Проект MUZA | Дневники
План Немцова (as if)


[05.01.15]

Сначала Борис Немцов (31 декабря) публикует возможный политический план оппозиции. Потом депутат Кац "занудствует" про план набрать 3,5% населения в акциях законного протеста.

…и думалось мне про это. И вот что надумалось: все благопожелания неизбежно столкнутся с нынешней Госдумой [1]. Потому что любая философия нуждается в оформлении в виде законов. А мирный протест будет связан с выполнением норм тех законов, которые есть сейчас. Какие бы они ни были.

Ну вот. А теперь к "плану Немцова", в котором сразу же значится:

"1. Отставка Путина как виновника политического и экономического кризиса в России.
2. Изменение Конституции:
-в части ограничения пребывания у власти Президента не более двух сроков по 4 года.
- формирования Правительства парламентом
3. Проведение свободных Президентских и парламентских выборов".

Допустим, пункт 1-й плана сработал, действующий Президент проникся, осознал и согласно п.2 ст. 92 Конституции подал в отставку. Иные варианты отрешения Президента неприемлемы или маловероятны: состояние здоровья (нам только ГКЧП-2 не хватало!) или обвинение в нарушении Конституции и законов, выдвинутое Госдумой, поддержанное затем Верховным и Конституционным Судами - тогда Совет Федерации может отрешить действующего Президента [2]… Три варианта. И тогда вр.и.о. Президента РФ становится Председатель правительства [3]. Однако вр.и.о. "не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации" [4].

Но ведь пункт 2 программы Б.Немцова означает изменение как минимум статей 81, 83 и 111 Конституции. Напомню механику: в Госдуму вносится проект ФЗ о поправках в Конституцию, далее этот проект должны одобрить минимум 2/3 общего состава ГД и минимум 3/4 общего состава Совфеда, после чего - не менее 2/3 органов законодательной власти субъектов РФ, до подписания закона Президентом [5].

Стало быть, вр.и.о. не может, - тогда так: за исключением Президента, право законодательной инициативы принадлежит: Совету Федерации, членам СовФеда, депутатам ГосДумы, Правительству, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному и Верховному Судам "по вопросам их ведения" [6].

Итак: кто из перечисленных выше имеет интерес внести подобный законопроект. Вот что касается Думы - точно нет, после махинаций на выборах, после Болотной и далее… Собственно, дело даже не в Думе как таковой, а в партии "Единая Россия". Председатель партии - премьер (потенциальный вр.и.о. Президента). В высшем совете спикеры обеих палат парламента. В Думе - большинство… К слову, после выборов 2011-го СПЧ при президенте потребовал отставки Чурова и принятия нового законодательства [7]. А 22 апреля 2013 года Конституционный Суд РФ подтвердил право избирателей обжаловать итоги голосования в судебном порядке [8].

И пикантная подробность: в первом квартале 2014-го, по данным ЦИК, партии "Единая Россия" перечислено из бюджета 1,79 млрд. рублей [9].

Короче говоря, "эти"™ не захотят. Даже если кто-то еще внесет. Или захотят? пирожок-то жирный (идея "парламент формирует правительство" в целом если не горяча, то "тлеет" точно).

Тут интересные комбинации могут возникнуть (или не возникнуть) на тему "Президент распустит Думу", чему, в свою очередь, есть только три законных способа. Или Президент трижды предлагает кандидатуру премьер-министра, дума трижды отклоняет - тогда Президент распускает Думу. Или Госдума дважды выражает недоверие правительству. Или премьер-министр ставит вопрос перед Думой о недоверии правительству. В этих трех случаях Президент имеет право распустить Думу [10]. Самороспуска для Госдумы не предусмотрено, в отличие от "представительного органа муниципального образования" [11] - но можно прекратить полномочия каждого из 450 депутатов по отдельности [12].

Пусть уже новая Дума приводит в чувство законодательство.
Но до того надо дожить.

И прежде всего, выбрать Президента. Что здесь важно.

Цитирую ст.6 ФЗ "О выборах Президента": "Кандидаты на должность Президента Российской Федерации (далее - кандидаты) могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях"... принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей".

Комментарий: согласно Закону "О политических партиях", участвовать в выборах может партия, имеющая зарегистрированные региональные отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации [13].
Второй комментарий: "группа избирателей", по п.2. ст.34 того же закона - не менее 500 граждан, имеющих право избирать.
Третий комментарий: по данным ЦИК и Минюста на октябрь 2014, таких партий, которые имеют право - 72 штуки [14].

Да, кстати: из 15 членов ЦИК пять назначаются Госдумой, пять СФ и пять Президентом [15].

Собственно, что из этого следует.

Идея в том, чтобы в досрочных выборах Президента не участвовали партии, процветающие в нынешней Госдуме (в идеале), или хотя бы "ЕдРо". Тут тонкость в том, что ликвидировать партию в целом может или съезд партии, или Верховный суд [16]; приостановить (не более чем на полгода) - только Верховный Суд [17]. Ликвидация же регионального отделения требует участия любого суда, даже не Верховного, были бы основания (напомню еще раз о постановлении КС от 22.04.2013 N 8-П, имеющего касательство к любым выборам). Тогда, скажем, задачи ровно две: контролировать нарушения и тем добиться, чтобы у ЕдРа осталось филиалов менее чем в половине субъектов РФ и вторая - строго по депутату Кацу, добиться 3,5% населения в законном протесте.

Впрочем, тут была информация, что, несмотря на выходные, Правительство будет работать над антикризисными мерами…

Примечания:

[1] С.Бочарова. Что стоит за ростом законодательной активности Госдумы; О.Чуракова. Госдума в 2014 году единодушно принимала новые запретительные законы; Е.Костин. Думский исход: Парламентарии в массовом порядке уходят в Совфед и регионы.
[2] Cт.93 Конституции РФ
[3] Подробности см. Постановление КС РФ от 06.07.1999 N 10-П
[4] См. п.3 ст.92 Конституции РФ
[5] Пунктом 2 ст.108 и ст.136 Конституции РФ. Также подробности см. ФЗ от 04.03.1998 N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации").
[6] П.1. Ст. 104 Конституции.
[7] Президентский совет по правам человека призвал Чурова уйти в отставку (24.12.11)
[8] Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.2013 N 8-П - не далее как 2.04.2014 внесены изменения ст.77-78 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
[9] Сведения о поступлении и расходовании средств политических партий за 2014 год
[10] п.1. ст.109, п.4 ст.111 и пп.3-4 ст.117: Конституции
[11] п.1 разд. 16 ст.35 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации")
[12] (ст. 4 ФЗ от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации")
[13] п.2.ст.36 ФЗ от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях".
[14] Список партий, которые могут участвавать в выборах
[15] ст. 21 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации2
[16] п.1. ст.41 ФЗ от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях").
[17] п. 1 ст.39 того же закона.

(CC BY) А.Крамер, 2015