Проект MUZA | Дневники
Антропология колбасы


[31.10.08]

Антропологический феномен, однако.

Ведь изначально - были те, кто ел суп с мясом, и те, кто ел суп без мяса. Важен сам факт наличия мяса; а с говядиной - так это прямо говорило о благосостоянии. Говядину имел тот, кто уже был обеспечен молоком (Катерина точно подметила). То есть - две коровы. Или три. Свои коровы.

Именно коровы. Говядина. Птица - это не мясо. Это птица. Крестьянам бескоровным была доступна по возможности рыба, и то хорошо, если. Свинина - это не мясо, это сало. Свинина неотделима от самогона и водки, и именно во время первой госмонополии на "хлебное вино" (1533) начали целенаправленно выращивать свиней на подворьях.

А колбаса появилась как водится, случайно: собирали голландских мореходов в очередную кругосветку, и случайно жирное подсушенное мясо утрамбовали в кишку, чтоб хранилось лучше. Ну, оно и слежалось. Это как с фондю, тоже в-общем, из меню путешественников; известно с древности, только как "торговая марка" и колбаса, и фондю прорезались в первой трети 17 века.

Колбаса, вообще-то, городской продукт: корову в городе держать сложно. Тут свое подсобное хозяйство нужно.
Мясо, это аристократический продукт, продукт для имеющих два-три села в собственности... А колбаса, она сразу разделилась - на экзотику (деликатес) для тех, у кого и так мясо есть, и на "мясозаменитель", для тех у кого мяса нету. Ну еще были субпродукты и колбаса из субпродуктов, тут уже "социальное дно".

Вот так и поделилось общество, на тех кто мясо может покупать (постоянно, не каждый день, редко) и тех, кому мясо недоступно (а доступны субпродукты). Интеллигенция российская в основном была "колбасной", но и это продлилось недолго. В 1861 отменили крепостное право, но лишь к середине 80-х стали появляться зажиточные крестьяне и как-то формироваться фермерский рынок. А через 30 лет и того не стало. Революция-с. Экспроприации-с. Гражданская война, продразверстка, голод, репрессии.
Какое мясо! Колбаса "из мяса"...

Copyright © А.Крамер, 2008