Проект MUZA | Дневники
О гениальных песнях... (2)


[15.08.08]

Дм.Коломенский открыл результаты опроса о гениальных песнях и авторах песен (с 1950 по наше время).
Есть про что подумать.

1.

Посчитал: всего 247 упоминаний разных песен. Из них (не песен, а упоминаний) 20 песен Высоцкого, 19 - Окуджавы, а дальше разрыв: по 10 - БГ и Никитин, 9 - Пахмутова, 8 - Башлачев, 7 - Галич, 6 - Цой, 5 - Городницкий и Н.Матвеева. Дальше, в лучших традициях малых голландцев, "групповой портрет цеха бардов": по 4 - Рыбников, Луферов, Тухманов, Клячкин, Летов, Таривердиев, Визбор, Шевчук; по 3 - Бутусов, Ланцберг, Гладков, Жуков, Анчаров, Минков, Ким.
Откуда разрыв?

Но если подумать, то рационально обосновать, почему песня гениальна, невозможно. По крайней мере, критерии гениальности обычно имеют мало общего с рациональностью. Хотя тут надо напомнить, что речь идет о "гениальной песне", а критерии обычно измышляются к "гениальному человеку". Однако, ежли подкопать тему...

Вот к примеру, С.Каменский обследует не самого гения, а проблемы, с которыми он работает, и выдвигает три опознавательных критерия для таких проблем:

"... во-первых, крайне нечетко проявляются в обшественном сознании. Их обнаружение в обьективной реальности на фоне уже известного и привычного, а впоследствие и достаточно четкое осознание требуют значительно больших, по сравнению с нормой, открытости психики и дифференцировочной способности мозга субьекта познания и действия. Во-вторых, эти проблемы характеризуются высокой трудностью постановки на их основе возможных задач и оценки их оптимальности. В третьих, процесс решения задач имеет чрезвычайно высокий уровень неопределенности или сложности".

Исходя из этих критериев, любая художественная проблема может быть объявлена "проблемой для гения". Гм. Вот Вл. Емельянов перечисляет критерии гения:

"(а) феноменально чувствителен к едва различимым "сигналам" жизни;
(б) видит обычное с необычной стороны (угол зрения);
(в) глубоко понимает проблему, предпочитая не отвечать на вопрос, а извлекать из него новые;
(г) имеет дар предвидения;
(д) независим и самостоятелен в поиске, не идет на компромиссы;
(е) обладает неким ореолом исключительности, вследствие чего способен вдохновлять как современников, так и грядущие поколения (критерии Э. Торраса, Л. Холл, А. Тейлора, Дж. Холтона)".

Вот критерий "ореола исключительности" (ореола "пассионарности"), это подходит. Если автор не несет такового, пусть хотя бы выглядит как "демон на договоре"... Что у нас еще, что называется, на первый взгляд?
О! критерии гениального произведения от Даниила Хармса (перечисляются в диссертации Н.Гладких):

"В представлении Хармса гениальное произведение должно удовлетворять трем главным критериям. Оно должно быть: 1) непредсказуемым, рационально непостижимым, не подлежащим непротиворечивой или однозначной интерпретации; 2) художественно цельным, неклассически гармоничным; 3) обладающим силой, то есть способностью вызывать сильный эмоциональный эффект".

Очень близко к теме! В.Эфроимсон писал про предпосылки гениальности («Человек» — 1997 № 2—6, 1998,№ 1), упоминая, что "Термин «гениальность» употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности, предполагая врожденную способность к продуктивной деятельности в той или иной области; гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связан с созданием качественно новых творений".

Суммируем... Качественно новое / неочевидное, при этом имеющее сильный / неоднозначный эмоциональный отклик.
И как же критерий "неочевидности / неоднозначности" отнести к пику Высоцкого и Окуджавы? Пожалуй, здесь вопрос - о гениальности, а ответ - об "общественном признании". В очень большой степени - "эффект обезъянничанния" - что-то вроде "ну все культурные люди знают что песни Высоцкого гениальны". К тому же, как известно, "правильный гений - мертвый гений". Берем наш список. Убираем все повторения. И из 211 произведений треть (71) принадлежит ушедшим из жизни. Из 71 - 27 суммарно на Высоцкого и Окуджаву.

В-общем, предсказуемо. Но, оказывается, картина становится любопытнее, когда выписываешь годы создания / выхода в свет упомянутых песен.
Получается вот такая картинка:

Для наглядности:

Выбор песен 75-го года:
"По улице моей который год" М.Таривердиев
"Синий цвет" С.Никитин
"Купола" В.Высоцкий
"День Победы" Д.Тухманов
"Никого не будет в доме..." М.Таривердиев
"Кавалергарды" И.Шварц
"Прощай" В.Добрынин
"Сентиментальная прогулка" Д.Тухманов
"Про трех дураков" Устинов
"Арлекино" Пугачева
"Беловежская пуща" А.Пахмутова
"Я прошу ,хоть не надолго..." М.Таривердиев
Выбор песен 88-го года:
"Монолог" М.Минков
"Табун" Б.Алмазов
"Гуд бай, Америка" В.Бутусов
"Скованные одной цепью" В.Бутусов
"Мусорный ветер" А.Григорян
"Группа крови" В.Цой
"Моя оборона" Е.Летов
"Белые розы"
"Легенда" В.Цой
"Я получил эту роль" Ю.Шевчук
"Террорист" Ю.Шевчук
"Дорога в Макондо" А.Громов

С "психоисторической" точки зрения, начинаешь разбираться с пиками... ... и вопросов оказывается больше, чем ответов.

2.

Вдогонку.

Берем дату создания. Берем дату рождения. Считаем возраст автора на момент создания (выхода в свет).
И - "леди предпочитают созревших", что называется.
пики: 35, 38, 44 года на момент создания.

Убиться веником.

Copyright © А.Крамер, 2008