1-й этап (1748 - 1775)
Социокультурный контекст |
Залы
|
Элементы архитектурного языка
|
Формирование и широкое распространение обществ любителей музыки, для которых существовавшие на тот момент помещения по тем или иным причинам не подходили; а также филармонических обществ (придавших концертному залу общедоступность и ставших серьезным продюсерским инструментом).
|
Holywеll Music Room
(Оксфорд, 1748),
St.Cecilia's Room
(Эдинбург, 1762),
Hanover Square Room
(Лондон, 1775)
Altes Gewandhaus
(Лейпциг, 1781)
|
Основные схемы планов зала (прямоугольная, U-образная, эллиптическая).
Основные методы фокусировки звука или улучшения условий слышимости: все залы в той или иной степени используют "усеченную" U-образную амфитеатральную рассадку, все залы имеют высокую сцену для исполнителей.
|
2-й этап (1775-1870)
Социокультурный контекст |
Залы
|
Элементы архитектурного языка
|
Разделение профессии музыканта на свободные профессии композитора, исполнителя и дирижера,
Музыкальные сообщества профессионализируются.
Распространение консерваторий, создание Ecole des Beaux-Arts.
Появление понятия "досуг"; КЗ - место массовых досуговых мероприятий.
Околомузыкальный бизнеса: производство муз. инструментов, нотные издательства, журналистика.
Развитие железных дорог: институты профессионалов-гастролеров и профессионального концертного бизнеса
Концерт - форма "потребления развлечений напоказ", формат "шоу" и отношение к концерту как к аудиовизуальному событию.
Концертная сцена стала подвижной; параллельно в театре особая роль отводится авансцене.
"Визуально-этическая революция": дирижер повернулся к зрительному залу спиной.
|
Crystal Palace
(Лондон, 1851-54)
Royal Albert Hall
(Лондон, 1874)
|
Подвижная или трансформируемая сцена
Пределы расчетной вместимости зала и предел численности оркестра.
Полифункциональность зала, допускающего, кроме концертов, и иные массовые мероприятия.
|
3-й этап (1870-1900)
Социокультурный контекст |
Залы
|
Элементы архитектурного языка
|
Размежевание академической музыки на "высокую классику", "современную музыку" и "популярную классику".
Расширение спектра профессиональных сообществ, фактически создавших социальную среду, поддерживавшую развитие концертного зала.
Новые музыкальные жанры и институции: "музыкальная профессиональная эстрада", оперетта, мюзикл, попурри. Мюзик-холлы, кафешантаны, казино.
Концертный зал - фактор, определяющим "культурное лицо" города
|
Musikverein
(Вена, 1870)
Neues Gewandhaus
(Лейпциг, 1884)
Concertgebouw
(Амстердам, 1888)
Carnegie-Hall
(Нью-Йорк, 1891)
Boston Symphony Hall
(Бостон, 1900)
|
Здание КЗ - архитектурная доминанта города или района
Двухзальная структура здания (большой и малый залы);
Зал трапециевидно-секторного типа;
Акустический потолок (подвесной, сетчатый, с кессонами), использование околопотолочных окон и элементов их оформления в качестве акустических элементов;
Купольный (сводчатый) звукоотражающий потолок сложной конфигурации, дополнительные акустические экраны-отражатели;
Консольные балконы;
Использование пластического декора для улучшения акустики.
|
4-й этап (1900-1940)
Социокультурный контекст |
Залы
|
Элементы архитектурного языка
|
Слияние профессиональной звукозаписи и радиовещания.
Радиокомпании обзаводятся симфоническими оркестрами (концерт для радио как устранение зрителя)
Выбор в пользу радиовещания (а не посещения концертного зала) - признак прогрессивности и серьезного отношения к музыке
Звуковое кино как явление мультимедийное, с устранением исполнителей из пространства события: место (функцию) музыкантов занимают (выполняют) акустические системы (громкоговорители).
|
Stockholm Concert Hall
(Стокгольм, 1926),
Salle Pleyel
(Париж, 1927)
Radio City Music Hall
(Нью-Йорк, 1932).
|
Форма зала: секторный/веерный, шестиугольный
Отдельная от формы зала форма пространства для исполнителей, часто подвижная или трансформируемая;
Купольный потолок "направленной конфигурации";
Неподвижные или регулируемые акустические экраны (ступенчатые потолок, стены, под-потолочные навесные конструкции). Купольные и портальные экраны между сценой и залом;
|
|