К пониманию иррационального 1989 О гениальных песнях... О гениальных песнях (2), попытка анализа Антропология колбасы
[24.01.08]
Термин "иррациональное" отрицающе-производный от ratio, которое суммарно можно представить как способность разума производить расчеты, делать выводы, ставить и решать задачи. Иными словами, выносить суждения и создавать правила. По большму счету содержание термина фиксирует практический и сравнивающий разум: правила и задачи подчинены цели, расчеты и суждения подразумевают измеримость, то есть соотносительность предметов расчета (суждения).
***
Очень часто говорят так: абсолютно все можно объяснить, только мы еще многого не знаем. Еще часто говорят: объяснения бессмысленны, мы видим то, что хотим видеть, а как на самом деле - не знает никто.
***
Вот еще что важно: иррациональное всегда выходит за границы предсказуемости (общей или локальной нормы предсказуемого). Однако при этом иррациональное может вполне быть очевидным. Тут любопытная двумерность: очевидное и предсказуемое, очевидное и непредсказуемое, неочевидное и предсказуемое, неочевидное и непредсказуемое.
М-да. Тот еще был год. Как выразились бы раньше, "год великого перелома". Первый съезд народных депутатов СССР (самый первый, который смотрели как чемпионат по футболу); Тбилиси, Тяньяньмынь, падение Берлинской стены; революции в Польше, Чехословакии, Румынии. Наши войска ушли из Афганистана. Буш сменил Рейгана. Аятолла Хомейни объявил о 3 миллионах за голову автора "Сатанинских стихов". Трагедия под Уфой. Не стало Лоренса Оливье, Жоржа Сименона, Ростислава Плятта, Герберта фон Караяна и Андрея Сахарова. Запустили первый спутник GPS.
"Аквариум" запел по-английски, Андрей Макаревич выпустил "Песни под гитару". Помните: Не дай вам Бог хоть раз зайти на сцену с той стороны, где дверь "служебный вход"... Хорошо легла песня: к тому времени я написал музыку к трем спектаклям "народного театра" (были такие), в том числе к "За закрытыми дверями" Сартра. Там, кстати, одно из главных действующих лиц - Saint-Louis Blues, да, словил я тогда блюза, почище, чем Сомик... Это параллельно учебе в мединституте, откуда меня уже основательно "тянуло на родину"... Собственно, такое развитие событий былов некотором смысле преопределено; после школы я активно хотел в музучилище, но, поддавшись в некотором смысле семейной врачебной традиции (и, разумеется, аргументам о "стабильной работе", все-таки был 1986-й!) пошел в мединститут, где учился очень даже недурно. Но: "она читала мир как роман, а он оказался повестью..." Ага. Бормоча "прогулка в парке без дога может стать тебе слишком дорррого", я намылился в Московскую консерваторию.
Ну так вот: летом 89-го случилась попытка поступления в Московскую консерваторию. Из этого "крестового похода" я привез обратно: двойку по специальности (из пяти мест три были "целевыми" для южных республик), редкую оценку 1/5 по теории (кол за знания, пять за логику), две коробки нот, знание "до-ре-ми-до-ре-до" как посылающего далеко-далеко, воспоминание о рояле "Ямаха" в классе теории композиции и нижнее "фа" валторны в темном коридоре.
Интересно было. По телевизору: "До и после полуночи", "Взгляд", "Музыка в эфире", "Литературно-художественный видеоканал"... "Рабыня Изаура" в повторе днем и "Спрут-2" вечером. Пресс-конференция Алана Чумака и "Всего несколько слов в честь господина де Мольера" А.Эфроса с Любимовым в главной роли. Фильмы Тарковского выдвинуты на Ленинскую (!) премию, полностью опубликовали "Москву-Петушки", в "Новом мире" с продолжением печатают "Архипелаг ГУЛАГ"...
Хм... Берия, значит...
М-да. Пожелай мне удачи в бою.... Ага, именно тогда. Что интересно, именно в "музилище" мне редкостно повезло с Учителями (именно так, с большой буквы). Мария Алексеевна Крафт (еще с музыкальной школы), Мария Петровна Лапкина (теоретик, ученица Марии Алексеевны) и Петр Анатольевич Ладыженский, первый мой Мастер в композиции (сейчас он живет и преподает в Питере). Вот начиная "от них", моя композиторская работа стала по-настоящему осмысленной.
Потрясение того времени, которое еще долго сказывалоось: фильм "А это случилось в Виши" с музыкой Шнитке. 1-е Concerto grosso, Альтовый концерт, "Ревизская сказка", еще один фильм с его музыкой (показанный в тот же год) - "Комиссар". И вопрос: как? Как это?.. От Шнитке - к Малеру, Шостаковичу, Стравинскому, Айвзу... И обалдение, буквально последних лет: когда в Оперном давали "Жизнь с идиотом", я вдруг услышал тему, которая уже была в Квинтете, и еще раньше - в том самом Кончерто гроссо, кажется, она есть везде у Шнитке... вот она: "тема-бабочка"...
Многоточие.
А под Новый 1990-й по телевизору показали одну из последних записей Владимира Горовица (именно показали, как он с оркестром театра La Scala и маэстро Джулини записывают 23-й концерт Моцарта). "Моцарта надо играть как Шопена, а Шопена как Моцарта". Я это записал.
И вдогонку, еще немного музыки из 89-го.
Аквариум: The death of King Arthur с альбома Radio Silence, слова Томаса Мэлори.
Дм.Коломенский проводит опрос о гениальных песнях и авторах песен (с 1950 по наше время).
По-моему, гениальность песни - когда она воспринимается на одном дыхании (да еще случается, вопросы возникают: "что это было" или "как это было сделано"). Но главное - в захвате слушателя, когда песня до конца не отпускает...
Гия Канчели, "Приходит день, уходит день..." ("Мимино"[1977], песня на титрах).
Марк Минков: "Не отрекаются любя"[1978] или абсолютно гениальный "Монолог" на М.Цветаеву (тут еще вопрос кто больший гений, композитор или Алла Борисовна, буквально прожившая песню)...
Давид Тухманов, "Аист на крыше"[между 1980-85] и "На далекой строне, на чужой планете"[1973].
Микаэл Таривердиев: "Пылающую голову рассвет" (Шекспир, из к/ф "Адам женится на Еве"[1980], кстати вот видео: исполняет автор).
Алексей Рыбников, "Я тебя никогда не забуду" (но тут кусок спектакля [1981], поэтому вот видео всей сцены)...
Александра Пахмутова: "Нежность" (к/ф "Три тополя на Плющихе" [1967]) и "Беловежская пуща"[1975].
Ян Френкель: "Журавли"[1969].
Здесь же "Вудсток" В.Вотинцевой и "Возвращение на Итаку" А.Ширяева.
А еще, не гениальное, но с проблесками гениальности:
Юрий Шевчук (ДДТ): "Белая ночь"[1994].
А еще есть "гениальные стилизации" - тут, пока с отрывом лидирует "Несчастный случай" с песнями для "Дня радио".
Дм.Коломенский открыл результаты опроса о гениальных песнях и авторах песен (с 1950 по наше время).
1.
Посчитал: всего 247 упоминаний разных песен. Из них (не песен, а упоминаний) 20 песен Высоцкого, 19 - Окуджавы, а дальше разрыв: по 10 - БГ и Никитин, 9 - Пахмутова, 8 - Башлачев, 7 - Галич, 6 - Цой, 5 - Городницкий и Н.Матвеева. Дальше, в лучших традициях малых голландцев, "групповой портрет цеха бардов": по 4 - Рыбников, Луферов, Тухманов, Клячкин, Летов, Таривердиев, Визбор, Шевчук; по 3 - Бутусов, Ланцберг, Гладков, Жуков, Анчаров, Минков, Ким.
Но если подумать, то рационально обосновать, почему песня гениальна, невозможно. По крайней мере, критерии гениальности обычно имеют мало общего с рациональностью. Хотя тут надо напомнить, что речь идет о "гениальной песне", а критерии обычно измышляются к "гениальному человеку". Однако, ежли подкопать тему...
Вот к примеру, С.Каменский обследует не самого гения, а проблемы, с которыми он работает, и выдвигает три опознавательных критерия для таких проблем:
"... во-первых, крайне нечетко проявляются в обшественном сознании. Их обнаружение в обьективной реальности на фоне уже известного и привычного, а впоследствие и достаточно четкое осознание требуют значительно больших, по сравнению с нормой, открытости психики и дифференцировочной способности мозга субьекта познания и действия. Во-вторых, эти проблемы характеризуются высокой трудностью постановки на их основе возможных задач и оценки их оптимальности. В третьих, процесс решения задач имеет чрезвычайно высокий уровень неопределенности или сложности".
Исходя из этих критериев, любая художественная проблема может быть объявлена "проблемой для гения". Гм.
Вот Вл. Емельянов перечисляет критерии гения:
"(а) феноменально чувствителен к едва различимым "сигналам" жизни;
Вот критерий "ореола исключительности" (ореола "пассионарности"), это подходит. Если автор не несет такового, пусть хотя бы выглядит как "демон на договоре"... Что у нас еще, что называется, на первый взгляд?
"В представлении Хармса гениальное произведение должно удовлетворять трем главным критериям. Оно должно быть: 1) непредсказуемым, рационально непостижимым, не подлежащим непротиворечивой или однозначной интерпретации; 2) художественно цельным, неклассически гармоничным; 3) обладающим силой, то есть способностью вызывать сильный эмоциональный эффект".
Очень близко к теме! В.Эфроимсон писал про предпосылки гениальности («Человек» — 1997 № 2—6, 1998,№ 1), упоминая, что "Термин «гениальность» употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности, предполагая врожденную способность к продуктивной деятельности в той или иной области; гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связан с созданием качественно новых творений".
Суммируем... Качественно новое / неочевидное, при этом имеющее сильный / неоднозначный эмоциональный отклик.
В-общем, предсказуемо. Но, оказывается, картина становится любопытнее, когда выписываешь годы создания / выхода в свет упомянутых песен.
Для наглядности:
С "психоисторической" точки зрения, начинаешь разбираться с пиками...
... и вопросов оказывается больше, чем ответов.
2.
Вдогонку.
Берем дату создания. Берем дату рождения. Считаем возраст автора на момент создания (выхода в свет).
Убиться веником.
Антропологический феномен, однако.
Ведь изначально - были те, кто ел суп с мясом, и те, кто ел суп без мяса. Важен сам факт наличия мяса; а с говядиной - так это прямо говорило о благосостоянии. Говядину имел тот, кто уже был обеспечен молоком (Катерина точно подметила). То есть - две коровы. Или три. Свои коровы.
Именно коровы. Говядина. Птица - это не мясо. Это птица. Крестьянам бескоровным была доступна по возможности рыба, и то хорошо, если. Свинина - это не мясо, это сало. Свинина неотделима от самогона и водки, и именно во время первой госмонополии на "хлебное вино" (1533) начали целенаправленно выращивать свиней на подворьях.
А колбаса появилась как водится, случайно: собирали голландских мореходов в очередную кругосветку, и случайно жирное подсушенное мясо утрамбовали в кишку, чтоб хранилось лучше. Ну, оно и слежалось. Это как с фондю, тоже в-общем, из меню путешественников; известно с древности, только как "торговая марка" и колбаса, и фондю прорезались в первой трети 17 века.
Колбаса, вообще-то, городской продукт: корову в городе держать сложно. Тут свое подсобное хозяйство нужно.
Вот так и поделилось общество, на тех кто мясо может покупать (постоянно, не каждый день, редко) и тех, кому мясо недоступно (а доступны субпродукты). Интеллигенция российская в основном была "колбасной", но и это продлилось недолго. В 1861 отменили крепостное право, но лишь к середине 80-х стали появляться зажиточные крестьяне и как-то формироваться фермерский рынок. А через 30 лет и того не стало. Революция-с. Экспроприации-с. Гражданская война, продразверстка, голод, репрессии.
CC (BY-SA) А.Крамер, 2008
|