MUZA \ текст \ исследования
А.Крамер
А.Белый, эстетика и/или политика: фрагмент
(1920-1923, попытка реконструкции)

От публикатора

В марте 2010 года нашей группой во время работы в Российском Центре хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ), в фондах, переданных ФСБ РФ по делу двух "философских пароходов" (Ф. 17. Оп. 3) обнаружена папка (Д. 155), содержащая 72 разрозненных листа, собранных в из разных документов, четыре из которых, как оказалось, имеют прямое отношение к А.Белому в период 1920-23 гг.

Первый документ - два листа проверочного дела Петроградского ВЧК по делу о контрреволюционном заговоре в Вольной философской Ассоциации" (Вольфиле) в марте-апреле 1920 года: непосредственно донос и фрагмент стенограммы выступления А.Белого на заседании Вольфилы. Второй документ - фрагмент протокола допроса в связи с проверкой Особого отдела ГПУ в конце 1922 года просьбы А.Белого о возвращении в Россию из Берлина. Третий документ - справка Госпрокуратуры в порядке надзора о непричастности А.Белого к немецким "шпионским деньгам"[1] . Четвертый и последний документ - справка за подписью Менжинского, на основании которой А.Белому в августе 1923 года была выдана въездная виза в РСФСР. Здесь следует упомянуть, что еще в конце 1922 года К.Н.Васильева (последняя жена Белого) с прямого разрешения Менжинского приезжала в Берлин уговорить Бориса Николаевича вернуться.

Вообще роль В.Менжинского в судьбе творческой интеллигенции 1920-х противоречива и мало исследована[2] . В этом смысле нам представляется гораздо целесообразнее порекомендовать читателю "О Вячеславе Менжинском. Воспоминания, очерки, статьи" 1985 года и роман "Секреты ОГПУ и его председателя В. Р. Менжинского" 2005 года, чем тенденциозную (хотя и содержащую много ценных документов) книгу "Менжинский: интеллигент с Лубянки" (Эксмо 2005).

И наконец, нам надо сделать одно небольшое, но важное отступление. Жизненный путь А.Белого очень четко разделяют на три периода даты смерти отца (1902) и матери (1922). Между этими датами оказывается период увлечения антропософией, попытками создать мистико-рационалистическую[3] эстетику, писательством, ученичеством у Штейнера и разрывом с учителем. И как бы независимо от этого деления - сквозная линия серьезной филологической проработки проблемы ритма в русском стихосложении[4] . Эта двойственность во многом накладывала отпечаток на свидетельства современников: лишь немногие видели ученого-филолога, большинство видело скандалиста-идеолога младосимволистов[5] , создателя символистского "антиманифеста" (а никак иначе невозможно назвать шестисотстраничный том "Символизма"); человека, который пытался внести мистицизм даже в такое явление как Пролеткульт. В конце концов, Белый становится еще даже до отъезда в краткую эмиграцию (1921-23) своего рода "человеком-идеологемой", именем которого начинают прикрывать - уже в 1930-е откровенно политические акции. В этом смысле "процесс антропософов", который состоялся в 1936-м, сделал фигуру Белого на долгое время "неприкасаемой" для советского исследователя, подмяв под себя и чисто научный филологический труд, которому Белый посвятил свою жизнь.

Итак, пять документов. Все примечания публикатора - в конце текста, сновки даны цифрами в квадратных скобках.

№1.
Лист 24х18 см, оборван по правому краю, рукопись зелеными чернилами. Часть текста утрачена. Подлинник. РЦХИДНИ Ф. 17. Оп. 3. Д. 112. Л. 2.

<…> 21 марта на заседании Вольфилы состоялся следующий факт. [нрзб] и называя себя скифами будучи связан по своей психике с прошлым, Белый перепевал старые песни про числа, хаос и символ воплощенного, про том заявил что пролетариат есть гнилое и не созидающий нового. Это событие меня озадачило, встревожило, я не ожидал таких страшных слов от Белого, я решил, что он нарочно провоцировал меня. До этого я ничего подобного не слыхал, хотя иногда слышал ироническое отношение к тому или другому политическому факту, но это было мелкое раздражение обывательского характера, я не придавал значения таким обстоятельствам. При том присутствовали Разумник, Лурье, Гайдебуров, который между прочим похвалялся, что имеет шапирограф [нрзб] Меч революции опускается тяжко и сокрушительно! Есть верный, строгий и зоркий страж у Соввласти, это - Главлит [нрзб] воззвания с.р. гадов. Белый же говорил, что воссоздание России несовместимо с существованием большевистской власти, между тем как [нрзб] когда Мейер спросил об этом, Белый заявил, что совершенство искусства в порядке от зодчества к музыке. Оба последних говорили и острили под дружные аплодисменты всего специфического состава аудитории, между тем как я предложил петь Интернационал, отмахнулись и будучи обиженными что советская власть не позволила назвать определенно меншевистское и гносеологическое сборище Академией и ругал секретаря ВЧК Сергеева свиньей <…>

На полях слева черными чернилами: "Чушь, у этого Рендо[6] мания преследования. Прилагаю стенографическую копию точных слов Бугаева (Белого). 28.III.20. ЗавОкро[7] Лакатош".

№2.
Лист 28х18 см, приклеен к предыдущему листу, машинопись, копия на правах подлинника[8] . РЦХИДНИ Ф. 17. Оп. 3. Д. 112. Л. 3.

<…>Если мы положим необходимость в основу наших представлений, то мы должны заявить: в необходимости не может быть революции; эволюция есть основа самой революции.

Революция - эпизод эволюционной истории; если капиталистическое производство, развиваясь с необходимостью, порождает свою ликвидацию, то смысл социальной революции, то есть обобществление орудий производства, является лишь эволюционным завершением некоторого огромного периода, последним этапом эволюции; тогда почему же мы называем социальную революцию революцией, когда мыслим ее эволюционно.

При таком взгляде социальная революция не может нам вскрыть положительную культуру свободы; и, таким образом, пролетариат как последнее звено в эволюции человечества есть лишь разъедающий все гнилое и - не созидающий нового. Но идеологи социализма не так говорят; они говорят, что история начинается после этого акта исторической драмы. Кто начинает ее?

Итак, если мы положим механический взгляд на человека и на историю человечества, то мы должны будем сказать, что пролетарская культура не есть культура открывающая, а последний этап культуры кончающей. Я не разделяю этого взгляда; я только подчеркиваю: такая точка зрения выявляется из намеченных идеологических предпосылок; у идеологов пролетариата встречает нас расхождение. Одни подчеркивают ликвидирующий смысл его, как класса, который путем организационной борьбы ликвидирует наши представления о культуре.

Такой взгляд влагает в пролетарскую культуру чисто милитантный смысл, - пролетарская культура есть та, которая заканчивает борьбу; она - ликвидирует, кончает, оттачивает орудия борьбы; в таком случае пролетарская культура противоречит общим представлениям о культуре, как о начале организующем и соединяющем; тогда пролетарский милитаризм, ограничивающий и суживающий представления о пролетарской культуре как культуре класса, ныне существующего, не может связать себя с представлением о культуре будущего <…>

№3.
Лист формата 26х19 см. Машинопись, подпись снизу от руки, черными чернилами. Подлинник. РЦХИДНИ Ф. 17. Оп. 3. Д. 112. Л. 24.

<…>[9] …Севостьянович, поясните, верно ли что Бугаев натура поэтическая; произведет на него дурное впечатление какая-нибудь история, и он совершенно естественно будет писать против нас?
Ответ: Я не осведомлен о политических пристрастиях Бугаева-Белого[10] . Могу лишь заметить, что Белый, как и многие до него, считает революцию, чем-то вроде стихийного бедствия, потока, потопа, если угодно. Это символ творческий, трагический символ, символ личного бессилия, если угодно, полагаю, здесь нет ровно ничего против Советской власти.
Вопрос: Вы осведомлены о причинах, по которым Бугаев порвал с Пролеткультом?
Ответ: Полагаю, на него повлияла болезнь, а впоследствии кончина Блока.
Вопрос: Осведомлены ли вы о причинах отъезда Бугаева из РСФСР?
Ответ: Полагаю, причины семейного свойства.
Вопрос: Знаете ли Вы об отношениях Бугаева и Штейнера?
Ответ: Полагаю, антропософические.
Вопрос: Поясните.
Ответ: Я считаю, что главная идея антропософского обучения - против цивилизации. Духовность, понимается очень специальным образом, противопоставляется социально ориентированному обществу. Полагаю теософию смесью наукообразной, арифметической мистики, к которой Бугаев-Белый имеет склонность со времени кончины отца. Я ничего не имею сказать о символах каких-либо потусторонних миров. Могу лишь заметить, что Бугаев-Белый известен мне как небесталанный писатель и весьма неплохой филолог.
Вопрос: Известно ли вам о связях Бугаева с Международным Теософическим обществом?
Ответ: Нет, не известно. Вы имеете в виду Мусагет?
Вопрос: Аполлон Мусагет?
Ответ: Нет, конечно. Аполлон, это был журнал в Петербурге, Мусагет, это журнал московский. Лично мне были безразличны склоки между декадентами[11] , как позитивными, так и спиритическими.
Вопрос: Считаете ли вы писательскую работу Бугаева ценной для РСФСР?
Ответ: Может быть. Затрудняюсь ответить. <…>

Снизу напечатано: "с моих слов записано верно", подпись неразборчива.

№4.
Лист формата 20х16 см. Машинопись. Подписи внизу листа черными чернилами. Подлинник. РЦХИДНИ Ф. 17. Оп. 3. Д. 112. Л. 34.

Москва 18.12.1922.
По запросу Вр.и.о. нач. Особ. Отд. Мос.ГПУ тов. Керженцева сообщаю следующее.

Проверкой, проведенной Гос.Прокуратурой Наркомюста РСФСР в порядке надзора следственного дела №116035/д установлено:

1). Бугаев (Белый) Борис Николаевич[12] не являлся основателем журнала "Мусагет" в 1909 году. В деле поднятого из архива жандармского производства[13] №Л-127/с указано, что "Мусагет" основал Метнер на деньги немецкой финансистки Фридрих, все финансовые сношения шли через Пашуканиса, который был оставлен под подозрением как скрытый германский агент. Сношения же Бугаева (Белого) с Минцловой и Штейнером имеют исключительно личный характер какой-либо опасности для Советской власти не представляют.
Таким образом, оснований для возбуждения дела по ст.59-60 и 66 Уг.Кодекса Прокуратура не усматривает.

2). Проверены заявления Кисилева и Осипова об организации Бугаевым (Белым) оккультной организации с.р. "Антропософский орден" в Петрограде с целью разведочной деятельности в пользу американских или немецких империалистов, а также следственное дело ПетроВЧК №300211. Установлен факт оговора Бугаева (Белого) Кисилевым и Осиповым с целью ареста Бугаева (Белого) и завладения указанными лицами литературного архива последнего.

3). Проверены заявления Главупра по делам издательств и ТЕО Наркомпроса на предмет содерджания в романе Бугаева (Белого) "Петербург"[14] сведений, составляющих признаки ст. 69-70 Уголовного кодекса, оснований для возбуждения дела Прокуратура не усматривает.

Прокурор Канцевич (подпись)
Секретарь Рыбкин (подпись)

№5.
Лист формата 28х16. Машинопись. Копия на правах подлинника. РЦХИДНИ Ф. 17. Оп. 3. Д. 112. Л. 51.

<…> Относительно имевшего место конфликта Бориса Бугаева (А. Белого) и Вяч. Иванова, поводом к таковому, согласно доклада Уполномоченного ИНО ГПУ Казакова, послужила опубликованная в 1922 году в Берлине брошюра "Сирин ученого варварства". Согласно донесению Казакова, Бугаев также порвал всяческие отношения со Штайнером и пребывает в нервном расстройстве. Ни с кем в Доме искусств, ни Клубе писателей, не общается.

Борис Бугаев (А. Белый) в течение всех этих двух лет держится вполне лояльно по отношению к Советской власти, и по делу о складах оружия в Германии не проходит (справка т. Трилиссера[15] прилагается).

Считаю целесообразным разрешить Борису Бугаеву(А. Белому) въезд в РСФСР и выдать въездную визу при условии гарантий ГПУ на невыезд обратно.

Относительно же переданного т.Флаксерманом[16] в Особый отдел письма Горького по делу Госиздата и издательства Гржебина , в котором, между прочим в заказе типографии Шпамера в Лейпциге значится для переиздания книга Бориса Бугаева (А. Белого) "Символизм", считаю переиздание ненужным и вредным.

Нач. Секр.опер.упр. Менжинский 6.05.1923.

Согласовано: Наркомат иностранных дел. Первый заместитель наркома Литвинов.


Примечания

[1] В январе-сентябре 1922 года Иностранный отдел ВЧК-ГПУ вел разработку дела о "складах оружия в Германии": по имевшимся на тот момент подозрениям, на деньги, выделенные Наркомпросу для печати в типографиях Берлина и Лейпцига книг серии "Всемирная литература" закупалось оружие для подпольной передачи контрреволюционным организациям в Петрограде и Москве, которое находилось в уже существовавших складах оружия, купленного на деньги белоэмиграции.
[2] Ряд любопытных подробностей можно найти в сборнике "Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) - ВКП(б), ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917-1953", Под ред. акад. А.Н. Яковлева. М.: МФД 1999 .
[3] См, например: Н.А.Богомолов. Русская литература начала XX века и оккультизм: исследования и материалы. - М.: НЛО, 1999.
[4] Хороший обзор проблемы см. работы О.Г. Гринбаума: О ритме стиха, или забытые споры о главном // Структурная и прикладная лингвистика, № 7 (2008); Строка, строфа и стих как ритмическая система // Матер. XXХI межвуз. науч.-методич. конф. Вып.4., Ч.2. - СПб, 2002. С.12-28
[5] Некоторые ценные подробности см: А.И.Абрамов. Декаданс в социокультурном измерении (к характеристике философско-эстетических исканий)// Общественные науки и современность. 1997. № 1. С. 146-152; М.А. Воскресенская. Символизм как мировидение Серебряного века: Социокультурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX - ХХ вв. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003
[6] По всей видимости, автором доноса является Алекс Рендо, который в 1918 работал уполномоченным Петроградской ЧК три месяца, после чего был уволен по состоянию здоровья. В приведенном фрагменте доноса речь определенно идет о собрании Вольной философской ассоциации 21 марта 1920 года, известном как "Беседа о пролетарской культуре".
[7] Заведующий Отделом по борьбе с контрреволюцией Петроградской ЧК.
[8] Документ представляет собой копию фрагмента машинописного стенографического отчета "Беседа о пролетарской культуре, 21 марта 1920 года" (ИРЛИ, ф.79, оп.5, ед.хр.2).
[9] Скорее всего, перед нами фрагмент протокола допроса профессора А.И.Соболевского, академика по отделению русского языка и словесности, автора "Славяно-русской палеографии", бывш.члена Гос.Совета, отошедшего от политической жизни, но репрессированного ВЧК в 1918 году. Судя по тексту допроса, он проводился Особым отделом ГПУ в конце 1922 года в связи с хлопотами А.Белого по возвращению на родину из эмиграции.
[10] Так в тексте
[11] Много подробностей о создании "Мусагета" на фоне эпохи приведено в: М.Безродный. Издательство "Мусагет": Групповой портрет на фоне модернизма // Рус. лит. 1998. № 2. С. 119-131.
[12] Так в тексте
[13] Так в тексте. На самом деле речь идет о деле, заведенном против Метнера Охранным отделением в августе 1910 года, считая теософские воззрения "родом шифра", а деятельность редакции "Мусагета" - политическим шпионажем в пользу Германии. Архив Московского охранного отделения, ГАРФ, ф. 63, оп.12, д.3, л.25-31. В этом свете представляется обоснованной версия о том, что причины отъезда Эллиса (Кобылинского) из России были несколько глубже, чем это представлялось до сих пор.
[14] Еще в марте 1921 года Мейерхольд выражал желание осуществить постановку "Петербурга" в собственной драматургической обработке. Против выступил лично Луначарский, который потребовал чтобы ВЧК разобралось, не содержится ли в романе текстов, которые могли быть истолкованы в духе контрреволюционных призывов. После возвращения из эмиграции Белый в 1924 переделывает роман в пьесу "Гибель сенатора" (в премьере 14.11.25 в МХТ роль сенатора играл М.Чехов), в которой дело заканчивается гибелью Аблеухова-старшего от взыва и сумасшествие Аблеухова-младшего.
[15] М.Трилиссер - в то время нач. Иностранного отдела ГПУ (внешняя разведка).
[16] Секретарь Наркомпроса.



От автора.

Что называется, "во избежание": мне хотелось бы "саморазоблачиться", как говорили в конце 1920-х.

Дело в том, что эссе мое по жанру - чистой воды mocumentary, стилизация. Собственно, здесь "торчат уши" Борхеса, Тынянова и создателей фильма "Первые на Луне". Единственный строго реальный документ - фрагмент стенограммы выступления Белого в Вольфиле, он опубликован на "Пролеткульте". Все остальное - в той или иной степени нереально, можно считать это фальсификацией, мистификацией, или как сказано в подзаголовке, "реконструкцией".

Важно было реконструировать историю идей голосами людей того времени. Донос составлен на основе фрагментов подлинных доносов тех лет. Что касается профессора Соболевского - здесь чистой воды реконструкция "на контрасте" (он и Белый - два ученых-идеолога, но чуть ли не диаметрально противоположных). Что касается дела о складах оружия 1923-го - подробности, как говорят, до сих пор засекречены в архивах СВР. А может быть, уже давным-давно раскрыты, впрочем, к судьбе Белого они если и имели отношение, то более чем косвенное.

И вдогонку, дополнительный список использованной литературы.

  1. ВЧК/ГПУ: документы и материалы / сост., ред. Ю.Г. Фельштинский - М.: Изд.гум.лит., 1995.
  2. Красная книга ВЧК. [в 2-х тт.] / под ред. А. С. Велидова - М.: Изд.полит.лит., 1989
  3. Лубянка. ВЧК - ОГПУ - НКВД - НКГБ - МГБ - МВД - КГБ: 1917 — 1960. Справочник. - М.: Издание МФД, 1997
  4. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) - ВКП(б), ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917-1953 / под ред. А.Н.Яковлева. - М.: Издание МФД, 1999.
  5. "Очистим Россию надолго". К истории высылки интеллигенции в 1922 г. // "Отечественные архивы" № 1 (2003 г.)
  6. А.Бартов. Заметки о пролетарских и крестьянских поэтах, объединениях и кружках раннего советского времени // «Нева» 2009, №11
  7. Постановление Политбюро ЦК РКП(б) по докладной записке ГПУ «Об антисоветских группировках среди интеллигенции» 8.06.1922 // Архив А.Н.Яковлева - 1922 г.: Высылка интеллигенции - Док.№6.
  8. Уголовный кодекс РСФСР (1922)