Проект MUZA | Дневники
O "чувстве времени", "чувстве ритма" и "искусстве во мне"...


[24.03.11]

Навеяно вопросом в ЖЖ.
В некотором роде "перепост "моего ответа.

... оно ведь не очень очевидное. Разница точно та же как между "человек смертен" и "человек внезапно смертен". Таки извиняюсь за мрачность тона, но идея "времени" возникает с момента осознания собственной смертности. Чувство времени - с момента прочувствования этой идеи.

Ключевое слово: идея. Потому что все крутится вокруг "будущего". Будешь ли ты завтра утром пить кофе с коньяком? Принесут ли тебе через неделю кота на воспитание? а еще через неделю собаку? В общем виде: наступит ли то или иное событие? Это великое "чую я шо мы накануне грандиозного шухера" - оно все о том же: что произойдет какое-то событие, оно вовлечет тебя (прямо или косвенно) и тебе придется что-то с этим делать. Поэтому ты заранее покупаешь соль, ботинки, бросаешь курить (ненужное вычеркнуть). Про ненужное - тоже важно. Чувство времени - это когда ты может быть даже не знаешь точно, что именно нужно сделать заранее, но чуешь это достаточно точно.

Точность чутья определяется и проверяется другой идеей - повторяемости. Есть события, которые склонны возвращаться как грабли. Даже стихийные бедствия. А есть события, которые "форс-мажор" по умолчанию: смерть и прочий апокалипсис. К первым можно быть готовым как пионэр, ко вторым никогда готов не будешь. Между первой и второй промежуток не пустой, то есть события могут явно повторяться, с изменениями, а также искаженные настолько, что лишь жесткий анализ найдет существенные сходства.
Ключевое слово: сходство. Потому что сравниваешь то что было и то что есть.

А вот теперь следим внимательно. Когда речь идет о "чувстве времени", то важная его часть - "вовремя подсуетиться". До наступления события. Это же относится и к идее "повторяемости": это про способность распознать "грабли" до того, как ты на них наступишь. Вовремя сделать синкопу.

Хронобиологи еще а 1970-х заметили (а вообще-то раньше, но публикации начались именно тогда) что у человека многие процессы в организме устроены периодично. А поведенческие (и адаптационные) процессы довольно жестко привязаны к смене дня и ночи (краткий списочек). Организм и день-ночь формируют у человека "фоновую" (то есть не осознаваемую) структуру событийности. Младенца почти всегда родители учат входить в эту неосознанность. Причем так, что социальные процессы привязываются к физиологическому (циркадианному) периоду "день-ночь". Так вот, фоновая структура событийности определяет то, что именуется "чувством ритма". Поэтому говорят, что "ритм физиологичен" (и это правда). Осознаются только сбои повторяемости. И если сбои сами начинают повторяться, необходима какая-то идея, которая объяснит повторяемость. Строго говоря, наступление "весны" после "зимы" - как раз такая объясняющая идея "сезонности", потому что первая и следующая оттепели - это сбои. Сбои автоматизма. И появляется объединяющая все сбои идея "времени". И идея "будущего". И идея, что к некоторым событиям нужно подготовиться заранее.

Фоновая повседневность и повседневность осознаваемая. И потом вообще не повседневность: суть в переходе физиологических (адаптационных) процессов в социальные. И изменяемость физиологии под прессом социального (да взять от же недосып). В силу взаимовлияний сладывается впечатление, что "чувство ритма" и "чувство времени" связаны напрямую. Только вот эта связь пришла извне и навязана культурой.

Теперь еще от какой момент. Есть такой парадокс: редкие заболевания усиливают чувство ритма. Просто по контрасту. А вот сбои иммунитета и хронические заболевания как раз наоборот: вносят в чувство ритма путаницу. А то и вовсе его ликвидируют. Зато множественность объясняющих все эти сбои идей формируют изощренную философскую систему, на базе которой "чувство времени" растет и усиливается до полной неадекватности. Все осложняется тем, что если оная философская система непротиворечива, она усваивается культурой. И родители вполне на этапе обучения ребенка "фоновой событийности" вполне могут оной неадекватности его научить. А дальше по цепочке: характерный пример "прогулял школу - скажи что приболел". И пошло гулять по просторам, вплоть до концепции "а Россия больна, ее лечить нужно". Опять же апокалиптические психозы в средневековой Европе, которые были завязаны на больные организмы, умеющие болезни непротиворечиво объяснять. Но тут вообще-то страшненько, потому что объяснения куда чаще увязываются с верованиями и предрассудками, чем с логикой (психотерапевты и психиатры в курсе).

И вот тут начинается самое интересное: в культуре Европы (а речь именно о европейской культуре, на Востоке, например, все немножко иначе) аккурат к концу Средневековья складывается механизм, вводящий "чувство времени" со всей его подоплекой и всеми проявлениями, что называется, "в рамки". Именуется этот механизм "искусством". В социальной истории искусства очень четко прослежено, как в 15-17 веках необычность и непривычность "фоновой повседневности" людей искусства отделялась от "обыденной" и объяснялась разными способами. В 18 веке весь корпус объяснений и "изощренных философских систем" сводится в науку эстетику. Примерно тогда же появляются первые зачатки концепции "профориентации" (в рамках всяческого утопизма). В 19 веке появляются "почти научные" концепции "гений и безумие" плюс "гений и помешательство". Особый сюжет про "артистические кварталы" - это уже вообще становится чуть ли не градостроительной проблемой. По сути, в 19 веке в Европу пришел Восток, где "время" - это совсем не европейское "время"... и как раз тогда "чувство времени" становится навязчивой идеей в европейской культуре. Заметь: чувство, а не логика. Это ведь наложилось на типично европейские концепции "теории вероятности", "теории неопределенности", и главное, "теории относительности". Плюс Фрейд с "бесознательным".

Эк меня проняло. Однако осталось немного. Если ребенок отслеживает, что он "не такой" (а), способен это "не такое" как-то выразить (б), и это самовыражение более-менее соответствует общественным представлениям о "задатках человека искусства" (в), то такие задатки надо бы развить. В каком-то направлении. Ну в самом деле, не сам же я в 5 лет выдумал концепцию "композитора" (хотя композитором я хотел быть уже тогда, я точно помню). В музыкальной школе мне сначала твердили про ритм. Чувства ритма у меня не было никакого (если вспомнить про количество хронических болячек, это вполне объяснимо). Надо было встретиться с Марией Алексеевной Крафт (по сути, первым Учителем на самом деле), которая объяснила мне свою систему оценок: пятерка - это когда "знает и понимает", а когда "не знает, но понимает" - это четверка. Переворот в сознании: музыка это что-то сбоку от концепций. Это мне было лет десять... А потом - сильно позже, второй Учитель - режиссер Изяслав Борисович Борисов, наведший меня на Канта ("искусство есть целесообразность без цели") и на такую чеканную формулу: искусство - это когда чувства зрителя связываются режиссером в единственно необходимую связь. Так, и никак иначе. И мастерство - в том, чтобы связать это все "на одном дыхании". Чтобы снять "время" как явную во время спектакля расчлененность на события. Времени в "момент искусства" нет. Парадокс, но это как раз и есть лично для меня "чувство времени".

Copyright © А.Крамер, 2011