| 
 1-й этап (1748 - 1775) 
 
	| Социокультурный контекст | Залы | Элементы архитектурного языка |  
	| Формирование и широкое распространение обществ любителей музыки, для которых существовавшие на тот момент помещения по тем или иным причинам не подходили; а также филармонических обществ (придавших концертному залу общедоступность и ставших серьезным продюсерским инструментом). | Holywеll Music Room (Оксфорд, 1748),
 St.Cecilia's Room
 (Эдинбург, 1762),
 Hanover Square Room
 (Лондон, 1775)
 Altes Gewandhaus
 (Лейпциг, 1781)
 | Основные схемы планов зала (прямоугольная, U-образная, эллиптическая).
Основные методы фокусировки звука или улучшения условий слышимости: все залы в той или иной степени используют "усеченную" U-образную амфитеатральную рассадку, все залы имеют высокую сцену для исполнителей. |  
 2-й этап (1775-1870) 
 
	| Социокультурный контекст | Залы | Элементы архитектурного языка |  
	| Разделение профессии музыканта на свободные профессии композитора, исполнителя и дирижера,
Музыкальные сообщества профессионализируются.
Распространение консерваторий, создание Ecole des Beaux-Arts.
Появление понятия "досуг"; КЗ - место массовых досуговых мероприятий.
Околомузыкальный бизнеса: производство муз. инструментов, нотные издательства, журналистика. 
Развитие железных дорог: институты профессионалов-гастролеров и профессионального концертного бизнеса
Концерт - форма "потребления развлечений напоказ", формат "шоу" и  отношение к концерту как к аудиовизуальному событию.
Концертная сцена стала подвижной; параллельно в театре особая роль отводится авансцене.
"Визуально-этическая революция": дирижер повернулся к зрительному залу спиной. | Crystal Palace (Лондон, 1851-54)
 Royal Albert Hall
 (Лондон, 1874)
 | Подвижная или трансформируемая сцена
Пределы расчетной вместимости зала и предел численности оркестра. 
Полифункциональность зала, допускающего, кроме концертов, и иные массовые мероприятия. |  
 3-й этап (1870-1900) 
 
	| Социокультурный контекст | Залы | Элементы архитектурного языка |  
	| Размежевание академической музыки на "высокую классику", "современную музыку" и "популярную классику".
Расширение спектра профессиональных сообществ, фактически создавших социальную среду, поддерживавшую развитие концертного зала.
Новые музыкальные жанры и институции: "музыкальная профессиональная эстрада", оперетта, мюзикл, попурри. Мюзик-холлы, кафешантаны, казино. 
Концертный зал - фактор, определяющим "культурное лицо" города | Musikverein (Вена, 1870)
 Neues Gewandhaus
 (Лейпциг, 1884)
 Concertgebouw
 (Амстердам, 1888)
 Carnegie-Hall
 (Нью-Йорк, 1891)
 Boston Symphony Hall
 (Бостон, 1900)
 | Здание КЗ - архитектурная доминанта города или района
Двухзальная структура здания (большой и малый залы);
Зал трапециевидно-секторного типа;
Акустический потолок (подвесной, сетчатый, с кессонами), использование околопотолочных окон и элементов их оформления в качестве акустических элементов;
Купольный (сводчатый) звукоотражающий потолок сложной конфигурации, дополнительные акустические экраны-отражатели;
Консольные балконы;
Использование пластического декора для улучшения акустики. |  
 4-й этап (1900-1940) 
 
	| Социокультурный контекст | Залы | Элементы архитектурного языка |  
	| Слияние профессиональной звукозаписи и радиовещания.
Радиокомпании обзаводятся симфоническими оркестрами (концерт для радио как устранение зрителя)
Выбор в пользу радиовещания (а не посещения концертного зала) - признак прогрессивности и серьезного отношения к музыке
Звуковое кино как явление мультимедийное, с устранением исполнителей из пространства события: место (функцию) музыкантов занимают (выполняют) акустические системы (громкоговорители). | Stockholm Concert Hall (Стокгольм, 1926),
 Salle Pleyel
 (Париж, 1927)
 Radio City Music Hall
 (Нью-Йорк, 1932).
 | Форма зала: секторный/веерный, шестиугольный
Отдельная от формы зала форма пространства для исполнителей, часто подвижная или трансформируемая;
Купольный потолок "направленной конфигурации";
Неподвижные или регулируемые акустические экраны (ступенчатые потолок, стены, под-потолочные навесные конструкции). Купольные и портальные экраны между сценой и залом; |  
 
 
 
 |