Проект MUZA | Дневники
"ЗаказчеГ-сцуко" / Заказчег велел рэп - или soc.hist.of_art


[20.04.09]

Для любого творческого человека ЗаказчеГ - сцуко.
И не потому даже, что платить отказывается (все-таки чаще платят за работу). Сцуко потому что за свои деньги считает возможным диктовать свою "художественную волю". В этом и вопрос уже теоретически интересный: почему наличие денег + факт заказа означает саму возможность такой вот "диктовки".

Если подумать, то мы окажется вот перед таким странным утверждением: в любой момент времени, произведение, созданное по заказу, должно чем-то отличаться от произведения, по заказу не соданного. Да и художник, творящий по заказу, должен отличаться от художника, по заказу не творящего. В общем, нужна фигура "свободного художника". И, очевидно, с другой стороны, нужно понимание, что произведение искусства вполне можно перепродать. То есть дело не в деньгах как таковых, а в осознании прибылей. И в складывании помалу круга людей, для которого подлинность есть гарантия помещения капитала (в том числе в подделки). Сие важно, ибо деньги суть ценность универсальная, в отличие от всяких там ваших эстетических. Заметим попутно, что эстетические ценности [и должны быть] доступны не всем, как впрочем и ценности высоких образований. В поле символических отношений разговор Маркса о "превращенной форме" очень похож на разговор Бодрийяра о "симулякре".

А, да. Еще два важных момента. Нужно еще отделить владельца от управляющего. И четко развести по углам "меценатов" и "спонсоров". А дальше, где отделяют - ищи вахтера. То есть профессионального посредника. Галереи, артистические агентства, конкурсы, продюсеры и так далее, у них задача "не пущать" прежде всего. Настырным и журналистам - обязательно объяснять почему. Характерно, что конкурсы и фестивали активно пропагандируют собственную "социальную значимость" (и это примерно с конца 19-го века).

Собственно, так - от "собственность это кража" (Прудон, 1840) до "высокогорного плато процветания" (Фишер, 1929) и далее В.Д. примерно до 1937-го. А в промежутке: Париж 1840 и 1871, Сараево 1914, Петроград 1917 и Берлин 1933-го. Потом война и не до того, а потом случился 1956-й и "оттепель". И стало очевидно, что сложился круг тех, кто платит, круг оценщиков, круг "ведунов", круг "потребителей" (важная деталь - тот, кто реально платит, отгородился от создателя искусства кругом так называемого "массового заказчеГа", он же "потребитель") - со своими элитами и модами внутри каждого круга. Именно тогда, кажется, стало очевидно, что "ЗаказчеГ - сцуко, кто бы он ни был". По Парсонсу.

Назрела необходимость выхода за пределы "заказного искусства". В этом смысле и авангард 60-х, и "авторская песня", и Барт, Делез, Лукман, Фуко и структурализм с семиотикой - явления примерно одного порядка. Другое дело, что их быстро "прибрали к рукам". Еще одна попытка выхода за "пределы заказуемого" стряслась уже в 80-е - 90-е. Лиотар (1979), Бодрийяр (1981), очередной неофеминизм, а далее Хабармас (1992), Бурдье (1997) e tuttu quanti.

ЗаказчеГ (с другой стороны) все равно "сцуко". По умолчанию. Потому что сам факт причисления к произведениям искусства оказался сведен к факту продажи / покупки оного произведения. К факту местонахождения оного после покупки. Уравняли: произвести симфонию и произвести новую зубную пасту - это одно и то же, потому что главное не кто производит, а за сколько купят. А вот это заказчеГ знает лучше. Поэтому и говорит: делай как я тебе говорю. "Пипл схавает" - значит, бизнес будет иметь место. Цинично? А что делать, если все продается и покупается? Хочешь жить городской жизнью - хочешь в элиту - соответствуй. Или ехай в деревню, на натуральное хозяйство. Может, и прокормишься.

Тут на самом деле есть одна тонкость: а приводит ли диктат ЗаказчеГа к возникновению новых направлений в искусстве?
То что события последовательны, во многом очевидно, но взаимосвязаны ли?

Говорят, кстати, что описанная конструкция (про симфонию и пасту) - это такой социальный механизм борьбы с "перепроизводством специалистов творческих / гуманитарных специальностей". Вообще идеальная ситуация - когда молодой автор являет себя миру в среднем лет так в 40. На этом фоне хорошо продаются вундеркинды. Правда, сейчас в моде молодость и 40 лет это чуть ли не глубокая старость. Ну дык на то и первое правило социальной справедливости: разделяй и властвуй...

* * *

Обычное дело: музыка к новогоднему спектаклю. Обыкновенная сказочка, предназначенная к "чёсу" по школам.
Без претензий. И вот, в одной из песен (которую поют уже ближе к концу главные герои) заказчик просит в припеве дать рэп.
Куплеты черт с ними, пусть как будет, а вот в припеве - рэп.
Сделал, отчего бы не сделать. Тем более, что песня "не в действие", идеологическая песня ("стоит только захотеть, и исполнятся желанья"). Сделал, сдал, получил в лапу и забыл.

Спустя год, опять на новогоднем спектакле, история повторилась. На сей раз это был балет, натурально, и делался он уже не на школьную, а на студенческую аудиторию. Я как-то уже писал про заповедную реплику заказчика, мол, фанфары у вас того, безрадостные какие-то... На сей раз заказчик, ссылаясь на балетмейстера, попросил в балетную сцену бала в Эскуриале (для шести танцоров) в финал ввести ритм R'n'B. Вот ничего не менять, только поверх симфонического оркестра бросить ударную установку. Для чего выделялся специальный диджей, который в студии за полчаса набил нужный ритм, отбыл, а мы со звукорежиссером остались, задумчиво потирая лбы: что ж это получается-то...

А и впрямь, что? Ведь ситуации по сути чрезвычайно похожи. Новогодняя сказка - в любой форме - весьма короткоживущий жанр. Вот как елки закончатся, так и все. Две-три недели, от силы месяц. Причем мало кто придет смотреть сей шедевр даже второй раз. Кроме того, "утиренник" - как ни крути, строгий жанр; там все привязано к Дед-Морозу и поздравлению с новым годом, так что задачка проста, создать саспенс нужного уровня. Причем без каких-либо мыслительных процессов, развлечь. Что подразумевает набор абсолютно узнаваемых знаков.

В этом смысле оба заказчика, по сути, скорректировали формальные признаки "съедаемости" (да и пресловутая "безрадостность" фанфар туда же, только это про саспенс - примерно как фотограф на рекламной съемке просит модель "добавить секса" в позу).

Copyright © А.Крамер, 2007