Проект MUZA | Дневники
Гобой


[23.04.07]

1. А знаете ли вы, почему нельзя писать партию ударных по принципу "тыц!... сорок тактов паузы... тыц! тыц.... еще сто пятьдесят тактов паузы"? А потому что ударники начнут травить анекдоты. А рядом с ними сидят туба и тромбоны. А рядом сидят флейты и гобои. И знаете ли вы, какой звук издает гобой, когда гобоист берет ноту, продолжая ржать над анекдотом? Не знаете? Так я вам скажу: нечто среднее между блеянием сильно нетрезвого козла и истерикой полупоридушенного петуха. Незабываемый, душераздирающий звук!

2. А знаете ли вы, что гобой дает "ля" для настройки всего оркестра? конечно знаете. А знаете ли вы, как звучит это "ля", когда гобоист ржет над анекдотом? И как после этого настраивается оркестр? И как после такой настройки звучит Моцарт? Правильно: как непроспавшийся Стравинский.

3. А знаете ли вы, почему гобоя нет в так называемых "жмур-оркестрах"? Ну, в тех, которые "играют на похоронах и танцах"? Потому что тембр гобоя работает как усилитель тембра трубы. И почему-то так происходит, что гобоисту ну никогда не перепить трубача. У трубача губы сильнее. Зато у гобоиста чувство юмора. Шостакович, когда изображал "пожарный оркестр", хорошо про это помнил.

4. Между прочим, когда две флейты разъезжаются в унисоне, это еще полбеды, тембр мягкий, в оркестре даже и незаметно. Когда то же самое делают два кларнета, это звучит как "Изя и Яша уже пора". Но два гобоя, разъезжающиеся в унисоне посреди лирической и почти эротической темы... Облом нимфоманки, вот как это называлось лет десять назад.

5. У гобоя специфический, "носовой", при этом довольно резкий, хотя и немножко туманный тембр. Характерный тембр, харАктерный, при этом немножко "тормозной". Пьеро. Арлекин - это, пожалуй, кларнет, а вот Пьеро. Восточный гость - в том еще, старом понимании (но это скорее ближайший родич гобоя, английский рожок). Он же - гобой - заменитель жалейки и прочих "dudоchka a la russ". И при всем том гобой замечательно имитирует дудук...

6. А вот еще сценка из жизни: саксофонистка влюбилась в гобоиста на репетициях равелевского "Болеро". Но как высказать свое чувство? И вот, как-то майским утром, гобоиста разбудил саксофон, выводящий под окнами "summertime". Как вы думаете, что в ответ сыграл гобоист? Ни за что не догадаетесь: "ля". То самое "ля",на которое настраивается оркестр. А счастье было так возможно...

7. И под занавес. Клезмерский ансамбль. Кларнет, ударник, контрабас, аккордеон. Играют "семь сорок". Что-то не так: ноты те, а кураж не тот. Полчаса репетиций, час... В перерыве в курилку заходит дедушка, послушал и так, как бы про себя: "А знаете, у меня для вас уже есть немножко мысль"... Вернулись из курилки, взяли инструменты, раз-два-три... и вы знаете, этот дедушка на своем гобое - из-за двери! - сделал всех своим паровозным гудком!

Copyright © А.Крамер, 2007