Проект MUZA | Дневники
2007


 Ходили в филармонию на Гершвина...
 Гобой
 Новосибирск с велосипеда
 О среднем возрасте и выше среднего
 Ходили на "Баядерку"...

[15.01.07]
Ходили в филармонию на Гершвина...

Шухер начался еще в декабре: Новосибирский симфонический под руководством самого маэстро Каца сыграет Бернстайна - сюиту из "Вестсайдской истории" и Гершвина - "Американца в Париже", сюиту из "Порги и Бесс", а также "Рапсодию в стиле блюз", причем солировать будет лично Даниил Крамер. Контрамарку удалось вытрясти только в день концерта - на приставные стулья в проходе у 7-го места (приставные к 6-му были распроданы). При учете того, что а) Гершвин и Бернстайн да еще б) в симфоническом звучании - а вот фиг Бернстайна. "Вестсайд" заменили Дж.Раттером (Gloria для хора, ударных, медных духовых и органа). И не Кац, а Шестаков. И в фойе кофе-автомат не регулировал количество сахара. И вообще в концерт приехали мы от родственников, где я благополучно объелся и был несколько духовно отяжелевши; а полный зал эдаких духовно-строгих лиц, многие - с явным сознанием приобщения духовным ценностям и эдаким постновато-интеллигентным необщим выраженьем.

Да вот, ити его, преподаватель музыкальной журналистики явился во всей красе и стал созерцать. Вообще музыку в концерте, оказывается, во многом воспринимаешь глазами - через спину дирижера. Архитектурное зрелище.

Или ландшафтное; к примеру, Мравинский - это, пожалуй, набережная Мойки, Федосеев - закоулки между Новым и Старым Арбатом, а вот маэстро Зайдентрегер - стадион "Сибирь", когда в этом стадионе бокс дают. Спиваков - это жилой микрорайон, вроде утопающего в зелени "Лаздиняя" в Вильнюсе, Рождественский - побережье Сочи в сезон, а Шестаков - вроде как если памятник мастеру "русского стиля" поставить на Кутузовском (тьфу, это уже какой-то "волкодав с валторною" получается). Но все равно - впечатлил. Да, именно: когда на Кутузовском пробки.

Когда наконец духовики научатся играть как минимум не вразнобой? Когда научатся попадать в ноту, а не "въезжать" в нее? Когда наконец перестанут заменять орган самоиграйкой системы "Ямаха" - ну да это как раз понятно. Орган в Энске один - в консерватории, а филармония на консерваторию обиделась лет эдак десять уже назад, когда за аренду зала консерватория попросила у филармонии денег. Вот так и получается - орган в консерватории, а в филармонии - "Ямаха" с "комбиком". И музыка под стать - то есть не музыка, а интер... тре...пре.. Ну типа киноэстетика критического реализма: английская деревушка, после рождественской мессы народ валит из церкви, напивается на ходу и эдаким аглицким блюзом горланит: "Гло-о-о-рия! а-мЕн! а-А-мен!" Тромбоны ревут, литавры гремят, "ямаха" свиристит - Мосфильм, экспериментальное творческое объединение, тысяча десятьсот семьдесят... ну неважно. Двадцать минут "пожарного оркестра" с хором. Смешно.

Народ в зале одухотворен в ожиданиях. "Американца" сыграли даже с куражом, объявили антракт. "Порги" после антракта также прошла на ура, после чего начали выдвигать на авансцену припрятанный рояль для Крамера. Выдвинули. Возопил кларнет и начался блюз. Справка: "Rhapsody in Blue" (1924) написана для фортепиано и джазового оркестра Пола Уайтмена. Оркестровал замыслы Гершвина аранжировщик оркестра Ферд Грофе, подгоняя инструментовку под стиль каждого оркестранта, - спустя два года тот же Грофе переложил Рапсодию на фортепиано и симфонический оркестр. ...так что сказать... Исполнявшийся на бис сольный крамеровский "кошмар абсолютника" (по выражению Катерины) был интереснее. А рапсодия... ну даже если не знаешь, что Гершвин почитал Рахманинова... - ну все равно ведь слышно, что играть нужно разным звуком! видимо, не слышно. Академический экзерсис для джазмена и эстрадно-симфонического. К какой ноге кобылы привязан Раттер - непонятно, видимо, пресловутый "эффективный менеджмент", когда сверстывают программы на два года вперед (все равно потом что-то поменяется). По-хорошему, программу стоило строить так: сначала Бернстайн, потом "Американец" и "Порги", антракт. Потом пусть бы Крамер поиграл соло (надо дать ушам отдохнуть, переключить в другой звук) и затем "Рапсодию". Первое отделение получилось бы чуть длиннее, но зато ощущение от концерта было бы куда более цельным. А то устал уже, ломишься в гардероб, а тут на тебе - "бисы"...

[наверх]


[23.04.07]
Гобой

1. А знаете ли вы, почему нельзя писать партию ударных по принципу "тыц!... сорок тактов паузы... тыц! тыц.... еще сто пятьдесят тактов паузы"? А потому что ударники начнут травить анекдоты. А рядом с ними сидят туба и тромбоны. А рядом сидят флейты и гобои. И знаете ли вы, какой звук издает гобой, когда гобоист берет ноту, продолжая ржать над анекдотом? Не знаете? Так я вам скажу: нечто среднее между блеянием сильно нетрезвого козла и истерикой полупоридушенного петуха. Незабываемый, душераздирающий звук!

2. А знаете ли вы, что гобой дает "ля" для настройки всего оркестра? конечно знаете. А знаете ли вы, как звучит это "ля", когда гобоист ржет над анекдотом? И как после этого настраивается оркестр? И как после такой настройки звучит Моцарт? Правильно: как непроспавшийся Стравинский.

3. А знаете ли вы, почему гобоя нет в так называемых "жмур-оркестрах"? Ну, в тех, которые "играют на похоронах и танцах"? Потому что тембр гобоя работает как усилитель тембра трубы. И почему-то так происходит, что гобоисту ну никогда не перепить трубача. У трубача губы сильнее. Зато у гобоиста чувство юмора. Шостакович, когда изображал "пожарный оркестр", хорошо про это помнил.

4. Между прочим, когда две флейты разъезжаются в унисоне, это еще полбеды, тембр мягкий, в оркестре даже и незаметно. Когда то же самое делают два кларнета, это звучит как "Изя и Яша уже пора". Но два гобоя, разъезжающиеся в унисоне посреди лирической и почти эротической темы... Облом нимфоманки, вот как это называлось лет десять назад.

5. У гобоя специфический, "носовой", при этом довольно резкий, хотя и немножко туманный тембр. Характерный тембр, харАктерный, при этом немножко "тормозной". Пьеро. Арлекин - это, пожалуй, кларнет, а вот Пьеро. Восточный гость - в том еще, старом понимании (но это скорее ближайший родич гобоя, английский рожок). Он же - гобой - заменитель жалейки и прочих "dudоchka a la russ". И при всем том гобой замечательно имитирует дудук...

6. А вот еще сценка из жизни: саксофонистка влюбилась в гобоиста на репетициях равелевского "Болеро". Но как высказать свое чувство? И вот, как-то майским утром, гобоиста разбудил саксофон, выводящий под окнами "summertime". Как вы думаете, что в ответ сыграл гобоист? Ни за что не догадаетесь: "ля". То самое "ля",на которое настраивается оркестр. А счастье было так возможно...

7. И под занавес. Клезмерский ансамбль. Кларнет, ударник, контрабас, аккордеон. Играют "семь сорок". Что-то не так: ноты те, а кураж не тот. Полчаса репетиций, час... В перерыве в курилку заходит дедушка, послушал и так, как бы про себя: "А знаете, у меня для вас уже есть немножко мысль"... Вернулись из курилки, взяли инструменты, раз-два-три... и вы знаете, этот дедушка на своем гобое - из-за двери! - сделал всех своим паровозным гудком!

[наверх]


[13.06.07]
Новосибирск с велосипеда

Что такое тротуар? Иногда покрыт плиткой, чаще асфальтом. Люди по нему ходят и часто бьют об него бутылки. Там где нет асфальта - или там, где люди не всегда проходят, называется - пешеходной дорожкой. Тротуар переходит в пешеходную дорожку ну очень незаметно...

Что такое проезжая часть? Это там, где машины едут. То есть могут проехать. Потому что проезжая часть по краям зарастает автомобилями. Иногда - автобусами. Впрочем, это неважно - машины и даже велосипед там проеехать смогут. А там где не всегда могут или там, где асфальта нет, называется - дорога. Что "жопа"? Рессоры поменяй...

Тротуары и проезжие части с боков имеют наросты, называемые - поребриками. Иногда поребриков нет, и там на маленькой скорости можно проехать.

Асфальтом называется такое дорожное покрытие, которое не содержит почвы. Асфальт в природе встречается гладкий, заплатчатый и кардиограммный. Гладкий встречается на центральных улицах и в некоторых дворах, остальная часть города покрывает асфальт заплатчатый. К старости асфальт заплатчатый превращается в кардиограммный и далее в пешеходную дородку или - дорогу. Иногда из асфальта на тротуарах торчат обрезки арматуры. А почему бы не торчать? люди ходят, вот и славно...

А еще есть мост. По нему можно проехать по тротуару. Но очень осторожно, потому что через равные промежутки времени в тротуаре случаются такие рвано-вспученные прорези, в которых видна арматура. По проезжей части ездить не рекомендуется: 4 полосы, забитые автобусами и грузовиками, между которыми виляют "газели" и легковушки. Когда могут. Когда не могут, называется - пробка.

В общем, как сказано в одной лоции, "там где видишь опасности, прозревай ужасы..."

[наверх]


[09.09.07]
О среднем возрасте и выше среднего

навеяно вот этой дискуссией в ЖЖ. Особенно: "Эта группа [мужчины, 40-50 лет], которой социальный стереотип даже в праве на получение психологической помощи, отказывает".

Насколько я понимаю, социальная функция психологии - создание социальных стереотипов и их поддержание на поведенческом уровне. При всех киваниях на личность и "клиентцентрированность"; в конечном итоге психолог занимается "заморочками в отношениях", и ищет как правило индивидуальные решения в рамках стереотипной социальной приемлемости поведения. А границы приемлемости определяются степенью социальной воспроизводимости такого поведения. Ан масс, что называется...

Что там у нас с возрастными стереотипами?

"«Город Солнца» – это город будущего. Его жителями станут молодые, успешные и динамичные люди, уже достигшие определенных результатов в жизни, но все самое интересное еще ждет их впереди, и они готовы добиваться поставленных целей".

"Рок-фестиваль "Продвижение" демонстрирует решительную региональную маркетинговую политику и ориентиры брэнда "Клинское" на своих основных потребителей - молодых душой, успешных, динамичных людей, любящих и умеющих весело проводить время".

"...точного адресного обращения к индивидуальному сознанию человека, желающего себя идентифицировать как представителя определенной социальной группы - молодых, динамичных, перспективных, успешных, востребованных".

Хм-м...
А если раскрутить с другого конца?

Рождаемость падает, население стареет, (и в целом, и по ожидаемой продолжительности жизни). Причем это характерно не только для России.

К тому же "...заработная плата монотонно повышается вплоть до 27 лет... на протяжении трех последующих десятилетий она меняется незначительно... Это означает, что лишь в самые ранние годы увеличение трудового опыта обеспечивает быстрый рост оплаты; его дальнейшее накопление не приносит сколько-нибудь значительной экономической отдачи". (Демоскоп)

Что имеем в общем виде? Две ключевые для патерналистской соцполитики группы социума: пенсионеры (кого кормят) и молодые (кто кормит). При этом нагрузка на "молодых-и-кормящих" постоянно растет (не только с учетом проекта по повышению рождаемости, но и с учетом колоссального износа коммунальной и прочей инфраструктуры, которые держатся за счет налогов).

Фактически перед молодым человеком стоит задача - до 27 лет набрать такой уровень экономической эффективности, чтобы не только хватило на себя-сейчас, но и на "прокормить", "отремонтировать", запастись на свою пенсию" (ибо вполне возможно, что некому будет тебя в твою пенсию кормить). Собственно, идеология яппи порождает требование (социальный стереотип) сверхэффективности, оборотной стороной которого становятся "сверхстрессы", "синдром хронической усталости" и "синдром лузера" (неудачника).

Кроме того, яппи плюс патернализм, знаете ли... ядовитое сочетание.

"История российского общества предполагает идею патернализма, как проявления сильной государственной власти. Это на уровне нашей бытовой религиозности заложено" (А. Чаусов).

"В отличие от бюрократической организации западного предприятия, отличающейся жесткостью закрепления функциональных обязанностей, формализацией взаимоотношений внутри фирмы, на советских предприятиях устанавливалась организация труда, основанная на взаимном замещении работников в напряженных ситуациях и коллективной ответственности за результаты работы, предполагающей добровольное возложение работником на себя дополнительных обязанностей. Сети персонифицированных взаимоотношений и неформальных торгов позволяли оперативно решать возникающие производственные проблемы. Они как раз и отличали патерналистские отношения советских предприятий от японского корпоративного патернализма. Вместо обмена долгосрочными обязательствами на них устанавливалась система текущих неформальных торгов, поддерживаемая нормами локального доверия и эмпатии, имевших существенно меньшую по сравнению с японскими предприятиями сферу действия. В 1990-е годы патернализм на российских предприятиях, безусловно, существенно изменился. Если раньше он был встроен в систему государственного патернализма, то впоследствии произошла его эмансипация. Высока живучесть корпоративного патернализма, на наш взгляд, объясняется его функциональной ролью. Сеть персонифицированных взаимоотношений и неформальных торгов работников и работодателей в производственном процессе по-прежнему остается важнейшим механизмом решения производственных проблем" (М.В.Курбатова, К вопросу о патернализме).

"Цикличность российского развития предполагает неизменность ряда существенных параметров, устойчиво воспроизводящихся после очередного пароксизма либерализации и реформ. Среди них - самодержавный характер власти, неустойчивое разделение власти и собственности, преобладание государственного патернализма и так далее. <...> Более того, подобно реформам, в данной системе контрреформы также выполняют определенную эволюционную задачу. Контрреформы - следствие реформ, они продолжают модернизацию, но односторонне и неорганично, зачастую путем нового закрепощения общества, формирования мобилизационной системы хозяйствования и всемерного усиления государственного вмешательства в приватную сферу" (В.Лапкин, В.Пантин).

А вот размышления о трех вариантах патернализма в связи с грядущими в декабре выборами... Такой вот коктейль Гераклита с Парменидом: "все течет, ничего не меняется".

А что же психология?
А психология занимается проблемами самооценки. Разумеется, в разных жанрах, но весьма-таки в русле "социальных приемлемостей", включая неполноценности, ага...

А вот на E-xecutive обсуждение под заголовком "Россия страна лузеров???" оказалось закрытым "в связи с тем, что участники Сообщества переходят на личности и некорректно ведут себя по отношению друг к другу". Вот, например:

" - Я понял, что наша страсть к креативу и различного рода озарениям не более чем скрытая форма психологической неполноценности, мы готовы рисковать просто за красивую идею с непредсказуемым результатом только что бы доказать себе и другим, что мы не лузеры".
- "Я не совсем понял вы меня хамом назвали или лузером. Я - украинец".
- "есть иная версия описаных сложностей. "Мания величия", "народ богоносец", " мы европу спасли по очереди от татар, Наполеона, Гитлера и так.. по мелоча".
- "А Англичане не колонизовали земли, а несли просветительскую миссию тем кто ее просил".
- "В русском менталитете глубочайшим образом укоренено фундаментальное ощущение конечности земных благ. Нам очень трудно представить себе создание ценности "из ничего". Размер пирога не меняется, если у кого-то прибыло - значит обязательно у кого-то убыло. Тут и корень всех наших революций..."
- "А шестидесятников надо уже в гетто закрывать. Они продолжают бороться с государством, строем и страной, которых нет лет уже 15 как. И мОзги разным там СПСникам загаживают".
- "Одной самооценки мало. Человеку - любому - нужны элементарные и нормальные человеческие условия, чтобы проявиться. Самооценка ВЫСОКАЯ Ходорковскому, например, не слишком-то помогла. Понимаете, о чем я"....

Гм... средний возраст аудитории E-xecutive - 25-35 лет. Преобладающие отрасли - консалтинг, ИТ, товары повседневного спроса...

[наверх]


[16.12.07]
Ходили на "Баядерку"...

Ффу: никаких "танцев живота" и прочего contemporary не было (с них бы сталось). Похоже, наша премьера - калька со спектакля Мариинки, о котором хорошо и подробно писал Вадим Гаевский.

Чем показался спектакль интересным. Во-первых, европейская музыка и хореография в индийском антураже. Как следствие, то, что я бы назвал "дежанризацией" - вальс звучит, а выглядит как не вальс, там еще полонез был, и даже канкан какой-то, а полек в разных вариантах, а еще "лирический марш"... Во-вторых, первый акт - с драматургией, во втором - дивертисмент, третий вообще понять невозможно, но это не важно затравка с конфликтом дана, а дальше - красивая музыка и всяческая платика. Главное - вовремя остановиться. Надо сказать, что порезав третий акт и сразу выкинув героя из "Теней" (которые воспринимались как второй и очень затянутый дивертисмент) в катастрофу, создатели несколько перестарались. Однако это может быть ценным: пусть будут узнаваемые завязка, перелом и катастрофа - а между ними трава не расти. В-третьих. К вопросу о литературных первоисточниках (драма Калидасы "Сакунтала" и баллада В. Гете "Бог и баядерка"): берем оттуда страсти (по две-три крайности на каждую), на каждую крайность пишем отдельную сцену плюс одну сцену, где крайности смешиваются. Все это на лейтмотивах, желательно таких, где танцевальную мелодию можно спеть. Четвертое: перед катастрофой желательно ввести что-то психопатологическое, в крайнем случае психоделическое (как в свое время сделали глюковского "Орфея", там Элизиум - глюки обкурившегося Орфея, даром что полспектакля по сцене с переносным телевизором култыхался). Свидетельствую: катастрофа и развязка при неожиданном выходе из делирия... внушает.

А вообще было так, живенько, бодренько. В эстетике купеческого ресторана с цыганами.

Соль такой эстетики для классического балета. Первое действие: драматургическое, события, театр в общем. Второе действие: дивертисмент, а по сути, антракт: в нем заняты второстепенные герои, исполнителям же главных партий надо дать время накатить в буфете с гусарами, драгунами и "золотой молодежью" коньячку и шампанского. В принципе, в полчаса можно уложиться, не нажираясь. Третье действие - господа офицеры возвращаются в зал и, неспешно лакируя коньячок шампанским, лицезрят в полевые (а господа статские - в театральные) бинокли ножки примадонн.

Такой подход в целом согласуется с модой приезжать в театр ко второму действию: одни направляются сразу в буфет, другие - в зал, коль скоро выдается возможность спокойно (без "дорогих гостей") посмотреть искусство.

Вот... а первое действие - единственное, что отличает балет от кафешантана, ибо порядок действий сохраняется по сей день в неприкосносенности.

[наверх]


CC (BY-SA) А.Крамер, 2007