0. Следуя логике теории практик, мы устанавливаем, что культура воспроизводится в динамическом единстве артефакта и практики: артефакт порождает практику и распредмечивается в ней, практика опредмечивается в артефакт. 1. Культура устроена так, что любая практика и любой артефакт должны обладать качествами полной объяснимости и предсказуемости. 2. Границы объяснимости и предсказуемости подвижны. 3. Полностью непредсказуемые и необъяснимые артефакты и практики - вне пределов культуры. То, что непредсказуемо при условии хотя бы частичной объяснимости, и то, что необъяснимо при условии хотя бы частичной предсказуемости - остаются в культуре. 4. Критерии предсказуемости и объяснимости артефактов и практик - обязательный инструмент культуры. Ключевые параметры определения и сравнения - степень рациональности объяснения и степень линейности предсказаний. 5. Культура устроена так, что для ее воспроизводства практики и артефакты присваиваются или отчуждаются. 6. В силу подвижности границ объяснимости и предсказуемости (иррациональности - нелинейности) в культуре выстраивается подвижная граница между "своим" (полностью присвоенным) и "чуждым" (полностью отчужденным). По сути, это непустой отрезок, внутри которого выделяются градации (степени) присвоения-отчуждения: "свое" - "иное" - "чужое" - "чуждое". 7. "Свое" и "чуждое" - иррациональны, при этом свое полностью предсказуемо, чуждое - полностью непредсказуемо. "Иное" и "чужое" - рациональны и предсказуемы в той или иной степени. 8. Любая культура устанавливает и поддерживает (институциализирует) приемлемые для данной культуры в данном месте и времени степени рациональности и предсказуемости практик. 9. Практики неприемлемой иррациональности и непредсказуемости культурой маргинализируются, вплоть до изоляции и эксклюзии из культуры, а при невозможности этого - физической ликвидации как носителей этих практик, так и связанных с этими практиками артефактов.
(CC BY-SA) А.Крамер, 2022 |