MUZA \ текст \ исследования
А.Крамер
Чему и зачем учат на факультете журналистики?
часть 1-я
Итак, чему учат на факультете журналистики?

Берем образовательный стандарт магистра
Код: 520600
Журналистика
Всего часов: 11124
Часов на аудиторные занятия: 5083
Часов на самостоятельные занятия: 6041
Источник: федеральный портал "Российское образование"

1. Выписываем дисциплины, на которые отводится наибольшее количество часов в программе

История отечественной литературы 548  
История зарубежной литературы 548  
Дисциплины по выбору вуза 530  
Дисциплины по выбору студента 530  
Основы творческой деятельности журналиста 520  
Дополнительные виды подготовки 450  
Физическая культура 400  
Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях 424  
Дисциплины специализации (в соответствии с магистерскими программами) 470  
  4420 39,7%

Отметим, что «дисциплины по выбору вуза» или «дисциплины по выбору студента» могут быть очень разными, и мы их в расчет принимать не будем, посмотрим только федеральный компонент.

2. Выписываем из того же списка дисциплины, так или иначе относящиеся к профессии

Основы творческой деятельности журналиста 520  
Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях 424  
Дисциплины специализации (в соответствии с магистерскими программами) 470  
Выпуск учебной газеты (радио-, телепередачи) 305  
Специальные дисциплины 266  
Журналистское мастерство (работа в творческих студиях в соответствии с видами магистерских программ) 256  
Стилистика и литературное редактирование 212  
Основы журналистики 210  
Журналистское мастерство (работа в творческих студиях) 128  
Правовые основы журналистики 72  
Психология журналистики 72  
Основы рекламы и паблик рилейшнз 68  
Профессиональная этика журналиста 68  
История отечественной журналистики 240  
Техника и технология СМИ 240  
История зарубежной журналистики 224  
Современные теории массовой коммуникации 108  
Современные зарубежные СМИ 108  
Актуальные проблемы современности и журналистика 108  
Методология и методы исследования в сфере журналистики 96  
Экономика и менеджмент СМИ 72  
Актуальные проблемы современной науки и журналистика 72  
Социология журналистики 68  
Международное гуманитарное право и СМИ 37  
  4444 39,9%

3. Выписываем дисциплины, на которые предполагается наибольшее количество часов аудиторных занятий:

История отечественной литературы> 274    
История зарубежной литературы 274    
Дисциплины по выбору вуза 372    
Дисциплины по выбору студента 338    
Дополнительные виды подготовки 204    
Физическая культура 210    
Дисциплины специализации (в соответствии с магистерскими программами) 264    
  1936 38,1%  

4. Выписываем дисциплины, на которые предполагается наибольшее количество часов самостоятельных занятий:

Основы творческой деятельности журналиста 380  
Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях 328  
История отечественной литературы 274  
История зарубежной литературы 274  
Выпуск учебной газеты (радио-, телепередачи)  
Дополнительные виды подготовки 246  
Дисциплины по выбору студента 236  
  2008 33,2%

5. Теперь, используя план, отнимаем от количества аудиторных часов количество самостоятельных, и выписываем дисциплины, набравшие максимум по преобладанию аудиторных занятий:

  • Национально-региональный (вузовский) компонент
  • Дисциплины по выбору студента
  • Дисциплины специализации (в соответствии с магистерскими программами)
  • Философия
  • Отечественная история
  • Экономика

    6. То же самое, по преобладанию самостоятельных занятий:

  • Основы творческой деятельности журналиста
  • Выпуск учебной газеты (радио-, телепередачи)
  • Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях
  • Вспомогательные (прикладные) дисциплины
  • Дисциплины по выбору студента
  • Национально-региональный (вузовский) компонент
  • Техника и технология СМИ

    7. Уже на этом этапе бросается в глаза, что списки «по преобладанию» разные. И если списки 3-4 говорят просто о количественном факторе, то списки 5-6 о фактическом преобладании. Совместим списки 3-5 и 4-6, и выпишем совпадающие дисциплины.

    8. Для аудиторных занятий таковыми будут:

  • Национально-региональный (вузовский) компонент
  • Дисциплины по выбору студента
  • Дисциплины специализации (в соответствии с магистерскими программами)

    9. Для самостоятельных:

  • Основы творческой деятельности журналиста
  • Выпуск учебной газеты (радио-, телепередачи)
  • Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях
  • Дисциплины по выбору студента

    10. Предварительный вывод первый: уже образовательным стандартом задано, что для аудиторных занятий важность «по выбору вуза» или «по выбору студента» оказываются выше, чем любого другого; что же специализации, то она наступает на 3-4-м курсе и – как видим, предполагается к теоретическому изучению Для самостоятельных занятий характерна творческая направленность плюс компьютерные технологии, прочее по выбору. Из указанных реально практическими представляются выпуск газеты и компьютерные технологии.

    11. И наконец, выделим дисциплины, общие для всех списков:

  • История отечественной литературы
  • История зарубежной литературы
  • Дисциплины по выбору вуза
  • Дисциплины по выбору студента
  • Основы творческой деятельности журналиста
  • Дополнительные виды подготовки
  • Физическая культура
  • Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях
  • Дисциплины специализации (в соответствии с магистерскими программами)
  • Выпуск учебной газеты (радио-, телепередачи)
  • Техника и технология СМИ

    12. Данные дисциплины охватывают 59% всего выделенного программой времени. Разделим список на декларативную и вариативную части и посмотрим их доли в аудиторных и самостоятельных:

        Aуд Cамост
    Дисциплины по выбору вуза 1046 586 460
    Дисциплины по выбору студента 1628 773 855
    Дополнительные виды подготовки 450 204 246
      3124 1563 1561
      28,1% 30,7% 25,8%
           
    История отечественной литературы 548 274 274
    История зарубежной литературы 548 274 274
    Основы творческой деятельности журналиста 520 140 380
    Физическая культура 400 210 190
    Компьютерные технологии в журналистике и научных исследованиях 424 96 328
    Дисциплины специализации (в соответствии с магистерскими программами) 470 264 206
    Выпуск учебной газеты (радио-, телепередачи) 305 35 270
    Техника и технология СМИ 240 70 170
      3455 1363 2092
      31,1% 26,8% 34,6%

    13. Треть вариативной части (по выбору) – с перевесом аудиторных занятий, треть декларативной – с перевесом самостоятельных. Но посмотрим внимательно на предметы декларативной части.

    Отбросим пресловутую физкультуру. Отбросим компьютерные технологии – как необходимые не только журналисту.

    Убийственно выглядят «дисциплины специализации» (имеется в виду специализации по радиожурналистике, печать и т.д.) – 470 часов, или 4% всего времени. Специализация начинается на 4-м курсе. То есть 1/10 реального времени – да еще с перевесом аудиторных занятий. Основам творческой деятельности отводится на 50 часов больше. А технике и технологии СМИ (практика) отводится на 65 часов меньше, чем на выпуск учебной газеты.

    М-да.

    Что имеем: История литературы - Журналистика как творчество (включая выпуск газеты) - Техника и технология СМИ

    Получается (второй предварительный вывод), что упор делается на подготовку творчески пишущих литераторов, осознающих технику и технологию СМИ.

    Плюс то что придумает родной ВУЗ.

    Вот такая получается история….

    Copyright © А.Крамер, 2008