Проект MUZA | Дневники
Ходили в филармонию на Гершвина...


[15.01.07]

Шухер начался еще в декабре: Новосибирский симфонический под руководством самого маэстро Каца сыграет Бернстайна - сюиту из "Вестсайдской истории" и Гершвина - "Американца в Париже", сюиту из "Порги и Бесс", а также "Рапсодию в стиле блюз", причем солировать будет лично Даниил Крамер. Контрамарку удалось вытрясти только в день концерта - на приставные стулья в проходе у 7-го места (приставные к 6-му были распроданы). При учете того, что а) Гершвин и Бернстайн да еще б) в симфоническом звучании - а вот фиг Бернстайна. "Вестсайд" заменили Дж.Раттером (Gloria для хора, ударных, медных духовых и органа). И не Кац, а Шестаков. И в фойе кофе-автомат не регулировал количество сахара. И вообще в концерт приехали мы от родственников, где я благополучно объелся и был несколько духовно отяжелевши; а полный зал эдаких духовно-строгих лиц, многие - с явным сознанием приобщения духовным ценностям и эдаким постновато-интеллигентным необщим выраженьем.

Да вот, ити его, преподаватель музыкальной журналистики явился во всей красе и стал созерцать. Вообще музыку в концерте, оказывается, во многом воспринимаешь глазами - через спину дирижера. Архитектурное зрелище.

Или ландшафтное; к примеру, Мравинский - это, пожалуй, набережная Мойки, Федосеев - закоулки между Новым и Старым Арбатом, а вот маэстро Зайдентрегер - стадион "Сибирь", когда в этом стадионе бокс дают. Спиваков - это жилой микрорайон, вроде утопающего в зелени "Лаздиняя" в Вильнюсе, Рождественский - побережье Сочи в сезон, а Шестаков - вроде как если памятник мастеру "русского стиля" поставить на Кутузовском (тьфу, это уже какой-то "волкодав с валторною" получается). Но все равно - впечатлил. Да, именно: когда на Кутузовском пробки.

Когда наконец духовики научатся играть как минимум не вразнобой? Когда научатся попадать в ноту, а не "въезжать" в нее? Когда наконец перестанут заменять орган самоиграйкой системы "Ямаха" - ну да это как раз понятно. Орган в Энске один - в консерватории, а филармония на консерваторию обиделась лет эдак десять уже назад, когда за аренду зала консерватория попросила у филармонии денег. Вот так и получается - орган в консерватории, а в филармонии - "Ямаха" с "комбиком". И музыка под стать - то есть не музыка, а интер... тре...пре.. Ну типа киноэстетика критического реализма: английская деревушка, после рождественской мессы народ валит из церкви, напивается на ходу и эдаким аглицким блюзом горланит: "Гло-о-о-рия! а-мЕн! а-А-мен!" Тромбоны ревут, литавры гремят, "ямаха" свиристит - Мосфильм, экспериментальное творческое объединение, тысяча десятьсот семьдесят... ну неважно. Двадцать минут "пожарного оркестра" с хором. Смешно.

Народ в зале одухотворен в ожиданиях. "Американца" сыграли даже с куражом, объявили антракт. "Порги" после антракта также прошла на ура, после чего начали выдвигать на авансцену припрятанный рояль для Крамера. Выдвинули. Возопил кларнет и начался блюз. Справка: "Rhapsody in Blue" (1924) написана для фортепиано и джазового оркестра Пола Уайтмена. Оркестровал замыслы Гершвина аранжировщик оркестра Ферд Грофе, подгоняя инструментовку под стиль каждого оркестранта, - спустя два года тот же Грофе переложил Рапсодию на фортепиано и симфонический оркестр. ...так что сказать... Исполнявшийся на бис сольный крамеровский "кошмар абсолютника" (по выражению Катерины) был интереснее. А рапсодия... ну даже если не знаешь, что Гершвин почитал Рахманинова... - ну все равно ведь слышно, что играть нужно разным звуком! видимо, не слышно. Академический экзерсис для джазмена и эстрадно-симфонического. К какой ноге кобылы привязан Раттер - непонятно, видимо, пресловутый "эффективный менеджмент", когда сверстывают программы на два года вперед (все равно потом что-то поменяется). По-хорошему, программу стоило строить так: сначала Бернстайн, потом "Американец" и "Порги", антракт. Потом пусть бы Крамер поиграл соло (надо дать ушам отдохнуть, переключить в другой звук) и затем "Рапсодию". Первое отделение получилось бы чуть длиннее, но зато ощущение от концерта было бы куда более цельным. А то устал уже, ломишься в гардероб, а тут на тебе - "бисы"...

Copyright © А.Крамер, 2007