Проект MUZA | Дневники
Историческая логика: реформа образования


[23.02.11]

Историческая канва для понимания того, что происходит с образованием (причем во всех сферах и на всех уровнях).

(1).

21 мая 1964 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О сроках подготовки и улучшении использования специалистов с высшим и средним образованием". Там много интересного, но в данном случае смотрим 7-й и 8-й пункты.

"7. Установить, что специалисты с высшим и средним специальным образованием обязаны работать после окончания обучения не менее трех лет в соответствии с назначением комиссий по распределению молодых специалистов и заключенными контрактами с предприятиями или учреждениями.<...>
8. Запретить руководителям предприятий, учреждений и организаций принимать на работу молодых специалистов, не проработавших трех лет после окончания ими учебного заведения, без путевок о направлении на работу или документов о предоставлении права поступать на работу без распределения".

(2).

6 марта 1990 принят закон "О собственности в СССР", установивший разнообразие форм собственности.
19 октября 1990 появляются "Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике". Интересно, что в нем точно обозначены приоритетные для государства профессии и специальности - рабочие, крестьяне (фермеры), инженеры, предприниматели и организаторы производства. Прелюбопытнейший документ, особенно в свете уже наших знаний о путче 1991-го и его последствиях...

19 декабря 1990 года вышло Постановление Совмина СССР №1311 "О мерах по развитию договорных отношений в подготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием". Уже в первом пункте сказано:

"...правительства союзных республик, министерства и ведомства СССР, имеющие в своем подчинении высшие и средние специальные учебные заведения, самостоятельно определяют начиная с 1991 года объемы и структуру подготовки и порядок распределения молодых специалистов исходя из сложившихся связей и заключенных договоров между учебными заведениями и предприятиями, организациями и учреждениями всех форм собственности, с учетом общегосударственных нужд и перспектив развития регионов и отраслей".
Обязательное распределение по факту отменено; это "приглашение" к профессиям предпринимателя и частного собственника, как единственная альтернатива в ожидании "оздоровления экономики".

(3).

16 февраля 2001 года подписано Постановление Правительства РФ №119 "Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена".
Положение о проведения ЕГЭ утверждено Приказом Минобразования РФ от 27.02.2001 №645.

Приплюсовать сюда (возможно, в качестве исходного) следует и Закон СССР от 24.12.1958 "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", работавший до начала 1974, когда ввели в действие Закон СССР от 19.07.1973 №4536-VIII "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании".

Как мне представляется, тезис "укрепления связи школы с жизнью", которым обосновывалось введение ЕГЭ, может быть системно подкреплен лишь наличием четкой перспективы: средняя школа - высшая школа - "жизнь". То есть внятно и обоснованно прогнозируемого личного пути на ближайшие как минимум 10 (а с учетом раннего выбора пути, так и все 20) лет. То есть, ты знаешь, чем ты будешь заниматься, и у тебя есть четкое представление - где и когда ты сможешь этим заниматься. Помимо всего прочего, обязательное распределение институционально подкрепляло прогнозируемость последствий личного выбора пути, буквально на уровне алгоритма. Срыв этой предсказуемости, цепная реакция, запущенная в 1990-1991-м, привела к обрушению всей системы образования: потерялась основа, ради чего большего человек учится и на какой основе возводить эту "архитектуру знаний". Как мне кажется, и ЕГЭ, и новые стандарты образования возникли от разрушения всяческих перспектив, они были приняты для того, чтобы хоть что-то вразумительное было, хоть какое-то основание для возможной перспективы, так, как авторы эту перспективу понимают. Я не оправдываю создателей ни ЕГЭ, ни образовательных стандартов, - их действия оказались подчинены безжалостной логике последствий системного разрушения перспектив, при отсутствии внятной - системной же - альтернативы разрушаемому.

Copyright © А.Крамер, 2011