
|
|
Экономика
и менеджмент СМИ
|
72
|
|
Актуальные
проблемы современной науки и журналистика
|
72
|
|
Социология
журналистики
|
68
|
|
Международное
гуманитарное право и СМИ
|
37
|
|
|
4444
|
39,9%
|
3. Выписываем дисциплины, на которые предполагается
наибольшее количество часов аудиторных занятий:
История
отечественной литературы>
|
274
|
|
|
История
зарубежной литературы
|
274
|
|
|
Дисциплины
по выбору вуза
|
372
|
|
|
Дисциплины
по выбору студента
|
338
|
|
|
Дополнительные
виды подготовки
|
204
|
|
|
Физическая
культура
|
210
|
|
|
Дисциплины
специализации (в соответствии с магистерскими программами)
|
264
|
|
|
|
1936
|
38,1%
|
|
4. Выписываем дисциплины, на которые предполагается
наибольшее количество часов самостоятельных занятий:
Основы
творческой деятельности журналиста
|
380
|
|
Компьютерные
технологии в журналистике и научных исследованиях
|
328
|
|
История
отечественной литературы
|
274
|
|
История
зарубежной литературы
|
274
|
|
Выпуск
учебной газеты (радио-, телепередачи)
|
|
|
Дополнительные
виды подготовки
|
246
|
|
Дисциплины
по выбору студента
|
236
|
|
|
2008
|
33,2%
|
5. Теперь, используя план, отнимаем от количества аудиторных
часов количество самостоятельных, и выписываем дисциплины, набравшие максимум
по преобладанию аудиторных занятий:
Национально-региональный (вузовский) компонент
Дисциплины по выбору студента
Дисциплины специализации (в соответствии с магистерскими программами)
Философия
Отечественная история
Экономика
6. То же самое, по преобладанию самостоятельных занятий:
Основы творческой деятельности журналиста
Выпуск учебной газеты (радио-, телепередачи)
Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях
Вспомогательные (прикладные) дисциплины
Дисциплины по выбору студента
Национально-региональный (вузовский) компонент
Техника и технология СМИ
7. Уже на этом этапе бросается в глаза, что списки «по
преобладанию» разные. И если списки 3-4 говорят просто о количественном
факторе, то списки 5-6 о фактическом преобладании. Совместим списки 3-5 и 4-6,
и выпишем совпадающие дисциплины.
8. Для аудиторных занятий таковыми будут:
Национально-региональный (вузовский) компонент
Дисциплины по выбору студента
Дисциплины специализации (в соответствии с магистерскими программами)
9. Для самостоятельных:
Основы творческой деятельности журналиста
Выпуск учебной газеты (радио-, телепередачи)
Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях
Дисциплины по выбору студента
10. Предварительный вывод первый: уже образовательным
стандартом задано, что для аудиторных занятий важность «по выбору вуза» или «по
выбору студента» оказываются выше, чем любого другого; что же специализации, то
она наступает на 3-4-м курсе и – как видим, предполагается к теоретическому
изучению
Для самостоятельных занятий характерна творческая
направленность плюс компьютерные технологии, прочее по выбору. Из указанных
реально практическими представляются выпуск газеты и компьютерные технологии.
11. И наконец, выделим дисциплины, общие для всех списков:
История отечественной литературы
История зарубежной литературы
Дисциплины по выбору вуза
Дисциплины по выбору студента
Основы творческой деятельности журналиста
Дополнительные виды подготовки
Физическая культура
Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях
Дисциплины специализации (в соответствии с магистерскими программами)
Выпуск учебной газеты (радио-, телепередачи)
Техника и технология СМИ
12. Данные дисциплины охватывают 59% всего выделенного
программой времени. Разделим список на декларативную и вариативную части и
посмотрим их доли в аудиторных и самостоятельных:
|
|
Aуд
|
Cамост
|
Дисциплины
по выбору вуза
|
1046
|
586
|
460
|
Дисциплины
по выбору студента
|
1628
|
773
|
855
|
Дополнительные
виды подготовки
|
450
|
204
|
246
|
|
3124
|
1563
|
1561
|
|
28,1%
|
30,7%
|
25,8%
|
|
|
|
|
История
отечественной литературы
|
548
|
274
|
274
|
История
зарубежной литературы
|
548
|
274
|
274
|
Основы
творческой деятельности журналиста
|
520
|
140
|
380
|
Физическая
культура
|
400
|
210
|
190
|
Компьютерные
технологии в журналистике и научных исследованиях
|
424
|
96
|
328
|
Дисциплины
специализации (в соответствии с магистерскими программами)
|
470
|
264
|
206
|
Выпуск
учебной газеты (радио-, телепередачи)
|
305
|
35
|
270
|
Техника
и технология СМИ
|
240
|
70
|
170
|
|
3455
|
1363
|
2092
|
|
31,1%
|
26,8%
|
34,6%
|
13. Треть вариативной части (по выбору) – с перевесом
аудиторных занятий, треть декларативной – с перевесом самостоятельных.
Но посмотрим внимательно на предметы декларативной части.
Отбросим пресловутую физкультуру.
Отбросим компьютерные технологии – как необходимые не только
журналисту.
Убийственно выглядят «дисциплины специализации» (имеется в
виду специализации по радиожурналистике, печать и т.д.) – 470 часов, или 4%
всего времени. Специализация начинается на 4-м курсе. То есть 1/10 реального
времени – да еще с перевесом аудиторных занятий.
Основам творческой деятельности отводится на 50 часов
больше.
А технике и технологии СМИ (практика) отводится на 65 часов
меньше, чем на выпуск учебной газеты.
М-да.
Что имеем:
История литературы - Журналистика как творчество (включая выпуск газеты) - Техника и технология СМИ
Получается (второй предварительный вывод), что упор делается
на подготовку творчески пишущих литераторов, осознающих технику и технологию
СМИ.
Плюс то что придумает родной ВУЗ.
Вот такая получается история….
Copyright © А.Крамер, 2008