MUZA \ текст \ исследования
А.Крамер
"Эпос" А.Бергельсона - монтаж и немного процессуально

I
INSIDE OUT

"Он выглядел помято, но, ребята:
мы сразу отнеслись к нему предвзято…"
А.Б.

Общее впечатление: недоумение. Впрочем, от такого рода текстов недоумение возникает практически мгновенно, неважно, мессершмитт появляется в третьей строке или какой-нибудь полковник Блейк. Неважно кто, важно, что "с друзьями пару грамм". Контекст всаживается, как пробка в бутылку: далее - трёп.
Это, кажется, у Шекли герой рассказа вел бесконечные диалоги с личностями историческими и не очень; здесь то же самое. Какой-то Гонсалес, несмотря на испанскую фамилию, кричит по-итальянски; какой-то "пипл черный из Киева", понятное дело, далее негры; с Ю-Синем, явно китайцем, разговор о каком-то йоге из Калькутты… Недоумение растет, близится, чур меня, чур…

Ну можно ведь, например, о Тургеневе. Или, скажем, о Моше Даяне... Как кто это? ах да, совершенно верно, не тот и не оттуда, "французик из Бордо" - но какая разница? Ведь поэтично? Когда рифмуются "дали-педали" и - далее - в соседних двух строках "даль-педаль". Когда из длинного ряда восклицаний возникает вот эдакое:

"Господь припрятал общий универсум,
его в напитке неком растворив…
а как найти? - да только лишь распив"…

Ну да, конечно, "и пьяницы с глазами кроликов in vino veritas"… И - вопрос: "будешь гореть, звезда?" - вопрос в небо. Нет, есть в этом что-то такое, веничкино.

"А там, за Петушками, где сливаются небо и земля, и волчица воет на звезды…"

II
OUT AND IN

И все-таки! Не спрашиваем, о чем текст, спрашиваем - что в нем происходит? Время действия: утро. Кажется, с похмелья. Кто там есть: пара (Гонсалес и Бьянка, ругаются) и трое сами по себе (патер Петер, Ю-Синь и Джон) плюс лирический герой, итого шестеро. Далее: Ю-Синь, Джон и Гонсалес лаются, далее монолог лирического героя, далее? Далее кадр - Ю-Синь над недопитым галлоном (гм, 3,7 литра, с одной стороны, немного на четверых, но утром), далее… а далее обозначено как финал… все! Вопросы к звездам, и звезда отвечает "да".

В принципе, здесь есть что играть, даром что Чацкий поминается… Кстати! Если все это читать вслух, чтение занимает чуть более шести минут. Это, в сущности, формат расширенного клипа… Так, посмотрим, по фактам что имеем: пейзаж явно смены времен года, скорее август; так… скандал… монолог, где главное "иди ты в жопу"… далее… негры, испанцы, кто-то с Кассиопеи, инопланетный анекдот, так… опять кадр с пьянкой, утро… точнее, день "пылит вокруг", ага… и монолог о вечере, когда взойдет звезда. Это можно сделать, да. Это, пусть и не очень видимо, но это звучит.

Как звучит, спросите? а просто - одночастно, но с вступлением и заключением. Вступление и заключение на одну тему, наверно, гобой или английский рожок… или оба, каноном, как в титрах "Мертвых душ" у Шнитке и Швейцера. А сама середина - так там звуки разные, коллаж. Опять же все понятно - неявно, неочевидно так, электронно немножко, чтобы узнать сразу нельзя. Чуток бульканья, китайские тарелочки, маршик такой духовой под барабан и флейточку, что-нибудь такое, израильское, в духе Гейбриэла, суахили с украинским акцентом, испанские ругательства (или итальянские?) - что-нибудь такое, ну скажем, фрагмент музычки из фильма "Москва-Кассиопея", копыта, скрип осей брички, ну и выходим в канон, ага… Главное, чтобы по цвету совпало

Да вот, по цвету. Пыль: дневная, но уже под вечер, помните, как Юсов в "Совсем пропащем" снимал, горит под ногами, Ю-Синю кепочку такую, в клетку дадим, серенькую. У лирического героя обязательно кошелка. А там, наверное, рукопись романа "Шостакович", поэтому кошелка большая, но цвета такого… бусенькая кошелка. У Гонсалеса нож, а сам… ну, в майке, наверное, такой, знаете… он и Бьянка - как эти двое из "Десперадо", патер в котелке… черном, разумеется. Инопланетяне, разумеется, зеленые, трава чуток жухлая, поле, березки, обрыв реки…

III
OUT AND OUT

Об адекватности понимания и полной ненужности оного.

И действительно, попытка адекватно понять треп совершенно бессмысленна, в трепе нужно соучастие, а не понимание. Изнутри, так сказать, а не снаружи, когда именно тебе адресовано, и именно ты - этот патер, зуб во рту лирического героя, видоискатель камеры, хлоп, стоп, снято.

"Все ваши путеводные звезды катятся к закату, а если и не катятся, то едва мерцают. Я не знаю вас, люди, 
я вас плохо знаю, я редко обращал на вас внимание, но мне есть дело до вас: меня занимает, в чем теперь 
ваша душа, чтобы знать наверняка, вновь ли возгорается звезда Вифлеема или начинает мерцать, а это самое 
главное" (В.Ер). 

P.S. OFFSTAGE
"Неизвестный Союзный Солдат делается еще
более неизвестным…"
И.Б.

Да кстати, о друзьях… Синьор Гонсалес (коэффициент известности 521000) плюс синьора Бьянка (602000). Ю-Синь - кажется, министр иностранных дел Тайваня. А может быть, Юй Юсинь, тибетский художник. Имя его происходит от "аусинь", "овсень", что есть первый месяц славянского года, почему-то между Рождеством и крещением.

О католическом священнике с протестантским именем Петер и некоем Джоне словари молчат.

А.К.
март 2007.


А.Бергельсон. ЭПОС

1.
как вам известно, людям повсеместно
принять с друзьями пару грамм - уместно,
но тут на нас с налёту мессершмитт
или другой какой - не русский… мирт
уже отцвёл; и яблонь передряги
осыпались; оливы в ясной влаге
росы предутренней; ангарская сосна
при переходе к яви ото сна
закашлялась: пора сменить ей "Яву" 
на "Честерфилд"; а пальмы - нахаляву
поймав уже шашлычных дальний дым,
им обжираются; дубам немолодым
проснутся трудно: на душе паскудно,
суставы ломит, геморрой внизу,
какие-то личинки грудь грызут,
да и листва - редеет; клён - потеет,
раскачиваясь, от себя - балдеет,
кончая потихоньку в каждый лист,
паскудник, онанист, вуайерист,
дистрофик; а ему - признаться, по фиг:
кто смотрит, а - кто нет… "привет!", "привет…"
войди рублём, а если денег нет,
не подходи к другим народам, пьющим,
и - попусту не отвлекай: расплющим

2.
что нам известность? - здесь ландшафт и местность
располагают сразу выдать резкость
в ответ на этот светский: "как дела?"
вопрос дурацкий; жизнь уже была, 
и смерть уже брала за шкварник дланью;
уже я был пленён чудесной ланью;
уже с такой паскудой век прожил;
уж нет меня, хотя я - трижды был;
уже завял шиповник на могиле;
уже тебя ли за базар - не били?
чо лезешь УТРОМ задавать вопрос?
да будь ты хоть чучмек, хоть эскимос
что за дебил - с вопросами за банкой…
вон - друг Гонсалес: разругался с Бьянкой,
вон - френди Джон: он просто так дринь-дринь,
вон - брат Ю-Синь: пропил казённый инь,
и стал позором целой Поднебесной;
вон - патер Петер: исповеди честной
добавил сексуальной суеты,
из храма - вон, и пасторству - кранты;
вон - я, но - обо мне вообще - не будем…
такие судьбы… блин! - такие люди,
что ж лезешь ты? …да кто ты есть такой,
пришедший и нарушивший покой?..

3.
он выглядел помято, но, ребята:
мы сразу отнеслись к нему предвзято,
латентности в нём не было; на взгляд
определив, что страсти в нём горят,
Ю-Синь конфуциански взъелся сразу:
"муж благородный захотел по глазу,
и соблюдает точный ритуал:
пришёл, вмешался, стало быть, - попал…
но - пусть он назовётся, ведь не гоже
так просто бить по безымянной роже…"
тут френди Джон (сказать по правде, он
всегда внутри немного напряжён,
пытаясь совладать таким манером
с ментальным и языковым барьером):
"импосибл! - вскричал, - ай вери вонт
разбить зис фейс! ай фак весь этот понт…"
тут в корне озверевший друг Гонсалес 
(не раз, его порывов опасаясь,
любой из нас предпочитал молчком
пересидеть), послав бычок щелчком
за нож схватился, с криком "мама мия!
зарежу гада! изувечу змия!
такое дольче утро обосрать…"
пришлось хватать, что б, значит, удержать
а то б - зарезал; право слово, глупо
начать хороший день - бездарно: с трупа

4.
в былые годы, если кто мешал
застолью, я его всегда решал;
потом, когда рождаемости в мире
кривая вниз рванула, словно гири
на ней висят, я изменил свой взгляд
на этих сволочей, и - всех подряд
стал посылать; над стройными рядами
идущих, свод небесный со звезд?ми
а под ногами - трав зелёный шёлк;
вот так и шли, полком сменялся полк,
мне Гатчина припомнилась, манeвры,
царь Николай издёрганные нервы
лечил за наблюденьем хода войск,
и напряженье таяло, как воск;
послав, я как-то весь слабею сразу;
тогда я просто бить решил по глазу,
однако - глаз, подбитый с утреца,
как стиль ответа - Будда отрицал,
да и Христос расценивал как робость
души перед шажком в чужую пропасть
греховной жажды людям помещать;
тогда я стал вмешательство решать
простым вербальным, прибегая к тропу
извечному, как мир: "иди ты в жопу"

5.
"иди ты в жопу", - я сказал, но он
открыв свой кейс, достал вина галлон,
и произнёс: "я дико извиняюсь,
но - таки к вам я присоединяюсь,
лехаим, господа! - и пусть всегда
минуют вас проблемы и - беда…"
потом у нас забрал посуду смело, 
разлил умело, видно, это дело
ему по вкусу… выпили; ну, что ж,
пора признать: всё про евреев - ложь!
желанье выпить - со времён Исхода 
жило в душе у этого народа,
но - не с кем было: пейсы и акцент
всё время вызывали инцидент…
……………………………………
…мутировав от всяких разных химий
мир стал другим: лояльней и терпимей,
от ксенофобий собственных устал
и в каждом суку видеть перестал…
………………………………………
…вот с нами пил намедни пипл чёрный
из Киева: чернобыльский учёный,
афро-хохлятских бешенных кровей,
он показал нам тамошних червей -
немательминтов, так они, засранцы,
базарят по-испански, как испанцы! 
Гонсалес-друг, когда прошёл испуг, 
общался с ними, песни пел, из рук
кормил спагетти и подсохшей пиццей,
потом - одну назвал своей сестрицей
немательминтку, и домой забрал,
и - замуж выдал, если не наврал

6.
так вот, о неграх: тот ещё народ:
но выпить, кстати, тоже не урод,
тойсть, - не дурак: его я лично видел
ни раз, ни два в весьма поддатом виде;
поддавший чёрный мало отличим
от белого поддавшего: кричим,
причины ищём в мировом масштабе,
потом, глядишь, - и ты уже на бабе
зациклен весь; порой бывали здесь
на вид и запах вызывая резь,
зелёные мальцы с Кассиопеи,
мы с ними на последние копейки
купили, помню, жуткий самогон
у тётечки, чей домик без ок?н
в лесу каком-то на куриной ножке
стоял, ну а вокруг - на кольях б?шки
торчали; мы его с трудом нашли;
потом один зелёный так шалил:
салфетки превращал в купюры евро;
он, кстати говоря, сломался первым,
под стол упавши, пошипел чуть-чуть;
и стал по консистенции, как ртуть;
потом - мы пропивали эти евры,
потом - возникли девушки и стервы;
потом - не помню, но - остался вот
один кассиопейский анекдот

7.
но в том, что я запомнил, толку мало
звуча на языке оригинала, 
он остроумен, ну а так - увы:
одно лишь замутненье головы,
одна лишь беспонтовая попытка
познать размах вселенной без убытка
убогому уму; а посему
я промолчу и пару грамм приму…
……………………………………..
…тем паче, что галлон ещё не кончен;
а что ж Ю-Синь сидит сосредоточен,
как не родной? - давай, брат, по одной,
очередной граммульке проходной,
и - не впадай в пустое созерцанье
мух на столе, всё это так - мерцанье
соблазна познавать; познанье - блажь
ненужная! убогий антураж,
одёжный бум вокруг глубинной сути
метанья духа; помнишь, как в Калькутте
тот йог сидел всей жопой на гвоздях?
вот так и мы - у вечности в гостях:
ну, не удобно… ну, всё время режет…
вот, ты и ёрзай, мон ами, пореже;
познание для задницы - вредно…
……………………………………..
…нальём ещё, да и - увидим дно!

8.
а день уже вовсю пылит вокруг,
он мне напоминает давний глюк
когда я, перебрав, смотрел в окошко:
там медленно скользила неотложка
по льду на красный блёклый светофор;
из кухни доносился разговор
жены с подружкой, пёс мой, звякнув кружкой,
пошёл набрать воды; я без балды
почувствовал избыток суеты,
да! - медленность всего важней на свете!
всего важней; и - тут же мысли эти
не помню - чем, но тщательно запил…
……………………………………………
…а день уж над Россией наступил:
открыл небес безоблачные дали,
словно призыв: ногой вдавить педали;
у нас уже инстинкт: увидев даль,
забыть про всё, взреветь, нажать педаль,
и - мчаться, мчаться… уезжает Чацкий,
"карету мне…", несётся век дурацкий,
да спешься ты! - иди сюда, к столу,
успеешь ты в бездонную голу-
бизну свою, небесную в натуре;
ещё ты полежишь на этой дуре,
целуя эту лучшую из рях,
купаясь в этих золотых кудрях,
налей, и - выпей с нами: видеть больно
как ты живёшь на свете беспокойно

9.
(финал): наш стол - не просто стол: ведь он
по сути дела - анти Вавилон;
когда за грех людской в былые годы
Господь смешал язЫки и народы, 
мы разбрелись, мы стали каждый - жлоб,
лишённый общей сути, ксенофоб,
куда бежать? - ответа не услышишь,
бежи, покуда жив! покуда дышишь, -
бежи! иначе кто-нибудь убьёт,
бежи! - бегущий дольше проживёт;
бежи… и мы бежали, как умели;
всё больше на бегу своём немели,
а если останавливались, - там
мерещился нам враг, дурак и хам,
ведь он не понимал, чо мы лопочем,
о чём базлаем и чего мы х?чем, -
не понимал… пора бежать: топ-топ;
Господь разрушил вавилонский столб,
опоры нет, вокруг - одни подонки,
бежи! - спасенье только в этой гонке…
и - все народы, маясь на земле,
страдали… вот: бутылка на столе,
макет столба; там, по одной из версий,
Господь припрятал общий универсум,
его в напитке неком растворив…
а как найти? - да только лишь распив

10.
а там, глядишь, народы станут ближе,
поймут друг друга, накатив, и - иже
с ним, со столбом: когда очередной
столб, опустев, наполнит нас собой,
мы тут же возведём другой - не хуже;
и пусть он даже не велик снаружи,
зато ВНУТРИ, когда мы станем пить,
есть то, что может нас объединить…
неспешен ход застолья; скоро снова
на небеса взойдёт звезды обнова;
"привет тебе, звезда; я уповал
что ты - придёшь; хоть я уже поддал,
я говорю тебе: звезда, родная,
не угасай, пока ещё до дна я
не донырнул, пока народов гул
я слышу, и - пока соседний стул
последний из рассеянных по свету
не посетит, я посиделку эту
закончить не могу! а ты, звезда, 
гореть мне будешь?.." 
отвечает: "да…"



Copyright © А.Крамер, 2007