MUZA \ текст \ диссертация M.A.
Краткая периодизация развития концертного зала

1-й этап (1748 - 1775)

Социокультурный контекст Залы Элементы архитектурного языка
Формирование и широкое распространение обществ любителей музыки, для которых существовавшие на тот момент помещения по тем или иным причинам не подходили; а также филармонических обществ (придавших концертному залу общедоступность и ставших серьезным продюсерским инструментом). Holywеll Music Room
(Оксфорд, 1748),
St.Cecilia's Room
(Эдинбург, 1762),
Hanover Square Room
(Лондон, 1775)
Altes Gewandhaus
(Лейпциг, 1781)
  • Основные схемы планов зала (прямоугольная, U-образная, эллиптическая).
  • Основные методы фокусировки звука или улучшения условий слышимости: все залы в той или иной степени используют "усеченную" U-образную амфитеатральную рассадку, все залы имеют высокую сцену для исполнителей.
  • 2-й этап (1775-1870)

    Социокультурный контекст Залы Элементы архитектурного языка
  • Разделение профессии музыканта на свободные профессии композитора, исполнителя и дирижера, Музыкальные сообщества профессионализируются.
  • Распространение консерваторий, создание Ecole des Beaux-Arts.
  • Появление понятия "досуг"; КЗ - место массовых досуговых мероприятий.
  • Околомузыкальный бизнеса: производство муз. инструментов, нотные издательства, журналистика.
  • Развитие железных дорог: институты профессионалов-гастролеров и профессионального концертного бизнеса
  • Концерт - форма "потребления развлечений напоказ", формат "шоу" и отношение к концерту как к аудиовизуальному событию.
  • Концертная сцена стала подвижной; параллельно в театре особая роль отводится авансцене.
  • "Визуально-этическая революция": дирижер повернулся к зрительному залу спиной.
  • Crystal Palace
    (Лондон, 1851-54)
    Royal Albert Hall
    (Лондон, 1874)
  • Подвижная или трансформируемая сцена
  • Пределы расчетной вместимости зала и предел численности оркестра.
  • Полифункциональность зала, допускающего, кроме концертов, и иные массовые мероприятия.
  • 3-й этап (1870-1900)

    Социокультурный контекст Залы Элементы архитектурного языка
  • Размежевание академической музыки на "высокую классику", "современную музыку" и "популярную классику".
  • Расширение спектра профессиональных сообществ, фактически создавших социальную среду, поддерживавшую развитие концертного зала.
  • Новые музыкальные жанры и институции: "музыкальная профессиональная эстрада", оперетта, мюзикл, попурри. Мюзик-холлы, кафешантаны, казино.
  • Концертный зал - фактор, определяющим "культурное лицо" города
  • Musikverein
    (Вена, 1870)
    Neues Gewandhaus
    (Лейпциг, 1884)
    Concertgebouw
    (Амстердам, 1888)
    Carnegie-Hall
    (Нью-Йорк, 1891)
    Boston Symphony Hall
    (Бостон, 1900)
  • Здание КЗ - архитектурная доминанта города или района
  • Двухзальная структура здания (большой и малый залы);
  • Зал трапециевидно-секторного типа;
  • Акустический потолок (подвесной, сетчатый, с кессонами), использование околопотолочных окон и элементов их оформления в качестве акустических элементов;
  • Купольный (сводчатый) звукоотражающий потолок сложной конфигурации, дополнительные акустические экраны-отражатели;
  • Консольные балконы;
  • Использование пластического декора для улучшения акустики.
  • 4-й этап (1900-1940)

    Социокультурный контекст Залы Элементы архитектурного языка
  • Слияние профессиональной звукозаписи и радиовещания.
  • Радиокомпании обзаводятся симфоническими оркестрами (концерт для радио как устранение зрителя)
  • Выбор в пользу радиовещания (а не посещения концертного зала) - признак прогрессивности и серьезного отношения к музыке
  • Звуковое кино как явление мультимедийное, с устранением исполнителей из пространства события: место (функцию) музыкантов занимают (выполняют) акустические системы (громкоговорители).
  • Stockholm Concert Hall
    (Стокгольм, 1926),
    Salle Pleyel
    (Париж, 1927)
    Radio City Music Hall
    (Нью-Йорк, 1932).
  • Форма зала: секторный/веерный, шестиугольный
  • Отдельная от формы зала форма пространства для исполнителей, часто подвижная или трансформируемая;
  • Купольный потолок "направленной конфигурации";
  • Неподвижные или регулируемые акустические экраны (ступенчатые потолок, стены, под-потолочные навесные конструкции). Купольные и портальные экраны между сценой и залом;




  • [20.02.2009]

    eXTReMe Tracker